Библиографическое описание:

Таранцова А. В., Вяткина К. Р. Личностно-ориентированное обучение и воспитание в школе на основе современных педагогических технологий [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2016. — С. 73-76.



 

Данная статья содержит представление о личностно-ориентированном обучении и воспитании в школе, которое осуществляется за счет использования современных педагогических технологий. Выделяются основные виды технологий, которые в большей мере способствуют всестороннему развитию индивидуальных качеств личности.

Ключевые слова: личность; личностно-ориентированное обучение; педагогические технологии; сотрудничество; индивидуальные качества; дифференцированный подход.

 

This article provides a view of student-centered teaching and education at school, which is carried out through the use of modern pedagogical technologies. The main types of technologies that are more conducive to the full development of individual personality traits.

Keywords: personality; learner-centered education; educational technology; cooperation; individual quality; a differentiated approach.

 

В условиях динамичного развития российского общества все большее внимание привлекает личность творческая, интеллектуально развитая, прагматичная, независимая, способная к непрерывному творческому саморазвитию и самосовершенствованию.

В следствие этого, наиболее популярным стратегическим направлением развития системы образования в нашей стране на сегодняшний день является личностно-ориентированное образование. Оно рассматривает механизмы формирования личности как самоцель образования, и достижению этой цели подчинены все процессуальные и содержательные компоненты образования.

Индивидуализация процесса обучения вызывается тем, что у всех школьников весьма разный уровень подготовки и разные способности к учению. Обучающиеся, объединенные в одну группу только по возрастному принципу, без учета их умственных способностей и индивидуальных особенностей, не могут равномерно и одинаково продвигаться вперед в овладении знаниями.

Одни ученики могут обладать гибкостью, подвижностью мышления, умением анализировать, обобщать, творчески подходить к решению каких-либо задач, другие же не обладают такими качествами и в следствие этого начинают отставать в усвоении учебного материала, у них пропадает мотивация к учению, появляется негативное отношение к учебе. При всё этом, положение сильных учеников тоже не самое лучшее, так как они вынуждены работать вполсилы в связи с тем, что учитель в учебном процессе ориентируется на среднего ученика. Такие дети со временем привыкают к легкости выполнения учебных заданий, а первые трудности вызывают у них растерянность, стрессовые состояния и неуверенность в себе. Следовательно, цель достижения высокой успеваемости каждым обучающимся может быть реализована на основе изучения специфических особенностей обучающихся при личностно-ориентированном подходе.

Личностно-ориентированный подход реализуется в условиях использования современных педагогических технологий. Зарождение идеи технологии педагогического процесса связано прежде всего с внедрением достижений научно-технического прогресса в различные области теоретической и практической деятельности. В настоящее время педагогическая технология понимается как последовательная, взаимосвязанная система действий педагога, направленных на решение различных педагогических задач, или как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса.

Главная цель технологии личностно-ориентированного обучения — это не воспитание человека определенного типа, а создание предпосылок для роста и саморазвития личности.

Среди эффективных педагогических технологий личностно-ориентированного обучения в начальной школе выделяют следующие виды технологий:

        Педагогика сотрудничества

        Гуманно-личностная технология Ш. Амонашвили

        Разноуровневое обучение

        Технология полного усвоения знаний

        Технология поддержки ребёнка

        Метод проектов

Педагогика сотрудничества. Термин «сотрудничество» определяется как идея коллективной развивающей деятельности взрослых и детей, которая наполнена взаимопониманием, взаимовыручкой, проникновением в духовный мир друг друга, а также совокупным анализом хода и результатов данной деятельности.

Сотрудничество является многоаспектной системой отношений; но главное место в нем занимают отношения «учитель — ученик». В основе традиционного обучения основное положение учителя — субъект, а ученика — объект. Что касается концепции сотрудничества, то здесь это положение сменяется представлением об ученике как о субъекте своей учебной деятельности. Следовательно, два субъекта единого процесса должны действовать совместно, быть сотоварищами, партнерами, представлять собой союз старшего и опытного с менее опытным; ни один из субъектов не должен брать главенствующую роль над другим. Среди основных положений педагогики сотрудничества можно выделить: отношение к учению как к творческому взаимодействию ученика и учителя; обучение без принуждения, личностная мотивация; идея объединения нескольких тем в блоки; рефлексия, коллективная творческая деятельность творческое самоуправление учащихся и др. [5]

«Педагогика сотрудничества» является проникающей технологией и широко используется в работе учителей и школ не только в России, но и за рубежом.

Гуманно-личностная технология Ш. Амонашвили.

Гуманно-личностная технология способствует формированию, развитию и воспитанию в ребенке благородного порядочного человека путем раскрытия его индивидуальных качеств, облагораживает душу и сердце ребенка, развивает его познавательные силы, обеспечивает условия для расширенного и углубленного объема знаний и умений. [2]

Гуманистическая позиция учителя заключается в том, чтобы принять детей такими, какие они есть. Действуя с такой позиции, учитель обладает возможностью узнать детей, созерцать мир их глазами, разобраться в их желаниях и направить жизнь и учение каждого ребёнка на познание окружающего мира и утверждение добра. [3]

Разноуровневое обучение. Личностно-ориентированные технологии подразумевают учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, т. е. дифференцированный подход в обучении к каждому обучающемуся с учетом его индивидуальных знаний, умений и навыков. Разноуровневое обучение необходимо для того, чтобы предоставить возможность каждому ученику развить свои скрытые способности. [1]

Различают внешнюю и внутреннюю дифференциацию. Внутренняя дифференциация — предполагает такую организацию учебного процесса, при которой индивидуальные качества школьников учитываются в условиях организации учебно-познавательной деятельности в классе. Точнее говоря, внутри класса образуются группы учащихся, объединенные по определенным признакам, чаще всего по обучаемости, то есть по легкости и быстроте усвоения учебного материала. А внешняя дифференциация — предполагает такую организацию учебного процесса, при которой учащиеся разного уровня обученности целенаправленно объединяются в учебные коллективы с учетом способностей по предполагаемой профессии или же по интересам. Такую дифференциацию могут представлять классы углубленного изучения предметов, профильные и т. д.

Разноуровневое или дифференцированное обучение представляет собой эффективную и удобную форму работы как для обучающихся, так и для обучающих.

Технология полного усвоения знаний. Данная технология была разработана американским психологами и их последователями. Один из авторов обратил внимание на то, что в традиционном учебном процессе условия обучения всегда фиксированы, а вот результат обучения остается нефиксированным. Он предложил сделать условия обучения переменными, а вот результат обучения постоянным параметром. Воплощая данный подход, психологи разработали методику обучения на основе полного усвоения знаний. Данная методика имеет общую установку, которой должен проникнуться каждый педагог, работающий по данной системе: все обучающиеся могут полностью усвоить весь необходимый учебный материал при рациональной организации учебного процесса. [4]

Технология поддержки ребёнка. Для полноценного развития ребенка очень важно, чтобы он мог в любой момент обратиться за помощью к учителю, спросить у него совета, ведь учитель является значимым для ребенка, он является для него авторитетом. При этом важно, чтобы педагог был доступен для каждого ученика. Учитель должен чувствовать настроение всего коллектива и отдельно взятого ученика. Всё это осуществляется за счёт специальных средств поддержки, которые делятся на две группы.

Первая группа — это общая педагогическая поддержка всего коллектива, то есть приветливое, доброжелательное, доверительное отношение к ученикам, общение в диалоге с детьми и положительная оценка их достижений.

Вторая группа — представляет собой средства личностной поддержки, которые диагностируют индивидуальное развитие ребенка, степень усвоенных им знаний, личные проблемы. Среди таких средств главным является определение количества необходимой поддержки каждого ребенка, основанное на знании его физических и психических особенностей. [5]

Метод проектов. Метод проектов строится на активном обучении, в котором деятельность ученика основана на его личных интересах и целях. Проектное обучение является актуальным на сегодняшний день, так как учит детей сотрудничать друг с другом, формирует творческие способности, коммуникативные навыки, умение кратко,но в то же время доступно излагать свои мысли, учитывать мнения партнеров по общению и т. д. При обучении данным методом каждый ученик выходит на свой определенный уровень развития, используя при этом свой индивидуальный темп деятельности. В результате совокупного подхода развитие психики и физиологии обучающегося соответствует его оптимальным возможностям при работе над проектом. [5]

Таким образом можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день, в связи с переходом к интенсивному развитию общества и изменением коренных целей образования, в котором теперь на первый план выдвигается обеспечение становления личности обучающихся, появляются всё более новые педагогические технологии, которые обеспечивают высокий уровень подготовки обучающихся, путем раскрытия их индивидуальных особенностей и способностей.

 

Литература:

 

1.                  Беликов В. А. Личностная ориентация учебно-познавательной деятельности (дидактическая концепция). — Челябинск: Изд-во ЧГПИ, 2006.

2.                  Белухин Д. А. Основы личностно-ориентированной педагогики: Курс лекций. М.: ИПП; Воронеж: НПО МОДЭК, 2 изд. — 2006.

3.                  Бершадский М. Е., Гузеев В. В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. — М.: Педагогический поиск. 2003.

4.                  Голубкова О. А., Кефеме И. Ф. Использование активных методов обучения в учебном процессе. — СПб., Речь, 2008.

5.                  Жайтапова А. А. Образование, ориентированное на результат, как международная педагогическая тенденция // Творческая педагогика.-2004.-№ 1.

6.                  Новые педагогические и образовательные технологии в образовании / Под ред. Е. С. Полат. — М.:Академия, 2005.

7.                  Педагогика: педагогические теории, системы, технологии; Учебное пособие для студентов / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов. — М.: Академия.3 изд.-2008.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle