Библиографическое описание:

Некрасова Е. Л., Некрасова А. Е. Опыт и проблемы моделей взаимодействия дополнительного образования и образовательных учреждений, направленных на успешную социализацию школьников [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 116-117.

 

Становление личности в ребенке предполагает усвоение системы ценностных ориентаций, составляющих основу социализации. Формирование ценностных качеств особенно актуально сейчас, когда в обществе наблюдается нравственная дезориентация. Поэтому необходимо изучать, выявлять и учитывать социальный заказ общества, интересы ребенка, его способности, поведение, а т. ж. взаимозависимость семьи, школы, учреждений дополнительного образования и общества в котором находятся эти три составляющих компонента. Соответственно у каждого возникает масса вопросов: как в сложившихся условиях приобщить обучающихся к социальной жизни, помочь становлению индивидуальности и нравственных образцов поведения? Как найти способы и методы ненасильственного разрешения социальных конфликтов, возможностей развития личности на идеалах добра справедливости и милосердия? Нельзя и забывать о том, чтобы ребенок, покидая стены школы, был социально адаптивен и востребован в обществе. На все выше указанные вопросы очень сложно найти ответы. В своей педагогической деятельности каждый убежден, что только совместной деятельностью семьи, школы и учреждений дополнительного образования мы создадим единое педагогическое пространство и тем самым сможем добиться определенного результата.

Из опыта работы школы учреждений дополнительного образования мы определили и сформулировали несколько моделей взаимодействия.

Изначально необходимо определить понятие «модель взаимодействия» и ее цель.

Модель взаимодействия — это процесс создания условий для развития личности ребенка.

Цель модели взаимодействия учреждений дополнительного образования и школы — дать ребенку возможность выбора вида деятельности, исходя из его индивидуальных особенностей, которые будут способствовать становлению личности.

Можно выделить несколько моделей взаимодействия:

1 модель — ознакомительно — обучающая. Данная модель включает в себя следующее: при прохождении программного материала учащиеся под руководством учителя посещают учреждения дополнительного образования (музей, библиотеку, кинотеатр). Заведомо не спрашивая желания учащихся.

В данной модели основным словом является «надо».

2 модель- модель свободного выбора.

В данной модели первое место занимает интерес ребенка, его желание и возможности родителей. (Посещение и обучение в художественной школе, музыкальной школе, танцевально-спортивной студии и т. д.) Можно считать данную модель идеальной.

3 модель-ознакомительно-заинтересованная (смешанная).

Данная модель предполагает следующее. Посещая какое-либо учреждение дополнительного образования, в процессе знакомства, появляется желание и интерес к какому-либо виду деятельности. Ребенок сам того ранее не предполагал.

Схема взаимодействия БОУ г Омска «Гимназия № 76» с учреждениями дополнительного образования (на примере 1а класса). С данной схемой можно ознакомиться.

 

Каждый год необходимо проводить мониторинг занятости учащихся в классе. Это достаточно сложно сделать: как, правило, чаще всего присутствует 3 модель взаимодействия «смешанная».

При взаимодействии школ и учреждений дополнительного образования необходимо выполнять и соблюдать некоторые условия:

                    диагностирование личности ребенка;

                    помочь организовать выбор ребенка учреждений дополнительного образования среду, нравственно благоприятную и эмоционально-насыщенную;

                    осуществлять анализ занятости учащихся в классе.

Но и все же возникает ряд проблем, когда у ребенка нет определенного желания посещать кружок или спортивную секцию, как в школе, так и в учреждении дополнительного образования. Тогда мы педагоги должны задуматься почему, ведь мы уже убедились в том, что это необходимо, но как убедить в этом ребенка? Анализируя взаимодействие школы и учреждений дополнительного образования, во многом зависит от уровня организованности. Приведем примеры нескольких уровней организованности.

1 уровень: характеризуется случайным набором кружков, секций, клубов и т. д. работа которых мало сочетается друг с другом и полностью зависит от имеющихся кадровых и материальных возможностей. В такой ситуации дополнительное образование детей не отражает специфики конкретного образовательного учреждения, а эффективность его для развития учреждения в целом малозаметна. Но вместе с тем для обучающихся занятия в этих творческих объединениях могут быть достаточно значимыми.

2 уровень: характеризуется различной направленностью деятельности. Однако в целом работу не удается построить. Она распадается на отдельные фрагменты из-за отсутствия продуманной программы деятельности.

3 уровень: характеризуется тем, что когда разнообразные творческие объединения работают на основе единой образовательной программы, а педагоги могут координировать свою деятельность.

4 уровень: характеризуется интеграцией основного и дополнительного образования детей. На этом уровне их деятельность строится с учетом основных общих идей, тем самым обеспечивает развитие учреждения в целом.

Планируя работу дополнительного образования в школе в настоящее время необходимо учитывать все требования современного образовательного процесса.

Главным же условием взаимодействия необходимо помнить и считать, что все дети наделены разными способностями. Педагоги, классные руководители, родители должны предоставить ребенку множество различных видов деятельности, среди которых он сам найдет себе близкий род занятий. Соблюдая, данные условия мы можем утверждать, что ребенок будет полноправным субъектом, а не объектом взаимодействия.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle