Библиографическое описание:

Хусаенова А. А., Амиров А. Ф., Насретдинова Л. М., Богданов Р. Р. Дидактические игры в структуре активного обучения студентов медицинских вузов [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2016. — С. 119-121.



 

Актуальность проблемы определяется объективной социальной потребностью в специалисте творческом, способном к самостоятельным ответственным действиям, в человеке интеллектуальном, с раскрепощенным от догм мышлением. Прежние приоритеты в подготовке специалистов уже не удовлетворяют в полной мере новым общественным требованиям к гуманной личности, следовательно, необходим поиск иных технологий, форм и методов работы.

Ключевые слова: образование, образовательная среда, дидактические игры.

 

Традиционно деловую игру относят к числу методов активного обучения. Область применения деловых игр как особого метода обучения довольно широка: медицина, экономика, управление, педагогика, психология, инженерные дисциплины, экология и т. д.

Обозначим специфику деловой игры, зафиксировав место данного метода по отношению к другим методам активного обучения, и показав его отличия от традиционных методов обучения (этому будет посвящен следующий раздел).

Для типологизации методов активного обучения обычно используют два основных критерия:

          наличие имитационной модели изучаемого процесса, трудовой деятельности;

          наличие ролей.

Важно также отметить, что деловая игра — это и коллективный метод обучения. В деловых играх решения вырабатываются коллективно, коллективное мнение формируется и при защите решений собственной группы, а также при критике решений других групп.

Дидактическая игра является сложно устроенным методом обучения, поскольку может включать в себя целый комплекс методов активного обучения, например: дискуссию, мозговой штурм, анализ конкретных ситуаций, действия по инструкции, разбор документации т. п.

Рассмотрим преимущества дидактических игр по сравнению с традиционным обучением.

Специфика обучающих возможностей дидактической игры как метода активного обучения в сравнении с традиционными играми состоит в следующем:

1)                 В игре воссоздаются основные закономерности движения профессиональной деятельности и профессионального мышления на материале динамически порождаемых и разрешаемых совместными усилиями участников учебных ситуаций.

Иными словами, процесс обучения максимально приближен к реальной практической деятельности руководителей и специалистов. Это достигается путем использования в деловых играх моделей реальных социально-экономических отношений.

2)                 Метод дидактических игр представляет собой не что иное, как специально организованную деятельность по операционализации теоретических знаний, переводу их в деятельностный контекст. То, что в традиционных методах обучения «отдается на откуп» каждому учащемуся без учета его готовности и способности осуществить требуемое преобразование, в дидактической игре приобретает статус метода. Происходит не механическое накопление информации, а деятельностное распредмечивание какой-то сферы человеческой реальности.

Указанные выше и многие иные особенности дидактических игр обусловливают их преимущества по сравнению с традиционными методами обучения. В общем, виде этот образовательный ресурс деловых игр усматривается в том, что в них моделируется более адекватный для формирования личности специалиста предметный и социальный контекст. Конкретизировать этот тезис можно в следующем виде:

          Игра позволяет радикально сократить время накопления профессионального опыта;

          Игра дает возможность экспериментировать с событием, пробовать разные стратегии решения поставленных проблем и т. д.;

          В дидактической игре знания усваиваются в реальном для участника процессе информационного обеспечения его игровых действий, в динамике развития сюжета деловой игры, в формировании целостного образа профессиональной ситуации;

          Игра позволяет формировать у будущих специалистов целостное представление о профессиональной деятельности в ее динамике;

          Деловая игра позволяет приобрести социальный опыт (коммуникации, принятия решений и т. п.)

Определим темы и цели дидактических учебных игр.

Для разработки деловой игры принципиальными моментами являются также определение темы и целей. Так, например, в теме могут быть отражены: характер деятельности; масштаб управления; состав инстанций и условия обстановки.

При определении целей разработчику важно ответить на несколько принципиальных вопросов:

1)     Для чего проводится данная деловая игра?

2)     Для какой категории обучаемых?

3)     Чему именно следует их обучать?

4)     Какие результаты должны быть достигнуты

При постановке целей необходимо различать учебные цели игры (её ставит перед собой руководитель игры) и цели действий её участников, которые ставятся ими, исходя из игровых ролей.

Цель учебных игр нужно рассматривать в общем, комплексе целей, методов активного обучения. Сгруппировав эти цели, уровни, методы и средства среднего медицинского образования, соотношения их можно выразить следующим образом:

Таблица 1

Цели учебной игры

Этап обучения

Цель обучения

Уровень обучения

Оптимальные методы обучения, обеспечивающие достижение цели

Оптимальный комплекс методов и средств обучения и контроля

1.Овладение информационной базой учебного предмета

Усвоить описание болезней, с которыми медработник должен иметь дело в своей профессиональной деятельности.

I-II

Традиционное обучение с использованием ТСО на основе выделенной главной информации в учебной теме, курсе, целом предмете

1.Выделение главной учебной информации

2.Логическая структура учебной темы, курса, предмета по синдромному принципу.

3.Методическая разработка-установка для студента на предстоящее практическое занятие.

4.Тестовый контроль усвоения знаний.

2.Методический инструмент практического использования информационной базы.

быстро и правильно распознавать конкретные болезни у каждого больного

III

Алгоритмизация программирования, моделирования профессиональной деятельности на основе оптимальных принципов мышления.

1.Обучающий алгоритм.

2.Программированное обучение.

3.Профессиональные задачи.

4.Проблемные ситуации.

5.Учебные игры.

3.Формирование навыков профессиональной деятельности

Быстро и безошибочно распознавать все болезни и успешно лечить всех больных.

III

Моделирование профессиональной деятельности на основе оптимальных принципов мышления и алгоритмов.

1.Обучающий алгоритм.

2.Учебные игры.

 

Возможности целеобразования и целеосуществления самими студентами — важнейший фактор осмысленности процесса учения, порождения познавательной и профессиональной мотивации, профессионального творческого мышления участников игры. Эти факторы — целеобразование и целеосуществление — одни из основных, делающих процесс учения активным.

Главное назначение дидактических игр — уменьшить для студентов степень новизны и неожиданности вероятных производственных ситуаций. Учебная игра в среднем медицинском образовании должна стать тем интегральным методом обучения и контроля, который в условиях, приближенных к реальным, объективно выявит способность студента к реальной конкретной профессиональной деятельности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle