Библиографическое описание:

Румянцева М. В., Алафьева О. В., Лазуткина М. Н. Инновационные формы работы с родителями в ДОО [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 71-72.



 

В статье представлены реализация новых методов и форм работы с родителями в ДОО. В своей работе мы используем различные формы вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс: открытые занятия и мероприятия, дни творчества детей и их родителей на стенде детского творчества.

Внимание родителей к совместной работе мы привлекаем информационными средствами: консультации, листовки, памятки, наглядная информация, анкетирование.

 

Важные изменения, которые происходят в социально-экономическом устройстве России XXI века, призывают к реформированию системы образования. Новому тысячелетию необходима новая современная система образования, которая бы удовлетворяла требованиям государства и общества. По мнению многих ученых, вместо базового образования, служившего человеку фундаментом всей его профессиональной деятельности, требуется «образование на всю жизнь».

В настоящее время в Российском обществе наблюдается повышенное внимание к семье со стороны всех социальных институтов. Это можно объяснить объективными процессами, развивающимися в обществе гуманизацией и демократизацией социокультурных отношений, ростом понимания приоритетности семьи в развитии, воспитании и социализации детей. В различных контекстах звучит, что семья должна стать в нашем обществе не просто ценностью, а новой национальной идеей.

Тема взаимодействия всех участников образовательного процесса актуализирована на современном этапе работы ДОО. Наиболее важным направлением является сотрудничество с семьей воспитанников.

Семья всегда была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи ребенку социальных и культурных ценностей [2, с. 93].

Анализ психолого-педагогической литературы представляет, что на протяжении многих лет идет поиск различного содержания, форм, методов и средств взаимодействия.

В настоящее время, можно сказать, стоит задача повсеместно, а у нас это годовая задача детского сада — родители из «зрителей» и «наблюдателей» должны стать активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения. Для этого нужно активно использовать инновационный компетентный подход к работе с родителями.

Инновация — целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения (организацию, общество, группу) новые стабильные элементы (новшества), вызывающие переход системы из одного состояния в качественно другое [1, с. 280].

Только совокупность этих составляющих дает право говорить об инновационности форм работы. [4,с. 110].

Решая эту задачу, педагоги детского сада ищут новые методы и формы работы с родителями. Наряду с традиционными формами работы (родительские собрания, консультации, индивидуальные беседы), мы используем новые, современные подходы к взаимодействию с семьями воспитанников.

Благодаря помощи участия родителей в работе педагогических советов, выявились наши общие проблемы и намечаются пути их решения. Например, присутствуя на педсоветах «Здоровье наших детей», «Адаптируемся вместе», они выразили свое мнение по обсуждаемой теме, внесли коррективы и предложения.

Одним из распространенных видов совместной деятельности является участие родителей в праздниках и мероприятиях. Живое общение с мамой в образе Лисы и Курочки, папой — Дедом Морозом и Медведем приносит особое удовольствие детям, а родители, погружаясь в сказочный мир детского праздника, лучше понимают своих детей, их желания и интересы. В своей работе мы используем различные формы вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс: открытые занятия и мероприятия, дни творчества детей и их родителей на стенде детского творчества, «Неделя добрых дел» (помощь в организации развивающей среды группы); шефская помощь; совместные экскурсии родителей, детей и педагогов, клубы выходного дня.

Внимание родителей к совместной работе мы привлекаем информационными средствами: консультации, листовки, памятки, наглядная информация, буклеты, анкетирование, информационные стенды, доска объявлений.

Кроме того, нам удалось вовлечь родителей в педагогический процесс ДОО. Большинство родителей стали активно сотрудничать с детским садом, включаться в различные формы совместной работы, что помогло педагогам решить многие воспитательно-образовательные задачи. Инновационные формы работы с семьей способствовали сближению родительского коллектива групп, установлению партнерских отношений с семьями воспитанников. Педагоги стали активнее использовать в работе новые технологии, учитывая социальный запрос, интересы, нужды и потребности родителей. В детском саду накоплен фактический материал проведенных мероприятий: сценарии, конспекты, фото- и видеоматериалы, банк диагностических методик.

Таким образом, работа с родительской общественностью является важнейшим условием развития образовательного учреждения, так как оказывает значительное влияние не только на разностороннее развитие детей, но и, в конечном итоге, на повышение статуса дошкольного образования.

Семья есть величайшая ценность, созданная человечеством за всю историю своего существования. Именно в ней формируется личность ребенка, поэтому каждый педагог нашего детского сада делает все, чтобы родители воспитанников стали партнерами и единомышленниками. [3,с. 55].

Чтобы выполнять работу в соответствии с новыми требованиями, мы и сами должны измениться. В современных условиях понятие «хороший сотрудник», конечно, включает качества хорошего специалиста, т. е. навыки определённой специальной, профессиональной подготовленности. Но хороший сотрудник это еще и — человек, который может работать в команде, может принимать самостоятельные решения, инициативный, способный к инновациям.

 

Литература:

 

  1.                Белухин, Д. А. Основы личностно-ориентированной педагогики [Текст] / Д. А. Белухин. — М.: Изд-во ин-та практич. психологии, 1996. — 320с.
  2.                Братченко, С. Л. Гуманистические основы личностно-ориентированного подхода к воспитанию [Текст] / С. Л. Братченко // Образование и культура Северо-Запада России. — 1996. — № 1. — С.91–99.
  3.                Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьёй: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. — М.: ТЦ Сфера, 2004. — 112с. (Серия «Библиотека руководителя ДОУ»).
  4.                Урмина И. А. Инновационная деятельность в ДОУ: программно-методическое обеспечение: пособие для рук. и адм. работников / И. А. Урмина.– М.: ЛИНКА -ПРЕСС, 2009.– 306

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle