Библиографическое описание:

Батаева Ю. А. Самообразование как источник индивидуального роста современного педагога [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2016. — С. 121-122.



 

В деле воспитания процессу саморазвития должно быть отведено самое широкое место. Человечество всего успешнее развивалось только путем самообразования.

Спенсер Г.

 

Развитие личности педагога неразрывно связано с его стремлением к самостоятельному обогащению своих знаний. Более того, сегодня самообразование — одна из важных форм системы непрерывного повышения квалификации педагогов ДОУ.Работа по самообразованию — одна из форм повышения профессиональной компетенции педагогов, путь достижения серьезных результатов, самореализации в профессии.Самообразование — это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Самообразование — это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов и склонностей каждого конкретного человека. Как процесс овладения знаниями, оно тесно связано с самовоспитанием и считается его составной частью. Самообразование помогает адаптироваться в меняющейся социальной и политической среде и вписаться в контекст происходящего. Общество постоянно предъявляет требования к системе образования. Меняются приоритетные направления, принципы, формы и методы организации дошкольного воспитания. Разрабатываются новые программы, технологии с обновленным содержанием, вариативностью форм проведения познавательных занятий, режимных моментов. Воспитатель обязан своевременно знакомиться с новациями, пополнять профессиональный потенциал, совершенствовать педагогическое мастерство, применяя на практике новые образовательные технологии. В течение учебного года углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.

Воспитатель 21 века — это:

  1.      Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
  2.      Умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;
  3.      Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог, который постоянно совершенствует свои знания и умения, занимается самообразованием, обладает многогранностью интересов.

Методические рекомендации по самообразованию:

  1.                Изучать специализированную профессиональную литературу.
  2.                Анализируя прочитанное, нужно сравнить его с ранее изученным материалом, выявить сходство и различие систем.
  3.                Следует обсудить изученное с коллегами на педагогическом совещании. В ходе обсуждения могут выявиться неточности в осмыслении прочитанного, значит, следует скорректировать знания.
  4.                При использовании новаций необходимо приобрести или изготовить дидактические пособия согласно рекомендациям автора, продумать, отвечают ли условия детского сада данным требованиям, а также уровню развития и потребностям детей данной возрастной группы и смогут ли педагоги реализовать предложения той или иной методики.

Несколько советов занимающимся самообразованием.

          ВАЖНО, чтобы знания по какому-либо вопросу, приобретаемые из одного источника, дополнялись сведениями из другого документа. Это заставляет занимающегося сравнивать, анализировать, делать выводы и формировать свое собственное мнение по данному вопросу.

          ВАЖНО научиться пользоваться библиотечными каталогами. Это сократит время поиска нужной литературы, так как многие карточки содержат краткую аннотацию или перечисление основных вопросов, раскрываемых в книге.

          ВАЖНО уметь собирать, накапливать и хранить сведения, факты, выводы. Они пригодятся для выступления на семинарах, педагогических советах, участия в дискуссиях и т. д.

Реализуя дифференцированный подход в определении ведущих направлений профессионального развития педагогов, можно порекомендовать следующую тематику самообразования соответственно опыту и педагогическому стажу.

Для молодых специалистов:

          Осознание ценностей личностно-ориентированной модели воспитания, обучения и развития;

          Формирование основ педагогического мастерства;

          Развитие умений и конструктивных способностей.

Для воспитателей, работающих свыше 5 лет:

          Овладение способами проектирования воспитательно-образовательного процесса с целью повышения его эффективности и качества в условиях вариативного образования;

          Формирование умения анализировать научно-методическую литературу, применение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей.

Для опытных, творчески-работающих воспитателей:

          Развитие способностей к перепроектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества;

          Проявление творческого потенциала педагога;

          Пропаганда своих достижений;

          Развитие исследовательской деятельности.

Для педагогов без специального образования:

          Овладение методикой работы с детьми;

          Адаптация к педагогической деятельности.

Тематикой самообразования также может быть:

          одна из годовых задач ДОУ;

          проблема, которая вызывает у педагога затруднение;

          пополнение знаний по уже имеющемуся опыту;

Самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнить и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций. Педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей работы с детьми и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью. Кроме того, у педагогов развивается потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскрывается творческий потенциал. Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. Каковыми могут быть результаты самообразования?

          Повышение качества проводимой с детьми работы;

          Разработка конспектов. Программ, сценариев, пособий

          Доклады, выступления

          Разработка дидактических материалов, наглядности

          Разработка и проведение открытых занятий по собственным технологиям

          Проведение семинаров, консультаций, мастер-классов

          Обобщение опыта работы по исследуемой проблеме (теме) и др.

Также результатами самообразования является профессиональная компетентность, высокий общекультурный уровень педагога.

 

Литература:

 

  1. www.aforism.su,
  2. Белая К. Ю. «Самообразование педагогов ДОУ».
  3. www.docviewer.yandex.ru.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle