Библиографическое описание:

Чащина О. Ю., Аллерборн С. Н. Формирование толерантности через поликультурное воспитание детей [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2016. — С. 44-46.



 

Первое наше желание в том, чтобы до полноты человечности были развиты не отдельные, или немногие, или многие люди, а все и каждый,… — словом, каждый, кому было суждено родиться человеком, чтобы, в конце концов, весь род человеческий пришёл к культуре независимо от возраста, сословия, пола и народности

Ян Амос Коменский (Панпедия)

 

Современные дети живут в значительно изменившихся социокультурных условиях. Межэтническая напряженность, конфликты на межнациональной почве, националистические настроения стали частым явлением социальной жизни. Такие проявления дисгармоничных отношений человека и общества находят отголоски и в детской среде. «Откуда мы родом? Мы родом из детства…», думаю, что все согласятся с утверждение Антуана де Сент-Экзюпери, а значит все, что есть в нас доброго, закладывается с детства, причем с раннего возраста. Отсюда важно, начиная с дошкольного возраста, учить детей взаимодействовать с ориентацией на гуманистические ценности, закладывать основы культуры поведения с ориентацией на духовно-нравственные идеалы. Ведь именно в дошкольном возрасте у детей закладываются основы национального самосознания, прививаются нормы поведения и культурные традиции своего народа. Дети этого возраста наиболее открыты для взаимоотношений с людьми других национальностей и легко усваивают их самобытность. Очень важно закрепить эти природные качества ребенка и создать прочную основу для их дальнейшего развития. Сегодня поликультурное воспитание рассматривается как концептуально-методологическая основа содержания обучения и воспитания детей. Поликультурное воспитание дошкольника — это воспитание на основе толерантности к культуре народов того региона, в котором проживает ребенок, с приоритетом для него культуры его национальности.

Мы живем в одном из прекраснейших регионов, красоту которого недаром воспевают поэты. Не только своей удивительной природой славится солнечная Хакасия, но и своей богатой историей. И все же главное богатство Хакасии — это люди, её населяющие. На территории нашей республики проживают представители многих национальностей, но не нужно забывать, что Хакасия — это историческая родина хакасов. Поэтому мы считаем, что это важно приобщить детей к культуре того народа, на земле которого они проживают, но не стоит забывать и свои корни, потому что только человек понимающий и уважающий культуру своего народа сможет принять самобытность другой нации.

Дети нашей группы представлены двумя национальностями: русские и хакасы. И поэтому нам хотелось познакомить детей с самобытностью как того, так и другого народа. Исходя из этого, нами был разработан проект «Традиции моего народа», целью которого было познакомить детей с традициями, бытом и культурой, обычаями хакасского и русского народов.В рамках проекта был разработан и проведен комплекс мероприятий. На первом этапе реализации проекта с помощью родителей был собран богатый материал. Это и народные сказки, пословицы и поговорки, игры, различные атрибуты для театральных представлений, а также фото и видеоматериалы.

В рамках проекта с целью знакомства с бытом и традициями русского и хакасского народов перед нами стояли задачи познакомить детей с русской — избой и с хакасской юртой, дать представление о продуктах питания. Вызвать интерес к русским и хакасским: фольклору, играм, народному творчеству, гостеприимству, почитанию старших и родителей.Для более углубленного знакомства с бытом, традициями населения юга Сибири было предложено родителям вместе с детьми посетить краеведческие музеи города Абакана и Минусинска, а также этнографический музей в поселке Шушенское.Педагогическое просвещение родителей осуществлялось через консультации о значении поликультурного развития ребёнка, о значении семейных традиций.

Во время знакомства со сказками обоих народов дети выяснили, что там и там добро побеждает зло, что восхваляются такие качества, как честность, трудолюбие, мужество, дружба и порицаются леность, лживость, предательство, трусость. Заучивая пословицы и поговорки для викторины узнали, что они бывают, подобны друг другу. Например: «Чтобы пища была, надо трудиться» и «Кто не работает, тот не ест», «Хорошего коня по шагу узнают, хорошего человека по работе видят» — «Смотри дерево в плодах, а человека в делах», «Не приложишь труда, и шапки не заимеешь» — «Без труда, не вынешь и рыбки из пруда». На основании этого пришли к выводу, что нравственные ценности являются общими для русского и хакасского народов.

Для того чтобы познакомить детей с природой и историей родного края на помощь приходит прием виртуальной экскурсии. Оставаясь в группе, ребенок отправляется в путешествие, в котором узнает нечто новое, эмоционально переживает, оказываясь, словно очевидцем каких-то событий или явлений, и испытывает эстетические переживания. Здесь нам очень пригодился собранный фото и видеоматериал о родной Хакасии.

На прогулках мы познакомились с играми обоих народов, и были удивлены, что у русских и хакасов есть похожие игры. Самых маленьких детей у хакасов забавляли игрой «Хоор-хоор», а русские дети в это время играли в Сороку-белобоку.Хакасская игра «Киик-nyypи» (дикие козы и волк) напоминает русскую игру «Волк во рву».Детская забава «Метпечек» соответствует русской игре в жмурки. Эта была одна из самых распространенных игр среди хакасских детей. Детская игра «Чуурана» или «Чазынчах» представляет хакасский вариант игры в прятки, распространенный среди ребят всего мира.

Также в рамках проекта прошел конкурс стихов о Хакасии, которые дети подбирали вместе с родителями.Были проведены выставки рисунков «Земля моя! Моя Хакасия!», «Мой любимый город».

Подводя итог можно сказать, что знакомство детей с собственной культурой и приобщение к культуре рядом проживающих народов является основой формирования у них способности воспринимать и уважать этническое разнообразие и самобытность других наций, что способствует развитию толерантных отношений к людям разных национальностей и рас.

 

Литература:

 

  1.                Поликультурное образование детей дошкольного возраста: Аксиологический аспект: Учеб. — метод. пособие/ Н. С. Ежова, М. В. Филатова. — Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Толстого, 2011г.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle