Библиографическое описание:

Брусова Т. В. Эффективное средство формирования исследовательской компетенции на уроках химии [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2016. — С. 60-62.

 

Важнейшей задачей нашей школы является — сочетание обучения, воспитания и развития. Химия как предмет вносит огромный вклад в ее решение. Особенно велика роль химического эксперимента, если он используется не только в качестве иллюстрации, но и как средство познания. Если подросток умеет выполнять практическую работу, провести лабораторный опыт, способен выполнить наблюдения в ходе эксперимента, получить нужный результат, при этом соблюдая правила техники безопасности, обобщать экспериментальные данные, то все это воспитывает в нём самостоятельность, способность к исследованию.

Буквально несколько лет назад, я заметила, что интерес к школьному химическому эксперименту в значительной степени снизился. Это объясняется тем, что снижалось количество часов химии, исчезали реактивы, их количество было ограничено, поэтому часто, выполняя установки программ, мне не приходилось творчески подходить к химическому эксперименту. В последние годы, в связи с оснащением кабинета химии необходимой техникой и оборудованием, а так же необходимыми реактивами появилась возможность поставить эксперимент на новом уровне. Поэтому и возникла необходимость поиска новых путей совершенствования химического эксперимента на уроках и во внеклассной работе.

Современная личностно-ориентированная концепция образования призвана всемерно способствовать развитию обучаемых, раскрытию их способностей, склонностей, формированию интересов. Вклад химии в достижение этой цели связан, прежде всего, с усилением ее прикладной, практической и экологической направленности, предупреждением абстрактного восприятия материала, оживлением химического эксперимента. В связи с этим происходит пересмотр, как содержания химического эксперимента, так и его дидактических

Мотивация — сильное оружие, благодаря которому можно добиться любых целей. Но как мотивировать учащихся? — ответ не совсем прост, но чтобы ребята начали действовать, учитель должен подтолкнуть их, используя различные приёмы. Я ищу простые, но эффективные вещи, которые будут мотивировать ребят к действию.

Учебная деятельность, как и любая другая человеческая деятельность, побуждается мотивацией. Побудительным мотивом учебной деятельности является потребность в познании нового. Познавательная потребность реализуется в результате приобретения знаний. Важнейшие требования к организации процесса обучения — формирование положительной мотивации к изучению предмета, а одно из условий формирования мотивов и интереса — наличие образовательных потребностей. Эффективен такой вид внеклассной работы как химические вечера. Экскурсия как одна из форм педагогической поддержки при формировании мотивации, а так же профориентационного самоопределения учащихся. Приложение. В развитии мотивации школьников к химии кроме учебников, внеклассной работы и т. д., большую роль играют химические олимпиады. Развивать исследовательскую образовательную компетенцию учащихся на уроках химии можно различными методами. Однако наиболее перспективной и актуальной считаю — химический эксперимент. В школьном курсе химии эксперимент является не только методом исследования, источником и средством нового знания, но и своеобразным объектом изучения.

Преподавание химии уже само по себе предполагает исследование, так как круг вопросов, изучаемых ею — это поиск по выявлению взаимосвязи состава и структуры химических соединений с их свойствами. Такая деятельность помогает анализировать информацию, выявлять главное в материале, находить рациональные приемы решения проблем, осмысливать результаты и применять их на практике. Работа подобного рода вызывает затруднения, но способствует большей самостоятельности, так как носит не исполнительный характер, а задается через систему специально отобранных проблемных задач. Познавательная активность учащихся вызвана в этом случае внутренней мотивацией, желанием найти неизвестное, что сопровождается положительным эмоциональным настроем.

Один из компонентов исследовательской деятельности — это исследовательские умения, которые определяются как система интеллектуальных, практических умений и навыков учебного труда, необходимого для самостоятельного исследования [8].

Развитие исследовательских умений на уроках химии происходит на разных этапах обучения. На начальных этапах школьного курса в ходе выполнения химического эксперимента на практических и лабораторных занятиях учащиеся осваивают простейшие приемы экспериментального исследования: приемы работы с веществами, их получение, наблюдение за химическим процессом и т. д. Далее происходит совершенствование экспериментальных умений: исследование свойств и постановка эксперимента по распознаванию растворов веществ.

Что дети больше всего помнят с уроков химии? Конечно то, что проделали сами. Согласна с мнением многих моих коллег, что живой эксперимент — средство формирования уважения к себе, интереса к предмету, и конечно особенно интересен учащимся проблемный эксперимент.

Химические эксперименты снимают накопившуюся усталость, но при этом повышают внимание, усиливают мыслительную деятельность и способствуют мотивации учебной деятельности учащихся.

Школьники с большим интересом включаются в практическую деятельность. Для того чтобы этот процесс повлек за собой развитие положительного эмоционального отношения к учебе, необходимо тщательно подбирать темы практических работ и их содержание. Часто для решения поставленной задачи недостаточно имеющихся знаний, и обучающиеся вынуждены обращаться к дополнительным источникам информации, развивая, таким образом, познавательные процессы, учебные навыки и уровень интеллекта. Перед началом любой практической работы знакомлю или напоминаю учащимся правила безопасной работы в кабинете химии, обращаю внимание на выполнение сложных операций. При выполнении первых практических работ привожу примерную форму отчета, помогаю учащимся сделать выводы.

Можно с уверенностью сказать, что химический эксперимент — это эффективное средство формирования исследовательской компетенции, а так же других ключевых компетенций, предполагает сотрудничество и партнерство педагогов и детей, что способствует созданию психологического комфорта в ученическом коллективе. Кроме того, помогает повысить качество образования детей, благодаря направленности экспериментальной деятельности на конкретный конечный результат и планированию практических действий для достижения поставленной цели. Химический эксперимент является одним из методов саморазвития и самообразования педагогов, способствует повышению компетентности.

Действуя самостоятельно, дети научились разными способами находить информацию об интересующих их предметах и явлениях (чтение книг, просмотр ресурсов Интернета, общение с окружающими людьми и т. д.) У детей сформировалось представление, что источником информации является окружающий мир. Приступая к изучению новой темы, дети достаточно легко называют предполагаемый источник информации, знаний. Умеют использовать полученные знания для создания новых объектов деятельности. Дети делятся своими впечатлениями, событиями, происходящими в их жизни. Умеют выразить свою точку зрения, не бояться высказывать свои предложения.

Участвуя в реализации проектов, дети ощущают себя значимыми в группе сверстников, видят свой вклад в общее дело, радуются успехам. Ребята приобретают навык творческого общения, стали более дружными и лучше знают свой город.

 

Литература:

 

  1.                Аликберова Л. Ю., Н. С. Рукк. Полезная химия: задачи и истории. М.: Дрофа, 2008.
  2.                Библиотека по педагогике http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13–00–02/dissertaciya-realizatsiya-didakticheskih-funktsiy-himicheskogo-eksperimenta-na-nachalnom-etape-obucheniya-studentov-v-pedvuze#ixzz2jhDQwgW5
  3.                Белов П. С. Из опыта формирования химических компетенций учащихся. Химия в школе,2009№ 10
  4.                Двуличанская Н. Н. О повышении мотивации изучения химии. Химия в школе,2011 № 7
  5.                Закон Российской Федерации «Об образовании». http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii/
  6.                Злотников Э. Г. Химический эксперимент в условиях развивающего обучения. Химия в школе, 2001, № 1
  7.                Исаев Д. С. Из опыта организации исследовательской деятельности, Химия в школе,2011,№ 4.
  8.                Кузнецов А. А. Еще раз о школьных стандартах (комментарий к стандарту старшей ступени школы) http://www.iuorao.ru/20121222/239–2012–12–22–10–16–55
  9.                Кикоть Е. Н. Основы исследовательской деятельности: Учебное пособие для лицеистов. — Калининград, 2002. — С. 420.
  10.            Князева М. В. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроке химии. — Белгород.2010
  11.            Пак М. С. Дидактика химии. М.: Владос, 2004.
  12.            Рындина Ю. В. Исследовательская компетентность в структуре ключевых компетентностей будущего педагога [Электронный ресурс] / Ю. В. Рындина // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. — 2011. — № 1. С.12–14 [Режим доступа: http://www.jurnal.org/articles/2011/ped4.html].

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle