Библиографическое описание:

Нуцулханова М. Ю., Лорсанова А. А., Джамалдаева Л. Л. Уроки русского языка и их особенности в системе развивающего обучения в условиях новой школы [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 106-109.



 

Реформы в области образования, происходящие в нашей стране, наряду с разработкой новых образовательных стандартов, введением новых учебных дисциплин, новых учебников и учебных пособий, вызвали потребность и в изменении методики преподавания. В современной педагогической практике разработаны и применяются несколько десятков новых стратегий, методов и приемов обучения, в том числе интерактивных. Современный педагог, независимо от преподаваемого предмета или учебной дисциплины, должен владеть необходимым «арсеналом» интерактивных методов обучения и уметь использовать их в учебном процессе. Развивающее и традиционное обучение являются альтернативными системами. Это значит, что задаваться вопросом о том, какая из этих систем лучше — бессмысленно. Конечно, можно сравнивать какие-то результаты, полученные при той или другой системе обучения, но выводы имеют примерно одно и то же значение.

Учащиеся, которые приходят в школу с представлением о том, что на многие вопросы можно ответить по- разному, вскоре эту уверенность теряют. В традиционной школе детей фактически приводят к мысли, что на уроке главное — правильный ответ, ничто иное не имеет ценности по сравнению с правильным ответом, а основной их источник — учителя или учебники. Однако, в демократической школе, как и в демократической стране, многие программы не имеют однозначных решений. «Процесс постановки проблем, поиска разумных альтернатив и реализация наилучших решений, — по словам американского учёного У.Глассера, — и есть подлинный процесс демократического образования. Развитая память ещё не есть образованность, точная информация ещё не есть знания. Определённо, механическое зазубривание, запоминание — враги живой мысли, они убивают творчество и сводят на нет оригинальность мышления».

Проблема развивающего обучения сегодня настолько актуальна, что нет, пожалуй, ни одного учителя, который не задумывался бы над ней. Традиционно процесс обучения рассматривается как процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого решаются задачи образования, воспитания и развития.

К основным структурным компонентам, раскрывающим его сущность, относят цели обучения, содержание, деятельность преподавания и учения, характер их взаимодействия, принципы, методы, формы обучения. Через эти общие сущностные характеристики возможно выявление особенностей развивающего обучения).

Если проанализировать сформулированные в настоящее время цели образования, нетрудно заметить, что основной приоритет отдается развитию личности ребенка: обеспечить начальный этап развития личности; выявить и обеспечить развитие способностей; сформировать умение и желание учиться, приобрести необходимые умения и навыки учебной деятельности; овладеть элементами теоретического мышления, культурой речи).

Сущность взаимосвязи образовательных и развивающих задач, обучения и развития в целом раскрыта Л. С. Выготским. Его исследования позволяют решить кардинальный вопрос типологии обучения. То обучение, которое ограничивается в своих целях лишь овладением внешними средствами культурного развития (к ним относится овладение письмом, чтением и др.), можно считать традиционным, решающим сугубо образовательные задачи. Обучение, которое в качестве ведущих целей рассматривает обеспечение (организацию) развития высших психических функций личности в целом через овладение внешними средствами культурного развития, является развивающим и приобретает при этом целенаправленный характер. Результатом такого обучения служит достигнутый ребенком уровень развития личности, его индивидуальности. Очевидно, что развитие в процессе обучения нельзя ограничивать только умственным развитием ребенка. Развивающее обучение предполагает возникновение новообразований как в содержательной стороне психики (представлениях, понятиях, суждениях), так и в способах психической деятельности: умственной и практической.

Методическая цель любого урока в системе развивающего обучения — создание на уроке условий для проявления познавательной активности учеников. Эта цель на уроке русского языка может быть достигнута следующими путями:

  1.      Учитель создаёт проблемные ситуации, коллизии, содержанием которых является противоречие (между двумя фактами, новым фактом и старой теорией), а признаком — эмоциональное переживание (удивление, затруднение). Поиск решения проблемы представляет собой выдвижение и проверку гипотез. Выдвижение гипотез может быть одновременным или последовательным, а гипотеза — либо ошибочной, либо решающей. Данный этап завершается нахождением решения, то есть открытием (пониманием) нового знания.
  2.      Учитель использует разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, «ориентированной на пробуждение самостоятельной мысли и чувства ребенка”. В классах развивающего обучения активно используются все формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная. Фронтальная работа возможна при актуализации прежних знаний, являющихся опорой для изучения нового материала. Групповая работа может иметь целью выработать продуктивное решение, необходимое для понимания темы; высказать точку зрения на языковое явление, обосновать её; обеспечить долевое участие в решении вопроса, требующего большого количества времени урока. Широко практикуются различные активные формы организации урока: ролевая игра, соревнование, путешествие, КВН, кроссворд и другие.
  3.      Учитель составляет и обсуждает план урока вместе с учащимися, в более подготовленном классе можно планировать и целую тему, и весь курс русского языка.
  4.      Учитель использует в ходе урока дидактический материал, позволяющий ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного задания. Это способствует созданию атмосферы заинтересованности каждого ученика в уроке.
  5.      Учитель поощряет стремление ученика находить свой способ работы (решение учебной задачи), анализировать способы работы других учеников, выбирать и осваивать наиболее рациональные.
  6.      На развитие учащихся влияет только их интенсивная самостоятельная деятельность, связанная с эмоциональным переживанием.
  7.      В системе развивающего обучения иной характер заданий, предлагаемых ученику. Упражнения должны давать пищу для ума, поэтому ученикам не только предлагаются задания типа «списать, вставить пропущенные буквы”, «расставить знаки препинания”. Преобладают задания, которые от учащихся требуют размышления — с чего целесообразней начать работу, какое правило объединяет всё задание, чем отличаются упражнения от выполненных накануне.
  8.      Учителю следует отказаться от традиционной структуры урока: опрос, объяснение, закрепление. Урок в развивающем обучении отличается гибкой структурой. Он может начаться с совершенно нового для учащихся вопроса, связь которого с прежним своим опытом учащиеся осознают самостоятельно или с постепенным нарастанием меры помощи со стороны учителя. Начало урока может быть неожиданным, сразу включающим учащихся в активную умственную деятельность, захватывающую их эмоционально.

Отдельные свойства методической системы развивающего обучения: многогранность, процессуальность, вариативность процесса обучения, коллизии (проблематизация содержания), работа над развитием сильных и слабых детей, включение в процесс обучения не только рациональной, но и эмоциональной сферы, продвижение в изучении материала быстрым темпом (обучение русскому языку именно это и предполагает) — в той или иной мере были свойственны и традиционной школе).

Знания, умения, навыки, формирование которых является основной задачей традиционной школы, в системе развивающего обучения являются только базой, информационным фундаментом, необходимым для развития потенциальных возможностей ребенка. Ядром системы развивающего обучения является не изолированное изучение отдельных тем программы, а системность обучения. Человеческий язык — сложная система, и обучение языку должно быть организовано таким образом, чтобы ученик привыкал искать связи между различного уровня языковыми единицами, мог рассматривать слово с разных точек зрения (фонетики, графики, словообразования, лексикологии, грамматики), тем не менее осознавая неповторимое единство всех этих сторон в одном слове, восхищаясь удивительным даром — языком. Состояние неудовлетворенности традиционной системой образования, желание кардинально перестроить учебный процесс приводит учителя к осмыслению системы развивающего обучения, к реализации ее дидактических принципов и типических свойств. Таким образом, урок, благодаря богатому содержанию, методам, ориентированным на пробуждение самостоятельной мысли и чувства ребёнка, характеру взаимоотношений между учителем и учащимися может приобрести черты нестандартности, яркости, мобильности). Увеличение умственной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес учащихся к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. А ведь ещё известный педагог К. Д. Ушинский говорил: «Ученье, лишённое всякого интереса убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдёт». Чтобы сохранить интерес к предмету и сделать учебно-воспитательный процесс качественным, на уроках русского языка и литературы активно использую информационные технологии. Сегодня внедрение компьютерных технологий в учебный процесс является неотъемлемой частью школьного обучения).

Применение компьютерных программных средств на уроках русского языка и литературы позволяет не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решить самые разные задачи: повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, облегчить контроль знаний, повысить интерес к предмету, развивать познавательную активность обучающихся. В результате использования на уроках ИКТ повысилась учебная мотивация, формируется эмоционально положительное отношение к предмету, внимание учеников остается устойчивым на протяжении всего урока, осуществляются межпредметные связи. На уроках литературы для лучшего освоения художественных произведений смотром фрагменты фильмов.

Проблемное обучение на уроках русского языка осуществляется в результате последовательно создаваемых в учебных целях проблемных ситуаций. Основными элементами проблемного обучения являются: проблемная ситуация как ситуация интеллектуального затруднения, сама проблема, источник проблемы, т. е. противоречие между прежними знаниями и новыми фактами, явлениями вызывавшими проблему, проблемный вопрос или задание.

В теории и практике преподавания выделяют традиционное и реальное проблемное обучение. Традиционное проблемное обучение предполагает осуществление следующих этапов технологической цепочки: формулировка проблемы, выдвижение гипотезы, ее доказательство и установление новых причинно-следственных связей, обогащающих учащихся знаниями об объекте проблемы. Реальное проблемное обучение осуществляется на этапе изучения нового материала, когда ученики находят ответы на проблемные вопросы учителя, работая с соответствующими средствами обучения.

В современной дидактике выделяют четыре уровня проблемного обучения.

Первый уровень характеризуется преобладанием проблемного изложения учебного материала. Второй — проблемным изложением учебного материала с последующим решением учащимися аналогичной проблемной ситуации. Третий уровень характеризуется частичным самостоятельным решением учащимися новой, ранее не известной проблемной ситуацией. Четвертый, он еще определяется как поисковый, исследовательский, характеризуется самостоятельным решением учащимися новой, неизвестной для учащихся проблемной ситуации.

Использование компьютерных технологий, аудиовизуальных средств и интерактивной доски в образовании неизбежно, поскольку существенно повышается эффективность обучения и качество формирующихся умений и навыков. К статичным и аудиовизуальным средствам обучения относят диафильмы, диапозитивы, транспаранты. Основная функция диафильмов и диапозитивов в учебном процессе заключалась в иллюстрации при объяснении учителем изучаемого учебного материала. Удобно на уроках использовать транспаранты, демонстрируемые при помощи графопроектора. В настоящее время статичные аудиовизуальные средства на уроках практически не применяются. Динамичные аудиовизуальные средства отличаются наличием звукового сопровождения. К данной группе средств относятся: учебное кино, кинофрагменты, видеофильмы. Эти виды аудиовизуальных средств обучения, за исключением видеофильмов практически не находят своего применения в учебном процессе.

Применение компьютерных программных средств на уроках русского языка и литературы позволяет не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решить самые разные задачи: повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, облегчить контроль знаний, повысить интерес к предмету, развивать познавательную активность обучающихся. В результате использования на уроках ИКТ повысилась учебная мотивация, формируется эмоционально положительное отношение к предмету, внимание учеников остается устойчивым на протяжении всего урока, осуществляются межпредметные связи. На уроках литературы для лучшего освоения художественных произведений смотром фрагменты фильмов, что способствует не только нравственному, но и эстетическому воспитанию.

 

Литература:

 

  1.      Бексултанова З. М. Особенности развивающего обучения на уроках русского языка в условиях современного школьного образования [Текст] / З. М. Бексултанова, Л. Л. Джамалдаева // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Краснодар, сентябрь 2015 г.). — Краснодар: Новация, 2015. — С. 9–12.
  2.      Гакаев Р. А. Образовательные технологии на уроках географии в условиях современной школы [Текст] / Р. А. Гакаев, М. А. Иразова // Образование и воспитание. — 2015. — № 3. — С. 4–7.
  3.      Гакаев Р. А., Чатаева М. Ж. Преподавание географии в школе и его значение как междисциплинарного учебного предмета. Научное мнение. 2014. № 4. С. 156–159.
  4.      Гакаев Р. А. Экскурсии как познавательная деятельность на уроках литературы и географии [Текст] / Р. А. Гакаев, М. Ю. Нуцулханова, С. С. Авхадов // Педагогическое мастерство: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 1–5.
  5.      Гакаев Р. А. Лекция как ведущий компонент системы вузовского образования [Текст] / Р. А. Гакаев // Педагогика высшей школы. — 2015. — № 3. — С. 62–64.
  6.      Гакаев Р. А. Типы уроков географии и особенности их структуры [Текст] / Р. А. Гакаев, Л. Д. Гайсумова // Школьная педагогика. — 2015. — № 2. — С. 19–22.
  7.      Гакаев Р. А. Элементы краеведения на уроках географии в современной школе [Текст] / Р. А. Гакаев, М. Ж. Чатаева // Школьная педагогика. — 2015. — № 2. — С. 22–25.
  8.      Давлетмирзаева Ф. А. Нестандартные уроки в преподавании географии в условиях современной школы [Текст] / Ф. А. Давлетмирзаева // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). — Самара: Асгард, 2015. — С. 71–74.
  9.      http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2014/06/22/ispolzovanie-interaktivnykh-metodov-obucheniya-na-urokakh-russkogo-yazyka-v
  10. http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,161412/Itemid,6/
  11. http://profistart.orgps/blog/44112.html
  12. http://allrefs.net/c13/1l75h/p2/
  13. http://nenuda.ru
  14. http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/2c0b65625b2ac79b4c43a89421316c37_0.html
  15. http://worldofteacher.com/2349–875.html

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle