Библиографическое описание:

Есиленок Т. А. Роль краеведческой работы в формировании нравственно-культурных ценностей на уроках истории у детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 122-124.



 

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из главных проблем, стоящих перед семьёй, школьными и дошкольными учреждениями и обществом в целом. Изменения, происходящие сегодня в обществе, связаны с переоценкой ценностей. На протяжении многих лет происходило отдаление людей от национальных традиций, культуры. В современном обществе, большинство школьников ориентированы на материальные блага, а не на духовные ценности. В настоящее время духовно — нравственное воспитание становится направляющим вектором развития учащихся. Так как материальные ценности преобладают над духовными, поэтому молодое поколение неверно понимает понятие о доброте, патриотизме, милосердии, нравственности.

Одной из основных задач государства на современном этапе является духовно-нравственное воспитание и развитие общества, формирование востребованной и одновременно высоконравственной личности. Учителя могут и должны способствовать расцвету нации и обогащать духовно-нравственное воспитание школьников.

Следует признать, что впервые за многие годы новые поправки в Закон Российской Федерации «Об образовании» определили цели нашего образования в начале третьего тысячелетия, а именно: «содержание образования должно обеспечить… формирование духовно-нравственной личности…» [2, п. 2, ст.14]. Таким образом, государство сформулировало свой заказ на разработку концепции духовно-нравственного становления детей и молодежи на основе общечеловеческих и отечественных традиций и ценностей. Эти небольшие, но принципиально важные поправки ориентируют на возвращение в школу духовно-нравственного образования и воспитания.

ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт) второго поколения должен ускорять эти процессы. Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся является социально-педагогическая поддержка и приобщение обучающихся к базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них нравственных чувств, нравственного сознания и поведения [1, с.287]. ФГОС дает четкое определение принципам построения современного воспитательного процесса на основе духовно-моральной модели воспитания: национальная самоидентификация личности; единство культурной, духовной и интеллектуальной образовательной среды; религиозная образованность; соотношение общей цели с задачей развития духовности ребенка; интеграция ума и веры. [1, с. 289].

Духовно-нравственное воспитание это процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формируют у него:

                    нравственный облик (терпения, милосердия, кротости);

                    нравственную позицию (отличие добра от зла, проявление любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);

                    нравственные чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);

                    нравственное поведение (готовность служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

В настоящее время изучение родного края приобретает все большее значение. Через изучение региональных особенностей происходит осмысление общих ценностей Российского государства. Закон «РФ об образовании» предусматривает федеральный, национально-региональный и школьный компоненты среднего образования. Региональный компонент включает в свой состав не только знания о природе, населении, хозяйстве, но также сведения из истории, литературы, этнографии, музыки и других наук о данном регионе.

Главной целью моей работы по историческому краеведению является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой Кольский край, города Мурманской области (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии. Чему учить и как воспитывать, как научить ребёнка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа? Все учителя задаются этим вопросом.

В своей работе использую краеведческий материал на уроках истории Отечества. Прежде всего, необходимо помнить о значении краеведения в деле воспитания патриотизма и гражданственности. Любовь к Родине — это любовь к своему родному дому, городу, школе, краю. А для того чтобы по — настоящему полюбить свой край, нужно хорошо его знать.

Изучая краеведческий материал, ставлю следующие цели и задачи:

                    привитие учащимся интереса к открытиям, исследованиям;

                    создание творческого подъема, активизация их познавательной деятельности средствами краеведения;

                    выработка практических умений и навыков у школьников в ходе исследовательской работы;

                    воспитание патриотизма, толерантности, бережного отношения к наследию прошлого родного края;

                    использование богатого материала из истории родного края в целях духовно — нравственного воспитания.

Краеведческая работа помогает школьникам установить связи с местным населением, помогает участию в общественно полезной деятельности. На местном материале раскрывается подвиг земляков в важнейших исторических событиях, показывается хозяйственное, экономическое и культурное значение края в развитии нашего государства, в укреплении его могущества.

На уроках истории использую региональный компонент. В программу истории Отечества включила уроки по краеведению по следующим темам: «Наш край в древности», «Наш край в Средние века», «Наш край в начале нового времени (XVI-XVII века), «Кольский Север при Петре I», «Кольский край во второй половине XVIII века», «Кольский Север в начале XIX века», «Кольский край в годы Крымской войны» (1853–1856гг.), «Мурман в период революции 1905–1907гг»., «Гражданская война и «малая интервенция» на Мурмане», «Кольский Север: от Мурманской губернии до Мурманской области», «Наш край в годы Великой Отечественной войны».

На уроках истории вместе с учениками делаем небольшие сообщения и презентации по краеведческим темам:

                    «Наскальные рисунки»,

                    «Древние саами»;

                    «Занятия и быт лопарей»;

                    «Поморы. Культура и традиции»

                    «Монастыри Мурманской области».

                    «Наш край в годы Великой Отечественной войны»

                    «Памятники Мурманской области»

Проводим виртуальные экскурсии, создаем тематические альбомы по темам:

                    «Города Мурманской области»

                    «Мой любимый город»

                    «Наши земляки — люди интересной судьбы».

                    «Летопись исчезнувших городов».

                    «История улиц города»

Краеведческая работа помогает прикоснуться к самобытности народов севера, родного города, труда горняков, оленеводов. На своих уроках использую различные экспонаты из музея школы. Работа с вещественными источниками позволяет школьникам судить о занятиях, об особенностях быта, о традициях наших предков. Изготавливали с ребятами элементы одежды и украшений первобытного человека, саамов, подготовили сцены жизни первобытных людей

Одной из наиболее доступных увлекательных форм приобщения школьников к исследовательской работе, способом мотивации познавательной деятельности учеников является изучение ими истории семьи. Рассказы и воспоминания родных — живых свидетелей, очевидцев и участников событий — оживляют историю, приближают её к ребёнку. Использую в своей работе совместную работу детей и родителей. Подготовила анкеты, где дети с помощью родителей отвечают на поставленные вопросы.

В целях активизации познавательной деятельности, воспитанию любви к своему краю провожу учебные встречи, викторины по родному краю, знакомлю со справочной литературой, библиографией по истории края.

В системе историко-краеведческого воспитания важное место занимает экскурсионно-массовая работа. Провожу экскурсий в музеи города и Мурманской области, в монастыри и Храмы Мурманской области, ботанический сад. Знакомлю учащихся с подлинными памятниками истории, краеведческими объектами в их естественных условиях. Именно эта особенность делает ее важнейшим средством духовного воспитания школьников. Материал, полученный на такой экскурсии, активно способствует повышению интереса к истории края, развивает чувства любви к своему Отечеству. Проводим встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, составляем рассказы, презентации о героях, почётных гражданах Мурманской области, проводим уроки мужества.

Любовь к Отечеству проявляется в любви к близким людям, школе, к родному городу, краю, в бережном отношении к окружающей природе, к Богу. Укоренение самосознания личности в смыслах православного образа жизни, обучение ее навыку обращения свободной волей к образам действия по совести в конкретных жизненных ситуациях, восхождение к своему духовному Я, является самым значимым для полноценного развития человека. Только тогда становится возможным, максимально раздвигать границы пространства совести в душе ребенка, высвободить его добродетели и воспитать совестливого человека. [3].

Работа по краеведению формирует гражданина, который живёт в гармонии с собой, природой, обществом. Любовь к Родине — это любовь к своим родным, друзьям, городу, своей местности, памятникам её культуры. Процветание России это возрождение патриотизма, гражданственности, духовности нашего общества. Наша важная задача — формировать у юного поколения чувство сопричастности к истории, а это и социальная ответственность, и неравнодушное отношение к судьбе большой и малой Родины. Именно этим и привлекает краеведение.

 

Литература:

 

  1.                Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в редакции от 30.03.2015.
  2.                Закон РФ «Об образовании» (273-ФЗ)
  3.                Лихачев А. Духовно-нравственная жизнь в категориях психологии / А.Лихачев // Московский психотерапевтический журнал. — 2005. — № 3.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle