Библиографическое описание:

Слабко Л. С. Проблема реализации принципа преемственности в работе детского сада и школы [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2016. — С. 40-42.

 

Преемственность в образовании это тема, которая волнует не только педагогов, администрацию образовательных учреждений, но и родителей. Каждому родителю хочется, что бы его ребенку было комфортно в детском саду и на протяжении всего обучения в школе и дальше при поступлении в учебное заведение. Только сегодня у ребенка одни условия, темп и насыщенность деятельности, а завтра все по другому. Сложность идеи преемственности, как плавного перехода от одного звена образования к другому заключается в ее многоаспектности, проводимые так называемые изменения в образовании еще больше способствующих расхождению во взглядах на протяжении многих лет.

Участники образовательного процесса очень часто задают вопрос: Может ли быть идеальная преемственности между детским садом и начальной школы? Между начальной школой и основной школой в процессе непрерывного образования?

Каждое общеобразовательное учреждение по своему решает очень непростую, но важную проблему, без которой не возможно качественно решать образовательные задачи.

Успехи в школьном обучении зависят от качества знаний и умений сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка. Преемственность это не что иное, как опора на пройденное, использование и дальнейшее развитие имеющихся у детей знаний, умений и навыков, расширение и углубление этих знаний, осознание уже известного на новом уже более высоком уровне.

Основными задачами дошкольного и школьного образования, является подготовка детей к школе. Поступление в школу это прежде всего переход ребенка на качественно новую ступень в своем развитии. Основным видом деятельности ребенка, становиться учебная деятельность, тогда как в детском саду доминировала игровая. Однако этот переход не может произойти по взмаху волшебной палочки, должно пройти некоторое время пока ребенок осознает себя школьником.

Основная задача, как воспитателя детского сада, так и учителя начальной школы обеспечить на первых этапах обучения специфические дошкольные методы, формы организации жизни детей, иными словами игровая деятельность не должна исчезнуть с первых дней ребенка в первом классе. Необходима, что бы игровая деятельность постепенно, закономерно уступала ведущее место учебной деятельности. Именно с анализа проблем преемственности и возможности ее решения началась деятельность педагогических дуэтов, она предусматривает совместную работу воспитателей выпускных групп детского сада и школьных педагогов четвертых классов в разработке и проведении совместных занятий, мероприятий направленных на всестороннее развития личности ребенка, участие в методических объединениях, конференциях, семинарах, где обсуждаются вопросы перспективного планирования. Данная работа позволяет учителям получить представления об уровне развития будущих первоклассников. Воспитателям детского сада понять требования, которые предъявляет школа к поступающим в первый класс, а родителям заранее познакомиться с будущими педагогами их детей, с программой первого класса, задать вопросы.

Правильная организованная работа по преемственности это залог успеха обучения детей начальной школы. Из опыта работы по данной теме, можно отметить, что успешной адаптацией воспитанников детского сада способствует развитие любознательности у дошкольников, формирование у детей развитого воображения,

Что обеспечивается широким использованием сюжетно — ролевых игр, игр драматизаций, конструирование. Развитие коммуникативных навыков, умение общаться со взрослыми и сверстниками. Таким образом, если ребенок в детском саду научится играть, овладеет формами общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми, приобретет способность управлять своими эмоциями и воображением, он безболезненно перейдет в школу. Чтобы обеспечить все это ежегодно разрабатываются планы совместной работы по преемственности на ступенях дошкольного и начального образования детский сад — начальная школа. Вся работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста должна исходить из принципа не навреди, и быть направленной на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развития индивидуальности каждого ребенка. Неотъемлемой частью педагогической деятельности является сотрудничество с семьей, что позволяет добиваться значимых результатов во всестороннем развитии ребенка. Для эффективной работы необходимы согласованные действия работников дошкольных учреждений и семьи. Все лучшее, что может дать семья любовь, заботу, уход, личное общение, детский сад и начальная школа должны сделать своим достоянием и наоборот все хорошее, что приобретает ребенок в детском саду и школе, самостоятельность, организованность, интерес к знаниям, должно находить продолжение и опору в семье. Только тогда улучшится качество в воспитании и обучении детей в школе и подготовка к школе в детском саду. Таким образом будет преодолен разрыв между семьей, детским садом и школой являющейся серьезной преградой для правильного развития ребенка.

Роль родителей в воспитании детей не заменима, никакие педагоги не смогут дать ребенку всего того, что он получит от мамы и папы, родители это первые люди в жизни ребенка, поэтому именно с них он и будет брать примеры подражая им во всём. Это как ничто другое должно стимулировать мам и пап к самосовершенствованию. Лучшая школа для ребенка — это примеры, если в вашей семье, будет царить понимание, мир, спокойствие, уважение, любовь, то ребенок как губка будет вбирать этот пример в себя. Живя в такой гармонии малыш вырастет умиротворенным, спокойным, и достаточно манерным, нужно научить ребенка слушать, думать, размышлять над увиденным и услышанным, уважать мнения других. Детям нужна наша любовь, наше понимание. РоссКэмпбелл писал, что «детей можно сравнить с зеркалом, они отражают любовь, но не начинают любить первыми» это касается детей до десяти лет, если их одаривать любовью, они ее возвращают, если им ничего не дается, то им и не чего возвращать. Преемственность создающая общий благоприятный фон для физического, эмоционального, интеллектуального развития ребенка в детском саду и начальной школе, будет способствовать сохранению, укреплению его физического, психического здоровья, а это одна из важнейших задач образования, его основной результат.

Анализируя психолого-педагогическую литературу и обобщая практику я пришла к выводу, что в сфере преемственности между детским садом и школой имеется ряд недостаточно разобранных вопросов.

Систематизируя их, можно выделить следующее: осуществление образовательного процесса в каждом звене без опоры на достигнутом в предшествующем этапе; разрыв между конечными целями и требованиями при обучении и воспитании детей на различных этапах образовательного процесса; отсутствие системности при отборе и содержания обучения и организации учебного материала по ступеням образования; отсутствие единой системы руководства всем процессом образования в дошкольном и школьном учреждениях и т. д. Другими словами, проблема преемственности между детским садом и школой рассматривается учеными в малопродуктивных условиях раздельного функционирования данных общеобразовательных учреждений. В этих условиях педагогическая деятельность воспитателей и учителей по реализации принципа преемственности осложнена и обречена на разобщенность и бессистемность. В соответствии с этим моя позиция в решении этой проблемы заключается в том, что она может быть решена в условиях единого функционирования смежных образовательных учреждений, где все участники педагогического процесса поставлены в условия взаимодействия, что, учебно-воспитательный комплекс «Детский сад — школа» имеет возможность реализовать единую образовательную программу, вырабатывать общие цели, содержание, методы и формы развития детской личности. Условия организации педагогического процесса в комплексе «Детский сад — школа» я рассматриваю как создание, упорядочение и эффективное использование педагогического пространства образовательного учреждения в целях эффективного обучения и развития личности ребенка.

На основе изучения теории и обобщения практики мною систематизированы следующие концептуальные основы реализации принципа преемственности: образовательная сфера включает в себя разные уровни и ступени, функционирующие на основе преемственности.

Преемственность как основа всякого развития в природе, обществе обеспечивает единство, непрерывность, целостность, взаимосвязь того или иного процесса.

Преемственность в образовательной сфере представляет собой движение по прямой, как порождение нового, где последующая стадия на основе предыдущей, сохраняя ее элементы, обеспечивая их гармонию в структуре новых уровней и ступеней образования.

Процесс обучения как последовательный и непрерывный переход количественных изменений в качественные в соответствии с принципом преемственности обеспечивает интеллектуальное и личностное развитие школьника.

Преемственность уровней и ступеней образования достигается на основе учета своеобразия возрастных тенденций развития.

Преемственность в сфере образования обеспечивает развитие школьника, когда содержание и технология обучения и воспитания соответствуют не только уровню его развития, но и создают зону, необходимую для его дальнейшего роста и развития.

На основании этого, можно сделать вывод, что данная статья не исчерпывает решения всей много аспектной проблемы реализации преемственности в образовании, а лишь может служить основанием для дальнейших исследований по проблеме непрерывного образования.

 

Литература:

 

  1.                Ананьев, Б. Г. О преемственности в обучении / Б.Г, Ананьев // Советская педагогика. — 1953. -№ 2.
  2.                Аронина, А. И. Проблема преемственности между подготовительной группой детского сада и первым классом школы в системе эстетического воспитания: автореф. дис.... канд. пед. наук / А. И. Аронина. — М., 1980.
  3.                Астраханцева, Т. Н. Педагогические условия обеспечения преемственности в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста: дис. канд. пед. наук / Т. Н. Астраханцева. -Чебоксары, 2002.
  4.                Выготский, Л. С. Собрание сочинений. В 6 т. Т. 4. Детская психология / Л. С. Выготский; гл. ред. А. В. Запорожца. — М: Педагогика, 1984.
  5.                Галаова, Б. Н. Разработка этнокультурной концепции учебно-воспитательного комплекса «детский сад-школа»: дис. канд. пед. наук / Б. Н. Галаова. — Владикавказ, 2001.
  6.                Гершунский, Б. С. Педагогические аспекты непрерывного образования / Б. С. Гершунский // Вестник высшей школы. — 1987. — N 8.
  7.                Годник, СМ. Процесс преемственности высшей и средней школы / СМ. Годник. — Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1981.
  8.                Гончарова, И. И. Преемственность в формировании учебных умений у старших дошкольников и первоклассников: автореф. дис.... канд. пед. наук / И. И. Гончарова. — М., 1988.
  9.                Данилов, Д. А. Актуальные вопросы современного образования: пособие для работников образования / ДА. Данилов, А. Г. Корнилова, — Якутск, 2003.
  10.            Дашковская, Л. П. Преемственность в трудовом воспитании между детским садом и школой: автореф. дис.... канд. пед. наук / Л. П. Дашковская. — М., 1967.
  11.            Джемендзюк, Л. Л. Условия преемственности в формировании позитивной «Я — концепции» дошкольного и младшего школьника: дис. канд. пед. наук / Л. Л. Джемендзюк. — Иркутск, 2001.
  12.            Коменский, Я. А. Великая дидактика / Я. А. Коменский // Избранные сочинения. -М., 1982.-Т. 1.
  13.            Кузь, В. Г. Педагогические основы воспитательного процесса в комплексе «школа-детский сад»: дис. д-ра пед. наук / В. Г. Кузь. — Киев, 1992.
  14.            Лунина, Е. Е. Особенности организации образовательного процесса в учреждении «детский сад — школа» с валеологической направленностью: автореф. дис.... канд. пед. наук / Е. Е. Лунина. -Тюмень, 1997.
  15.            Лысенко, В. Д. Преемственность детского сада и школы в работе по природоведению: автореф, дис.... канд. пед. наук / В.Д, Лысенко. — Минск, 1975.
  16.            Матвеева, Т. А. Организационно-педагогические основы развития учебно-воспитательного комплекса «детский сад-школа» в условиях села: дис. канд. пед. наук / Т. А. Матвеева. — М., 2000.
  17.            Учебно-воспитательный комплекс «детский сад — школа»: сб. документов и материалов. — М.; Новая шк., 1995.
  18.            Лыкова, В. Я. Педагогические основы преемственности воспитательной работы детского сада и школы: дис. канд. пед. наук / В,Я. Лыкова. — 1992.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle