Библиографическое описание:

Петухов С. Ю., Петухова Г. В. Практика реализации модульного курса краткосрочного повышения квалификации педагогических работников на базе общеобразовательной организации [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2016. — С. 122-126.



 

Происходящие в настоящее время в России изменения в образовательном процессе определяют новый социальный заказ, который предполагает развитие личности, способной проявлять и реализовывать себя в нестандартных ситуациях, гибко и самостоятельно использовать практические знания.

Таким образом, в работе образовательной организации на первый план выходит необходимость создания единой системы, реализующей потенциальные возможностей обучающихся с учётом их индивидуальности.

Ядром образовательной и воспитательной системы в МКОУ «СОШ № 6 г. Карабаша» явился подписанный в 2013г. совместный с ГБОУ ДПО ЧИППКРО научно-прикладной проект «Организационно-управленческие условия построения работы с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы». Отправной точкой в работе с одаренными и высокомотивированными детьми стала исследовательская деятельность обучающихся на основе естественнонаучных предметов. В ходе реализации научно-прикладного проекта педагогами образовательной организации были пройдены курсы повышения квалификации, а так же обучение на стажировочных площадках образовательных организаций области. Система работы педагогического коллектива стала упорядоченной, системной и подчинённой единой цели. Обобщая и систематизируя педагогический опыт, мы пришли к пониманию необходимости распространения накопленного опыта. Продуктом диссеминации педагогического опыта образовательной организации является модульный курс повышения квалификации «Содержательно-процессуальные аспекты учебно-исследовательской деятельности обучающихся в условиях введения и реализации ФГОС общего образования» [4], учебно-тематический план которого разработан Центром учебно-методического и научного сопровождения обучения детей с особыми образовательными потребностями ГБОУ ДПО ЧИППКРО г. Челябинска. По окончании модульного курса педагоги получают сертификат о краткосрочном повышении квалификации.

Тема краткосрочного модульного курса повышения квалификации актуальна для педагогов образовательных организаций, а содержательное наполнение основывается на практическом опыте педагогического коллектива. К реализации модульного курса привлечено три региональных тьютора, педагогов нашей образовательной организации.

Цель программы модульного курса — методическая поддержка педагогов при организации учебно-исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС НОО и ООО. Реализуемый модульный курс, реализует следующие задачи:

          Овладение методическими приемами при организации учебной и исследовательской деятельности обучающихся, как условием достижения современного качества образования в ОО.

          Систематизация представлений о проектной и исследовательской деятельности обучающихся и сформирование готовности к разработке проектов, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

          Овладение технологией организации учебных исследований как условием реализации ФГОС НОО и ООО;

          Совершенствование механизмов оценки эффективности организации и реализации учебно-исследовательской деятельности в ОО.

Целевая аудитория модульного курса — это руководители ОО, заместители руководителей и педагоги образовательных организаций.

Освоение программы, предполагает формирование следующих педагогических компетенций и целевых установок:

          педагогические работники будут подготовлены к реализации учебно-исследовательской деятельности обучающихся (УИД)

          практическое усвоение педагогических приемов и методов организации УИД

          педагогическое обеспечение реализации УИД

          реализация УИД в условиях урочной и внеурочной деятельности

          оценка эффективности организации и реализации УИД

Основой программы является понятие учебно-исследовательская деятельность обучающихся, в которое мы вкладываем следующий смысл: «учебно-исследовательская деятельность обучающихся — процесс совместной работы обучающегося и педагога по выявлению сущности изучаемых явлений и процессов. Целью такого взаимодействия служит создание условий для развития творческой личности, ее самоопределения и самореализации» [1]

Таким образом, модульный курс, содержательное наполнение которого разработано в образовательной организации, призван вооружить педагога современными методами и приемами учебно-исследовательской деятельности, сформировать целостное представление об их использовании в урочной и внеурочной деятельности.

Учебный план модульного курса состоит из 6 тем и представляет собой 2 варианта, рассчитанных на 16 или 8 учебных часов. 1 вариант включает 7 часов аудиторных занятий, практических занятий — 6 часов и самостоятельная работа — 3 часа. 2 вариант курса: аудиторных и практических занятий по 3 часа и 2 часа самостоятельной работы слушателей и представлен следующими учебными темами:

          Роль проектной деятельности в образовательном процессе

          Классификация проектов

          Обеспечение эффективности учебно-проектной деятельности обучающихся

          Методика организации учебно-исследовательской деятельности в условиях урочной деятельности

          Учебное проектирование в начальной и основной школе

          Оценка эффективности организации и реализации учебно-исследовательской деятельности обучающихся

Основой модульного курса является практико-ориентированная деятельность слушателей. Следует обратить внимание, что все занятия построены на основе деятельностного подхода, активно используются групповые формы работы.

При изучении первой темы слушателям раскрывается понятие «проектной деятельности», история метода проектов как педагогической технологии, роль и значение проектной деятельности в деятельности образовательной организации.

Акцентируется внимание, что кроме познавательного, развивающего значения, самостоятельная исследовательская и проектная деятельность, имеет и ещё одно немаловажное значение — это социализация личности обучающихся, преодоление не комфортности, формирование успешности, подготовка к самостоятельной жизни и профессиональное самоопределение обучающихся.

Вторая тема «Классификация проектов» раскрывает многообразие видов проектов и их использование в исследовательской деятельности обучающихся. Ключевым вопросом данной темы является практическое использование того или иного вида проекта в зависимости от педагогической ситуации.

В теме «Обеспечение эффективности учебно-проектной деятельности обучающихся» раскрываются необходимые материальные, кадровые, психолого-педагогические условия, обеспечивающие эффективное использование проектной и исследовательской деятельности. Особо рассматриваются педагогические приемы, которые позволяют эффективно формировать у обучающихся необходимые умения и закрепляют полученные навыки проектной и исследовательской деятельности. На практическом занятии слушателям предлагается разработать критерии эффективности проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся.

Ключевой темой модульного курса является тема «Методика организации учебно-исследовательской деятельности в условиях урочной деятельности». Особенностью разработанного нами модульного курса является то, что в данной теме слушатели анализируют открытые занятия педагогов образовательной организации. Для успешной работы слушателям предлагается, используя различные формы погружения в проблему, проанализировать, а затем и смоделировать уроки с использованием технологии проектно-исследовательской деятельности.

В результате у слушателей появляется кейс материалов, технологическая карта урока, оценочная карта, позволяющей зафиксировать деятельность учителя и обучающих на различных этапах урока, определить целевые ориентиры и уровни их достижения.

Тема «Учебное проектирование в начальной и основной школе» так же является практико-ориентированной и ее основой служит посещение открытого занятия слушателями модульного курса. После которого педагог проводит самоанализ занятия, раскрывает особенности использования технологии учебного проектирования, отвечает на вопросы слушателей. Данная тема лучше всего проходит в форме открытой дискуссии, основанной на самоанализе педагога, проводившего открытое занятие и его анализе слушателями модульного курса.

Необходимо отметить, что после каждого практического занятия или занятия стажировочной части модуля слушатели нарабатывают богатый разноплановый дидактический материал, который может быть использован непосредственно в практике работы образовательной организации.

Заключительная тема модульного курса «Оценка эффективности организации и реализации учебно-исследовательской деятельности обучающихся» проводится в форме «круглого стола». Основой эффективности является достижение тех или иных критериев, которые были сформулированы слушателями ранее при изучении темы «Обеспечение эффективности учебно-проектной деятельности обучающихся»

Разработанный нами модульный курс был предложен педагогам области и является востребованным педагогическим продуктом. Так на модульном курсе «Содержательно-процессуальные аспекты учебно-исследовательской деятельности обучающихся в условиях введения и реализации ФГОС общего образования» проведенном на базе нашей образовательной организации. прошло обучение 36 педагогов из 8 территорий Челябинской области. Опыт реализации темы предложенного модульного курса нашел отражение в публикациях педагогов образовательной организации в педагогических журналах, сборниках всероссийский и международных педагогических конференций. Опыт разработки, внедрения и результативность модульного курса был представлен на круглом столе «Информационно-методическое сопровождение педагогов, работающих с одаренными и перспективными обучающимися в условиях реализации концепции «ТЕМП» проведенного в рамках V Международной научно-практической конференции «Региональные модели сопровождения и поддержки одаренных и перспективных детей» [6]. А также стал основой методического пособия «Реализация проектной деятельности учащихся общеобразовательной школы» [3], изданного ГБОУ ДПО ЧИППКРО в ноябре 2015г. В данном пособии рассматриваются аспекты подготовки и осуществления проектной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС. Представлены как научно-теоретические материалы, так и примеры практического характера, обеспечивающие помощь в эффективной работе обучающихся над проектом от первых шагов до ее завершающего этапа — защиты.

В заключение хочется привести слова В. П. Вахтёрова, известного русского педагога и методиста начала XX века, которые сегодня звучат как никогда актуально: «Образован не тот, кто много знает, а тот, кто хочет много знать, и умеет добывать эти знания» [2] Поэтому педагогам важно прививать обучающимся вкус к исследованиям, вооружать их методами учебно-исследовательской деятельности, так как в современных условиях от человека требуются именно способности самому решать свои проблемы, находить выход из трудной ситуации, проявлять инициативу и творчество для успешной самореализации

 

Литература:

 

  1.                Букреева И. А. Учебно-исследовательская деятельность школьников как один из методов формирования ключевых компетенций Молодой ученый. — 2012. — № 8.
  2.                Вахтеров В. П. О новой педагогике.- М.: Карапуз, 2009
  3.                Ильина А. В., Маковецкая Ю. Г., Петухов С. Ю., Петухова Г. В. Реализация проектной деятельности учащихся общеобразовательной школы. Методическое пособие по организации проектной деятельности для учителей-предметников в условиях реализации ФГОС ООО. — Челябинск: ГБОУ ДПО ЧИППКРО, 2015г.
  4.                Ильина А. В., Маковецкая Ю. Г. Реализация учебно-исследовательской деятельности учащихся общеобразовательной школы Методические рекомендации для преподавателей к модульному курсу «Содержательно — процессуальные аспекты учебно — исследовательской деятельности обучающихся в условиях введения и реализации ФГОС общего образования» — Челябинск: ГБОУ ДПО ЧИППКРО, 2014
  5.                Петухова Г. В., Петухов С. Ю. Стажировка как форма повышения квалификации педагогов на базе общеобразовательной организации Педагогическое мастерство: материалы VI международной научной конференции (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015.
  6.                Региональные модели сопровождения и поддержки одаренных и перспективных детей: материалы V международной научно-практической конференции.(г. Челябинск, декабрь 2014 г.) — Челябинск: ГБОУ ДПО ЧИППКРО,2014

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle