Влияние танцевальной культуры на человека | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Иванов, В. Д. Влияние танцевальной культуры на человека / В. Д. Иванов, И. А. Карболина. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 114-116. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/185/9267/ (дата обращения: 20.04.2024).



 

The question of the influence of dance culture into spheres of human activity on his body. All of this will allow us to draw a conclusion about the importance of dance culture for the development of culture in general.

The aim of our research — to study the origins of dance, the influence of classical and modern dance on the body and soul.

Keywords: influence of dance, dance, man, the human history of dance.

 

Жизнь — этотанец. Конкуренция, борьба, мир — все это формы танца. Танец — это процесс, который происходит на протяжении всей нашей жизни тогда, когда мы дышим, едим, пьем и любим. «Мы совершенно правы, когда рассматриваем не только жизнь, но и всю Вселенную как танец» — писал известный английский физиолог и исследователь искусства Х. Эллис. [3]

Еще до того, как человек научился разговаривать и общаться с себе подобными при помощи речи и слов, его помощником в этом сложном деле было собственное тело. В эти доисторические времена средством коммуникации между нашими прародителями выступал танец, движения человека. Более того, с помощью танца охотники просили себе удачи у языческих богов, танцами же отмечали богатую добычу, танцами они даже провожали в последний путь своих погибших соплеменников. Танец использовался людьми, в том числе, и как часть религиозных ритуалов и общественных праздников. Очень чувствительные к гармонии души и тела греки превратили искусство танца в систему, выражающую разнообразные страсти. Аристотель приравнял танец к поэзии и утверждал, что танцоры, благодаря телодвижениям в определенном ритме, могут передавать манеры, страсти и действия. Постепенно танец приобретал характер светского развлечения. Пройдет немного времени и потребность в танце станут испытывать все, без разбора на статус, возраст и пол. В средние века и позже уже танцевали все, и короли, и придворные, и крестьяне.

К сожалению, в современном обществе имеется мнение, что танец — это элитный вид искусства, занятие, малодоступное для обычных людей. Некоторые из нас считают, что «танцами должны заниматься лишь профессионалы». В результате — люди предпочитают смотреть красивые танцы на концертных площадках или на экранах телевизоров. Поскольку современные танцы очень сложны в исполнении, мало кто готов относиться к этому занятию так же серьезно, как относятся к выбору профессии, например. Поступить в хореографическое училище и всю жизнь профессионально заниматься танцем? Это не для меня! — скажет большинство. А между тем заниматься танцами очень полезно. Причем не только как средство для самовыражения, но и как способ «лечения» многих душевных недугов.

Известно, что один и тот же танец в исполнении разных танцоров нередко наполняется различным, а иногда и совершенно противоположным эмоциональным содержанием. Но это касается лишь художественной интерпретации хореографического текста, который обычно, особенно в массовых танцах, остается неизменным и чаще всего не принадлежит исполнителям. К тому же, если танец пользуется популярностью, в нем непременно находят выражение особо значимые психопластические интонации общества, отражаются социальные мотивы, и не только в хореографическом тексте, но и в его исполнении.

Несомненно, искусство танца — это прекрасный способ для передачи своих чувств и эмоций. В наше время существует множество танцевальных направлений, которые имеют свои особенности. Каждое направление танца имеет ярко выраженные, присущие именно ему интонации и символизм. К примеру, вальс является символом романтизма, воплощает в себе образ идеальной любви; танго — это в первую очередь, страсть, это «тайна, которую танцуют двое»; а восточные танцы несут в себе мощь эмоций, чувственность и эротичность.

Так как танец благотворно влияет на психику человека и его организм, его используют как танцетерапию. У всех танцевальных психотерапевтов существует общее понимание танца, который в литературе называется «основным танцем»: «Танец — это спонтанная трансформация внутреннего мира в движение, в процессе которой будет пробужден творческий потенциал и потенциал изменения старого образа жизни». [4]

Мы говорим: «Ок, вы покупаете у нас медийное размещение там-то, там-то, там-то в Digital, давайте в качестве такого  просто бонусного, тестового попробовать, мы вам дадим в Mobile». К нам возвращается клиент или агентство и говорит: «Слушайте, это офигенная была отдача. Мы видим ее». Я говорю: «Так почему тогда вы не несете деньги?» Ты же одна из тех, кто определяет этот рынок. Стюарт: Все дело в том, что это, скорее всего, нужно пробовать на тех клиентах, у которых совсем маленькие бюджеты, у клиентов, у которых большие бюджеты, в принципе, им страшновато идти, большие деньги тратить на непроверенные медиа. То есть, лучше к экспериментам готовы люди с меньшим количеством денег. Синдеева: Но вы как, опять же, законодатели в этой индустрии… Стюарт: Да, но мы же не можем навязать клиенту, мы должны доказать клиенту. «Вот, покажите нам кейс». Если мы можем доказать клиенту, то мы с удовольствием докажем. Синдеева: Я очень хочу развивать Mobile Стюарт: Но я живу только с Mobile. Синдеева: Вот, и я тоже. Стюарт: Я не смотрю практически телевизор, я даже ваш канал смотрю на мобильнике. Синдеева: Элла, спасибо, что пришла, очень жалко, что время пролетело быстро. Я теперь надеюсь, что у нас будет какой-нибудь совместный кейс. Спасибо. Синдеева: Я, несмотря на то, что много о тебе знаю, хочу, чтобы зрители короткую твою биографию узнали от тебя. Я дам тебе посыл. Почему ты — действительно удивительный и уникальный пример, потому что ты не просто сам когда-то работал поваром. Ты закончил кулинарный техникум, ты получил это профессиональное образование, ты попал в ресторан и прошел все стадии, и умеешь все это сделать руками: и на кухне, и разгрузить машины — ты все это делал. Новиков: 25 июля 1962 года — я, школа, учился плохо. Не знаю, почему. Стоял самый последний в классе, физкультурой не увлекался, короче, школу отбросили. После школы не поступил в институт. Синдеева: В какой? Новиков: Автодорожный — провалился на математике. Хотя, в принципе, думал, что математику знаю и любил ее. Провалился. Пошел, мама меня отвела в кулинарное училище, где я начал новую жизнь. Синдеева: Это совершенно удивительный выбор. Новиков: Это был выбор не мой, это был выбор моей мамы, потому что в 17 лет я вообще не понимал, чем я хочу заниматься. Я в автодорожный институт пошел только потому, что я вроде мальчик, и машины — как-то так звучало. В общем, я тогда еще не родился, будем так говорить. Короче, кулинарное училище — когда я в первый раз попал в этот класс и открыл учебник, я не знаю, что это было. Знаешь, я — как Алиса в стране чудес: я приоткрыл занавес и попал в другой мир, в другую жизнь. Мне реально это понравилось. Потом были правильные люди, потому что я попал в правильный ресторан, где была практика, где меня научили готовить. Потом была армия, где меня научили быть мужчиной. Я пошел в армию таким худым, а вышел — уже таким серьезным человеком. Синдеева: Армия дала позитивные… Новиков: Да, я считаю, что мне на пользу пошла армия. Я положительно вспоминаю армию. Было сложно, было трудно, было тяжело. У нас была дедовщина в соседних подразделениях — у нас не было. Драться — дрался, бить — иногда так получал. Но так, чтобы у меня были отрицательные впечатления — нет. Я считаю, что армия мне помогла и принесла пользу. После армии…мне в армию мама прислала  учебники — я чего-то читал, но пошел поступать в институт в военной форме, и меня приняли в институт Народного хозяйства Плеханова, где было отделение «Экономика общественного питания» — это было вечернее отделение, я работал поваром. После повара я короткий промежуток времени — 4 месяца — работал шеф-поваром. Потом меня оттуда турнули. Потом — Перестройка, кооперативное кафе, 1991-й год, ресторан «Сирена». Синдеева: «Сирена» до сих пор работает? Новиков: Я не знаю, сколько она еще протянет. К 2025-му году уже близится. Синдеева: Она до сих пор продолжает приносить прибыль? Новиков: По поводу прибыли я…пусть кто посмотрит хотя бы разочек, еще сходят и помогут бедному ресторатору сохранить ресторан «Сирена». Жизнь меняется, места меняются, и рестораны пользуются популярностью в более таких проходных местах. Новиков: Жаловаться — грех, радоваться еще пока нечему. Плюс, еще ситуация, которая происходит сейчас на рынке, вообще экономика, может быть, не так легко рестораторам — это тоже сказывается. До последних событий мы чувствовали себя более-менее. Сейчас — не идеально. Он — один из, может быть, двух ресторанов, которые не чувствуют себя хорошо как остальные. Еще у нас есть «Камчатка», которая на театре Ленком — тоже не очень хорошо работает. Еще у нас есть ресторан тоже не очень хорошо работающий — «GQ», большой. Он называется не «GQ», он называется «Балчуг 5», но я для себя в голове его все равно… «Балтик 5» — потому что он очень хорошо работает днем. Это большая такая недешевая столовая. Там был и обед, и ужин, а сейчас, в основном, только обед. Мы пытаемся что-то придумать, чтобы заманить на ужин, но он в стороне от всего, и жизнь переместилась на Патриаршие, на Пятницкие, на Бронные и на всякие другие улицы, а оттуда вся эта движуха ушла. Синдеева: Сколько у тебя ресторанов в Москве? Новиков: Под моими — около 50-ти, наверное. Я, честно, не кокетничаю, я не знаю, сколько, никогда не интересовался. Честно говоря, меня это меньше всего волнует. Хотя, по идее надо бы узнать. Но, честное слово, я не знаю. Синдеева: Чем всегда, когда меня спрашивают, что такое ресторан Аркадия Новикова для меня — это стабильность. В любой ресторан в какой ресторан Аркадия Новикова ты бы ни пришел — ты всегда получишь качественную еду, качественный сервис. Когда появилась Ginza — такой сторонний проект очень симпатичный, в котором во многом, в том числе, использовались твои какие-то наработки, опыт вдруг начал так активно в Москве захватывать эту поляну. Понятно, что людям хочется чего-то новенького, и они начали изменять тебе. С одной стороны, это хорошо для конкуренции. С другой — нам было немножко обидно, хотя мы точно так же стали также ходить в их рестораны, и они большие молодцы, потому они тоже держат этот стабильный уровень качества, который есть в их ресторанах. Как ты считаешь, вообще если смотреть в будущее, насколько эта сетевая стратегия оправдана в том, как сейчас развиваются рестораны? Потому что, опять же, мы сейчас наблюдаем, появляются рестораны поваров. Не Аркадия Новикова, который и повар, и создатель, и ресторатор или Ginza, а поваров. Или ты идешь к Уильяму или ты идешь к братьям Березуцким. И мне иногда кажется, что начинает работать штучная модель: ресторан один, может быть, два, а не эти сети.

Волшебное влияние хореографии на настроение и самочувствие человека имеет вполне объяснимую физиологическую природу. Танец — это, прежде всего, физическая активность, которая по определению является лучшим антидепрессантом. Если выбрать такое подвижное направление танца, как хип хоп, то можно вообще не боятся ни хандры, ни депрессии. Этот зажигательный и динамичный танец заряжает энергией не только зрителей, но и самого танцора. В процессе танца происходит сокращение мускулатуры, учащается сердцебиение, кровь начинает быстрее «бегать» по организму, все биохимические процессы в нём оживают и ускоряются. Мозг получает сигнал об оптимизации ситуации в организме и отвечает на это двойным выбросом гормонов удовольствия, которые призваны стимулировать человека танцевать ещё и ещё, поддерживая недавно взятую положительную волну. Усиленный синтез серотонина и других гормонов счастья вызывают повышение настроения, ощущение радости и счастья, что позволяет забыть о своих переживаниях.

Любые танцы, хоть вальс, хоть ламбада, хоть рок-н-ролл — мощное оружие против комплексов, стрессов, черных мыслей и чувства одиночества. Часть моторной коры головного мозга, которая отвечает за нашу двигательную активность, расположена близко к тем структурам, которые управляют нашими чувствами. Изменения в моторной коре дают и изменения в чувствах. У спортсменов, после удачно проведенной тренировки возникает чувство так называемой «мышечной радости». Когда мы танцуем, у нас выделяют «гормоны радости» — эндорфины. Они и выгоняют грусть и тоску.

Рассмотрим парные танцы. Они помогут решить проблему с семейными конфликтами и ссорами. Танцуя в паре, партнеры получают ощущение единения друг с другом, совместного движения. Необходимо выбирать танец под себя, т. е. под свой темперамент и настроение. Это может быть медленный и плавный классический вальс, зажигательные латиноамериканские танцы, или же томное и страстное танго. Иногда движение, жест, взгляд в парном танце может сказать партнеру больше, чем множество слов.

А вот групповые танцы влияют на психику человека еще больше, благодаря особому чувству «команды». Общее настроение настолько сильно, что способно заразить любого и вывести из самого плохого настроения и депрессии. Групповые танцы особенно хороши для женщин, у которых есть проблемы в личной жизни. Недаром в культуре каждого народа практически есть такой танец, как хоровод. И танцевали его чаще всего незамужние девушки, ищущие себе пару. Но для того, чтобы ощутить дух группового танца не обязательно ехать в деревню и организовывать там хоровод. Современные фитнесс-центры предлагают большой выбор различных групповых занятий танцами, это может быть и так называемый «танец живота» — или Вelly dance. В последнее время он стал очень популярен. Танец живот дарит только положительные эмоции — красивые яркие костюмы, зажигательная музыка, и в отличие от западных танцев, этот — основан практически только на работе мышц. Хорошо действует на позвоночник, мышцы спины и живота. При этом активные движения бедер формируют красивую талию. Или же танцевальная аэробика — направлена не только на коррекцию фигуры, но и на общее оздоровление и поднятие тонуса, быстрые ритмичные движения укрепляют сердечно-сосудистую систему, развивают пластику и грациозность. Степ-аэробика — помогает разрабатывать суставы и формировать свод стопы, развивает координацию и равновесие, вестибулярный аппарат, тренирует сердце.

Какой бы танец вы не выбрали, может, вы просто захотите ритмично подвигаться под музыку у себя дома, в любом случае это будет хорошо для вашего тела и души, гораздо лучше, нежели заурядный просмотр танцев по телевизору.

Подводя итог, можно сказать, что танец — вечен. Люди танцевали, танцуют и будут танцевать. Когда-то Айседора Дункан описала образ «танцовщицы будущего». Возможно, она тогда думала о нашем веке, о нашем времени. В завершение хочется вспомнить о том прекрасном образе танцовщицы, который вдохновлял гениальную Айседору: «Танцовщица будущего будет женщиной, тело и душа которой разовьются в такой гармонии, что движения тела станут естественным проявлением ее души… Из всех частей тела будет сиять ее душа и будет вещать о чаяниях и мыслях тысяч женщин. Ее движения будут сходны с движениями природы: они отразят колебания волн и стремление ветров, рост живых существ и полет птиц, плывущие облака и, наконец, мысли человека, мысли его о Вселенной, в которой он живет. Да, она придет, будущая танцовщица. Она придет в образе свободного духа свободной женщины будущего. Ее знак — возвышенный дух в безграничном свободном теле!». [2]

 

Литература:

 

  1.                Васильева-Рождественская, М. В. Историко-бытовой танец Учеб. пособие. — 2-е изд., пересмотр. — М.: Искусство, 1987. — 382 с.
  2.                Блок, Л. Д. Классический танец: история и современность М.. 1987г. [Электронный ресурс] URL: http://www.booksgid.com/arts_sulture/30169-klassicheskijj-tanec.-istorija-i.html
  3.                Вашкевич, Н. История хореографии всех времен и народов М., 1908г.; [Электронный ресурс] ULD: http://www.bookvoed.ru/book?id=4453247
  4.                Цареградская, Т. В. На танцплощадке…три века назад. М., 1991г. [Электронный ресурс] ULD: http://www.ashtray.ru/
Основные термины (генерируются автоматически): танец, ресторан, армия, жизнь, новик, искусство танца, кулинарное училище, Москва, моторная кора, хореографический текст.

Ключевые слова

человек, организм человека, танец, влияние танца, история танца

Похожие статьи

Влияние занятий хореографией на человека | Статья в журнале...

танец, ресторан, армия, жизнь, новик, моторная кора, Москва, кулинарное училище, искусство танца... Изучение характерных особенностей народного танца для... Народный танец — основа хореографического...

Хореографический текст – как основная составная часть...

При составлении хореографического текста учитывается тесная взаимосвязь идеи и драматургии танца, музыкального материала, национальные

Оба эти искусства не конкретны, а ассоциированные. И танец, и музыка питаются из одной «тарелки», т.е. всё берется из жизни.

Театр танца как феномен хореографического искусства...

Многие его ученики связали свою жизнь с танцем. Он часто говорил танцорам: «Вы

С точки зрения драматургии танца исполнительское мастерство в хореографическом искусстве

Сандулова Т. Свою «Галатею» Елизаров уже создал: «Пигмалион» в Театре танца [Текст]...

Русская школа народно-сценического танца: возвращение к истокам

Постепенно характерный танец сформировался в учебную дисциплину и стал важнейшим предметом в структуре программ хореографических училищ.

художественный образ, образ, танец, хореографический образ, хореографический текст, хореографическое искусство...

Влияние народного урока (станка) на исполнительскую...

народный танец, сценический танец, народная хореография, хореографическое искусство, танцевальная лексика, движение рук, танец.

танец, эмоция, коллектив, танцевальная терапия, синий цвет, моторная кора, занятие танцами, время танца, возраст, вид искусства.

Творческий процесс постановщика танца | Статья в журнале...

Хореографический текст – как основная составная часть...

Театр танца как феномен хореографического искусства... Ключевые слова: хореография, театр танца, хореографический спектакль, шоу, образ.

Методические аспекты применения различных технологий на...

На занятиях танцами создаются условия для отработки особенностей пластики движений, образов героев танца.

Реализуются на практике задачи обучения детей основам хореографического искусства, актёрского мастерства, истории костюма, истории балета.

Изучение характерных особенностей народного танца для...

Народный танец — основа хореографического искусства. Он тесно связан с историей каждого отдельно взятого народа.

2. Ваганова, А. Я. Основы классического танца [Текст] / А. Я. Ваганова. — Санкт-Петербург-Москва: Лань, 2007. — 192 с.

Хореографическая интерпретация общечеловеческих ценностей

Ткаченко Т. Народный танец. — Москва: Искусство, 1954.

Народный танец — основа хореографического искусства.

Влияние культа лошади на движение «Дьиэрэнкэй»... 2. Изучить фольклорные тексты, где дается описание термина.

Похожие статьи

Влияние занятий хореографией на человека | Статья в журнале...

танец, ресторан, армия, жизнь, новик, моторная кора, Москва, кулинарное училище, искусство танца... Изучение характерных особенностей народного танца для... Народный танец — основа хореографического...

Хореографический текст – как основная составная часть...

При составлении хореографического текста учитывается тесная взаимосвязь идеи и драматургии танца, музыкального материала, национальные

Оба эти искусства не конкретны, а ассоциированные. И танец, и музыка питаются из одной «тарелки», т.е. всё берется из жизни.

Театр танца как феномен хореографического искусства...

Многие его ученики связали свою жизнь с танцем. Он часто говорил танцорам: «Вы

С точки зрения драматургии танца исполнительское мастерство в хореографическом искусстве

Сандулова Т. Свою «Галатею» Елизаров уже создал: «Пигмалион» в Театре танца [Текст]...

Русская школа народно-сценического танца: возвращение к истокам

Постепенно характерный танец сформировался в учебную дисциплину и стал важнейшим предметом в структуре программ хореографических училищ.

художественный образ, образ, танец, хореографический образ, хореографический текст, хореографическое искусство...

Влияние народного урока (станка) на исполнительскую...

народный танец, сценический танец, народная хореография, хореографическое искусство, танцевальная лексика, движение рук, танец.

танец, эмоция, коллектив, танцевальная терапия, синий цвет, моторная кора, занятие танцами, время танца, возраст, вид искусства.

Творческий процесс постановщика танца | Статья в журнале...

Хореографический текст – как основная составная часть...

Театр танца как феномен хореографического искусства... Ключевые слова: хореография, театр танца, хореографический спектакль, шоу, образ.

Методические аспекты применения различных технологий на...

На занятиях танцами создаются условия для отработки особенностей пластики движений, образов героев танца.

Реализуются на практике задачи обучения детей основам хореографического искусства, актёрского мастерства, истории костюма, истории балета.

Изучение характерных особенностей народного танца для...

Народный танец — основа хореографического искусства. Он тесно связан с историей каждого отдельно взятого народа.

2. Ваганова, А. Я. Основы классического танца [Текст] / А. Я. Ваганова. — Санкт-Петербург-Москва: Лань, 2007. — 192 с.

Хореографическая интерпретация общечеловеческих ценностей

Ткаченко Т. Народный танец. — Москва: Искусство, 1954.

Народный танец — основа хореографического искусства.

Влияние культа лошади на движение «Дьиэрэнкэй»... 2. Изучить фольклорные тексты, где дается описание термина.