Библиографическое описание:

Кулаченко М. В., Сорокина Л. В. Интегрированный урок литературы и истории как один из способов формирования межпредметных связей [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 99-101.



 

Одной из главных задач современного образования является подготовка обучающихся к жизни в высокоразвитом обществе. Решение данной задачи возможно через формирование различного рода необходимых компетенций. Наиболее эффективным способом их формирования является интеграция школьных учебных дисциплин. Помимо этого, интегрированное занятие способно оживить образовательный процесс, позволяет рационально использовать учебное время. Интегрированные уроки способствуют формированию целостного взгляда на окружающую действительность, позволяют воспринимать взаимосвязи различных явлений и процессов жизни.

В условиях введения в образование ФГОС в приоритете становятся межпредметные связи, которые считаются высшим уровнем школьного образования. Не секрет, что многие педагоги испытывают серьезные затруднения при реализации принципов осуществления межпредметных связей. Тогда педагоги обращаются к методическим рекомендациям, где указывается, что основной эффективной формой реализации межпредметных связей является интегрированное занятие. Специфика интегрированного урока заключается в том, что его проводят и организуют два или более учителя, либо один учитель, имеющий квалифицированную подготовку по нескольким смежным дисциплинам. При подготовке интегрированного урока особенно важно продумать методику его проведения. Часто интегрированному занятию предшествует опережающие домашние задания, которые выполняются либо учениками всего класса, либо отдельными учащимися. Домашнее задание так же имеет свою особенность: оно задается не по одному, а по нескольким предметам сразу.

Интегрированный урок, в зависимости от работы и активности учащихся, подразумевает возможность выставление отметок по нескольким учебным дисциплинам.

Таким образом, интегрированные уроки в современном учебном процессе приобретают важную и значимую роль. Именно поэтому в нашей статье мы обратимся к целям и задачам интегрированного занятия, рассмотрим их виды, остановимся на методике их проведения на примере интегрированного урока по литературе и истории, посвященного творчеству великого русского поэта С. А. Есенина «И неподкупный голос мой был эхо русского народа».

Как же возникла идея интегрированного урока? Изначально идея возникает из сопричастности и взаимодополняемости некоторых школьных предметов. Так как перед педагогами современное образование ставит задачу сформировать у обучающихся целостную картину мира, то и появляется необходимость интеграции между уроками. Ведь именно они открывают перед учителями и учениками значительные возможности. В рамках проведения интегрированного занятия учащиеся могут приобрести разносторонние, более углубленные знания, используя информацию по нескольким предметам. На интегрированном занятии формируется одно из главнейших умений: перенос знаний из одной отрасли в другую. Данный факт позволяет развивать критическое мышление, аналитическую деятельность.

Благодаря всему выше перечисленному, достигается целостное восприятие, окружающей ученика, действительности. Помимо этого интеграция позволяет формировать творческие способности самостоятельной, толерантной, ответственной личности.

Интегрированные занятия организованы таким образом, чтобы способствовать реализации дифференцированного подхода к получению информации и знаний обучающихся.

Интегрированный урок открывает возможности для разных категорий обучающихся, в зависимости от их способностей. Учащимся предлагаются различные методы получения и усвоения знаний: от глубокого, подробного анализа изучаемых процессов до простого пересказа изученной информации.

Следовательно, в ходе участия в интегрированном занятии у детей развивается умение обобщать, систематизировать, анализировать полученные знания из нескольких предметов, формируется преемственность знаний, полученных учениками.

Для правильного построения интегрированного занятия необходимо определить основные его отличия от традиционной формы урока. Основная часть интегрированного урока, в отличии от традиционного, наиболее вариативна, так как включает разнообразие изучаемых явлений, которые подразумевают применение разных методов обучения и организации познавательной деятельности обучающегося. Интегрированный урок продемонстрирует результативность, если будут реализованы следующие дидактические задачи:

          интегрированное занятие должно быть актуальным, содержать проблему, обязательно подразумевать межпредметные связи;

          преподаватели при подготовке урока должны тесно взаимодействовать между собой;

          педагог обязательно организует кураторство над деятельностью учащихся при выполнении интегрированного опережающего домашнего задания;

          при применении интеграции обязательно использовать приемы обратной связи;

          в интегрированном уроке должна прослеживаться преемственность между его этапами.

Также при подготовке интегрированного урока педагогу следует особое внимание уделить возрастным особенностям учащихся, возможностям класса, отношениям между учащимися.

Организация интегрированных занятий подразумевает особую четкость, продуманность и логическую взаимосвязь изучаемой информации по интегрированным предметам. Исходя из этого, возникает общая классификация интегрированных занятий:

          организация и проведение занятия двумя и более педагогами разных учебных предметов;

          организация и проведение занятия одним учителем, который имеет базовую подготовку по дисциплинам, подвергающимся интеграции;

          создание не только одного интегрированного занятия, но и разработка интегрированных тем или разделов, а при возможности и курсов.

Особо необходимо отметь тот момент, что привлечение в образовательный процесс интегрированных занятий предполагает увеличение объема самостоятельной работы учащихся, так как расширяется тематика изучаемого материала по предметам.

Обратимся непосредственно к примеру интегрированного урока по истории и литературе, который посвящен творчеству С. А. Есенина, «И неподкупный голос мой был эхо русского народа». Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что 2015 год объявлен президентом Российской Федерации Годом литературы. Помимо этого русскому поэту исполняется в этом году 120 лет.

Целью урока является рассмотрение жизни и творчества С. А. Есенина на фоне исторических событий в России в начале XX века. Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи урока:

          составить хронологическую ленту исторических событий в России в начале XX века;

          оформить картотеку исторических терминов: «гражданская война», «интервенция», «белое движение»;

          изучить творчество С. А. Есенина периода эмиграции;

          способствовать воспитанию у обучающихся интереса к историческому прошлому России, посредством творчества С. А. Есенина;

          создать благоприятные условия для развития аналитического мышления, которое позволит самостоятельно работать с различного рода информацией.

Данный интегрированный урок рекомендуется провести в виде историко-литературного альманаха, а занятие разделить на несколько этапов — страниц, которым целесообразно дать заглавие строками из стихотворений С. А. Есенина изучаемого периода.

Первая страница «Край ты мой родной …» познакомит учеников с исторической картиной родины поэта в начале XX века, а на ее примере и всей России. На второй странице обучающиеся сталкиваются с кровавыми событиями начала века — Первой мировой войной. Именно поэтому она называется «Война мне всю душу изъела…». На хронологической ленте ученики обязательно отмечают начало и окончание войны, отвечают на исторические вопросы. После анализа ответов и прослушивания комментариев, учащимся предлагается обратиться к творчеству С. А. Есенина, а точнее, определить, как в его стихотворениях отражены события войны. Особое внимание стоит уделить поэме «Анна Снегина», читая которую, учащиеся смогут определить отношение поэта к войне. Необходимо обсудить тот факт, что С. А. Есенин связал надежды на лучшее для своей Родины с надвигающейся революцией. Это позволит плавно перейти к третьей странице «Мать моя — Родина, я — большевик». На данном этапе учащиеся отвечают на вопросы по истории Февральской революции. Параллельно анализируется обучающимися образ, которым поэт изображает грядущую революцию в стихотворении «Разбуди меня завтра рано…». Целесообразно рассмотреть на данном этапе следующие вопросы:

        почему русский народ недоволен политикой Временного правительства?

        как показана в творчестве поэта жизнь русского крестьянства?

Учащимся предлагается ответить на проблемный вопрос. Почему поэт изначально попытался поддержать революцию? Здесь важно отметить, что симпатия у поэта к революционным событиям была неполитическая. Поэт думал, что революция изменит условия жизни обычного «русского мужика». Но его мечтам не суждено было сбыться. И впоследствии у него возникает противоречивое отношение к Родине. О нём будет разговор на последней странице альманаха «Куда несёт нас рок событий…». На данном этапе обучающиеся работают с картотекой исторических терминов, анализируют итоги Гражданской войны в России. После находят их отражения в отрывках из поэмы «Анна Снегина».

На заключительном этапе урока педагогам необходимо подвести обучающихся к формулировке следующего вывода: «Творчество С. А. Есенина — это важнейшая и подлинная «летопись» нашей горькой, кровавой, революционной истории».

На наш взгляд, данный пример продемонстрировал назначение интеграции — преподнести обучающимся такие знания, которые способны связать отдельные элементы в единую картину окружающего мира. Интегрированные уроки развивают эрудицию учеников, увлекают их, вносят в образовательный процесс разнообразные виды деятельности, которые позволяют снять утомляемость и перенапряжение. Интегрированные занятия полезны и педагогам, так как при их подготовке они взаимодействуют друг с другом, обмениваются опытом, делятся методическими наработками.

 

Литература:

 

  1.                Максимова В. Н. Межпредметные связи в процессе обучения. — М., «Просвещение», 1988;
  2.                Сухаревская Е. Ю. Технология интегрированного урока. — Ростов-на-Дону: «Учитель», 2003;

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle