Библиографическое описание:

Зойиров К. А., Саидкулов О. С., Абдухакимов Ш. К. Современная концепция графического образования студентов в высшей школе [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 145-147.



 

В статье рассматриваются вопросы непрерывного графического развития студентов в высшей школе. Сформированы концепции графического образования и содержания графической культуры студентов.

Ключевые слова:графическая грамотность; творческо-графического отношения; концепция графического образования; проектно-графического творчества; непрерывное графическое развитие.

 

В профессиональной подготовке будущего специалиста — творца важное место отводится развитию графической грамотности. Графическая деятельность студентов заключается в решении ими графических задач на уровне специалистов-творцов (конструкторы, дизайнеры, архитекторы и др.).

Графическая деятельность студентов в вузе направлена на совершенствование графических знаний и умений, полученных в школе — развитие пространственного воображения, технических, творческих способностей и в целом доведение графической деятельности до творческого уровня.

Графической грамотности принадлежит особое, ничем иным не заменимое место в общей системе профессионального формирования будущего специалиста-творца. Она способствует целостному развитию духовного мира, обогащая графическую культуру студента опытом человеческих чувств и отношении, выраженных в проектно-графическом творчестве. При этом будущий специалист не просто «информируется» об имеющемся в данной области опыте, но и совершенствуется в собственной графической деятельности (чтении и выполнении чертежей, конструировании и проектировании новых технических решений).

Согласно современным дидактическим концепциям, процесс обучения графики базируется на единстве образовательной, воспитательной и развивающейфункции. Каждый из учебных предметов несет знания о мире, обогащает опытом осуществления способов деятельности, опытом творчества и наконец, опытом эмоционально-ценностного отношения [1, с. 9]. Как видим, графическая грамотность целиком вписывается в указанную дидактическую концептуальную схему вооружая и облагораживая обучающихся разнообразным социально-ценным графическом опытом.

Вместе с тем для обучения графике наиболее присуще обогащение студентов практикой формирования творческо-графического отношения к миру, развитие внутренней свободы как ощущение себя одним из составляющих общий поток культуры. Несмотря на очевидную важность графического образования для студентов, в высшая и профессиональная школа ещё не стала центром творческо-графического саморазвития и самовоспитания. Одна из основных причин этого заключается в определенной отстраненности предметов графического цикла, внеаудиторной работы от всего вузовского учебно-воспитательного процесса. Стремясь утвердиться в качестве особого цикла, не уставая подчеркивать специфичность образного познания мира посредством проектно-графического творчества, преподаватели-графики, чаще всего замыкаются в своей творческо-графической сфере, мало связывают собственную деятельность с деятельностью других преподавателей графиков, опытом работы всей массы преподавателей высшей школы.

В переходе от технократизации к гуманитаризации и демократизации высшего и профессионального образования графике принадлежит одно из ведущих мест в развитии творческого сознания — важнейшего «инструмента» становления гармонично развитой личности.

Важнейшее направление графического образования студентов- подготовка обучающихся к самостоятельному знакомству с различными сферами графического творчества, с его высокими образцами, приспособленными к развитию творческой, графической культуры молодого человека. Развитие потребностей в графическом самообразовании, формирование соответствующих знаний и способов деятельности как показывает проведенное в Джизакском политехническом институте (совместно с ст. преп. А. Э. Джанузаковым) и Джизакском ГПИ исследование, является краеугольным камнем в системе графического образования студентов.

Исследование показывает, чтобы в процессе графического развития студентов необходимо решить совокупность взаимосвязанных задач:

                     дать ясные представления о взаимосвязи графической деятельности с жизнью человека и общества, всеми доступными средствами развивать готовность к участию в творческой жизни вуза, семьи, общества;

                     вооружить студентов актуальными для них, осознанными ключевыми, опорными, обобщенными графическими знаниями и умениями;

                     способствовать формированию оценочных суждений о месте, значении и возможностях графической грамотности как предмета творческого освоения социального жизненного явления, средства совершенствования собственной графической культуры;

                     стремиться к рассмотрению «географии» приобщенности к графическому творчеству, приобретать любовь к познанию инонациональной графической культуры как средств приобщения к типическим проявления и общей культуры народа.

Высокая графическая культура предусматривает:

                     обеспечение, в соответствии с требованиями современного производства, четкости и удобочитаемости чертежа на всех стадиях изготовления по нему изделия, с наименьшими затратами времени на его чтение;

                     наименьшие трудовые затраты на выполнение самого чертежа; это в первую очередь касается рационального отображения на чертеже формы детали, всех ее элементов, выбора главного изображения, количества изображений, их взаимного расположения; правильное, творческое и полное (не формальное) применение системы стандартизации в чертежном деле и последующих ее достижений;

                     обоснованный и экономный выбор формата чертежа и всей компоновки изображений на чертеже.

Высокая графическая культура немыслима также без хорошей графической техники изготовления чертежа специалистом-творцом (надписи, знаки, обозначения, линии чертежа — по соответствующим ГОСТ ЕСКД).

Традиционные взгляды на графическое образование сложились на современном этапе научно-технического прогресса и была обусловлены соответствующими социально-экономическими требованиями (прежде всего требованиями индустриального материального производства). В то же время в современных условиях возник ряд существенных факторов, требующих разработки технологических подходов к графическому образованию. К наиболее важным из них относятся:

                     переориентация графического образования на потребности будущей проектно-графической деятельности студентов в современном производстве;

                     организация с учетом «учебной ситуации» и проблемного характера обучения графики при использовании новых технологий обучения [2, с.337].

Соответственно, современная концепция графического образования должна быть ориентирована на потребности личности в условиях технически высокоразвитого общества, рыночных отношений в экономике, обеспечение предпосылок ее внутренней свободы; на развитие способностей к самообразованию и применению знаний на практике. Общей целью графического образования в предложенной концепции принято непрерывное графическое развитие личности (как основная предпосылка усвоения необходимых знаний и их применения в качестве средств (творческой деятельности). Оно предполагает: усвоение фундаментальных идей, представлений, знаний о мире техники и технологии, общих схем ориентировки в нем; развитие системно ориентированного стиля мышления альтернативного подхода к способам графической деятельности с учетом ее последствий для человека, природы, общества.

Новизна концепции в сравнении с традиционными подходами может быть выражена следующими основными положениями:

  1.                ориентация на развитие личности студентов (соответствующего стиля мышления, общих схем ориентировки способов деятельности и т. п.) а не на усвоение ими заданного объема графических знаний и умений. Это необходимое, условие осуществления непрерывного графического образования.
  2.                фундаментализация содержания графического образования как неотъемлемой составляющей базисного содержания современного общего образования.
  3.                объект содержания графического образования выходит далеко за рамки материального производства в области преобразовательной (творческой) деятельности людей вообще, мир техники как искусственную среду обитания человечества в частности.
  4.                расширение содержания графического образования за счет включения в него машинно-графических (компьютерная графика) аспектов преобразовательной деятельности специалистов; соответствующее расширение ее источников(ведущими среди них становятся) комплексные графические дисциплины, общетехнические науки и др. проблемно-ориентированные области знаний).

 

Литература:

 

1.                   Лернер И. Я. Учебный предмет. — М.:1988 г.

2.                   Зайиров К. А. Графическое образование студентов в высшей школе./Материалы Всеросс. научно-методические конференции «Педагогическое наследие К. Ю. Ушинского и современные проблемы модернизации образования» (17–19 марта 2004 г.) — Москва, -337 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle