Библиографическое описание:

Шеранова М. Б., Усмонов А. Ж., Бобомуродов О. Б., Алимкулов С. О., Рустамов А. Ш. Некоторые особенности младшего школьника и методика их изучения [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 14-18.



 

Младший школьник отличается от старшего не просто количественными показателями роста, веса, но и особенностями строения организма, его отдельных органов, которые существенно меняются в зависимости от различных периодов жизни человека.

В костях ребенка имеется большое количество хрящевой ткани, процесс окостенения еще не закончен. Только в возрасте 9–11 лет у детей заканчивается окостенение костей запястья, пясти и фаланг пальцев руки. В силу этих особенностей костно-связочного аппарата школьников при неправильной посадке учащегося во время работы, при использовании мебели, не соответствующей его росту, при физической нагрузке, превышающей возможности ребенка, у него может возникнуть искривление позвоночника. Мышечная система развивается вместе с костной, они совместно участвуют в движении. Движение в свою очередь влияет на все важнейшие физиологические процессы — кровообращение, обмен веществ, а также и на развитие психики ребенка. Большую роль в обеспечении жизненных функций организма имеют органы дыхания. Глубокое дыхание обеспечивается при хорошо развитой мускулатуре грудной клетки. Особенности развития сердечно-сосудистой системы, ее несовершенство, несоответствие в развитии сердца и сосудистой системы требуют практиковать физический труд, подвижные игры на свежем воздухе.

Большого внимания родителей и воспитателей заслуживает нервная система. Она регулирует жизнедеятельность всего организма. Ее высший отдел — центральная нервная система — головной мозг.

Большие полушария головного мозга, и особенно кора больших полушарий, являются основным аппаратом психической жизни человека, его сознания, мышления.

В коре головного мозга непрерывно происходит процесс возбуждения и торможения нервных клеток. Чем моложе ребенок, тем больше у него выражено преобладание процессов возбуждения над процессами внутреннего активного торможения. Возбуждение и торможение у детей легко распространяются по коре больших полушарий. Этим объясняется меньшая устойчивость внимания у детей младшего школьного возраста.

У каждого человека, особенно у детей, имеются различия в протекании процессов возбуждения и торможения. Вот почему в школе можно часто слышать о необходимости индивидуального подхода к детям в учебной и воспитательной работе.

В процессе усвоения учебного материала у ребенка обогащается и совершенствуется память. В этом возрасте у детей более развита наглядно-образная память, чем логическая, они лучше запоминают конкретный материал. Ребенку самому трудно оценить, насколько хорошо он приготовил урок. Поэтому особое внимание надо уделять развитию логического мышления и памяти, критического отношения к своей работе.

Дети этого возраста очень впечатлительны и эмоциональны. Мир чувств младшего школьника значительно богаче, чем дошкольника. Он особенно восприимчив к красоте окружающих его предметов, природы, человеческих отношений. Осознаннее становятся такие понятия, как ответственность за свои дела и поступки, долг перед семьей, классом, товарищем. Мышление ребенка развивается вместе с речью, поэтому важно развивать речь, расширять запас слов, следить за чистотой и правильностью речи.

Мозг ребенка быстро утомляется. Обычно различают физическое и умственное утомление. Это зависит от характера выполняемой работы. При физическом труде большую нагрузку несут сердечно-сосудистая и костно-мышечная системы; а при умственном труде — центральная нервная система, в первую очередь кора головного мозга. Утомление наступает вследствие начинающегося истощения — снижения работоспособности клеток коры головного мозга. Первый признак утомления организма — ощущение потребности в отдыхе, снижение работоспособности. На снижение утомляемости положительно влияет регулярная гигиеническая гимнастика. Утомление снимается во время отдыха.

Вот почему при организации работы детей следует помнить указание И. П. Павлова о необходимости правильного сочетания физического и умственного труда. И. П. Павлов сформулировал важное положение о том, что чередование видов деятельности обусловливает и чередование нервных процессов в коре головного мозга. Посменная работа соответствующих отделов коры головного мозга сохраняет их работоспособность и дает возможность длительное время ее поддерживать. Чередование умственной и физической работы является физиологической предпосылкой нормального развития головного мозга. Во время физического труда изменяется состав крови: усиливаются окислительные процессы, увеличивается поступление в кровь красных кровяных шариков, более интенсивным становится обмен веществ, активизируется работа больших полушарий мозга, снимаются явления утомления, вызванные продолжительной умственной работой.

Каждому человеку ежедневно приходится производить одни и те же определенные действия. Работоспособность школьника находится в прямой зависимости от выработанных навыков и привычек. Так, день учащегося начинается с утреннего уборки постели, завтрака, приготовления к школе. Поэтому, чем больше он натренирован, чем больше у него выработано привычек все это делать без дополнительного напоминания, почти автоматически, одно за другим, тем легче и экономнее в смысле затраты физической и умственной энергии выполняет он данную работу.

Выработанные в детстве привычки часто остаются у человека на всю жизнь. Поэтому очень важно прививать детям полезные привычки. В этом плане мы рассматриваем и положительно выработанную привычку к определенному режиму дня, к выполнению трудовых поручений и др.

Возрастные периоды растущего ребенка характеризуют также:

        потребности и интересы ребенка, которые меняются в каждом возрастном периоде;

        средства и формы удовлетворения этих потребностей;

        факторы формирования личности ребенка, которые являются наиболее характерными для данного возраста.

Личность формируется в процессе активного взаимодействия с окружающим миром. Источником активности человека являются его потребности, которые побуждают человека действовать в определенном направлении. Потребности человека нужно удовлетворять. В процессе удовлетворения потребностей проявляется активность личности. По характеру предмета потребности могут быть материальные и духовные, потребность в общении с другими людьми.

Обычно потребности заявляют о себе сами: хочется есть, спать и т. д. Но иногда смешиваются истинные потребности и капризы ребенка. Например, ребенок плачет и просит конфету. Что это — естественная потребность организма в сладкой пище или это каприз? Поэтому надо научиться различать потребности и капризы, первые следует разумно удовлетворять, а вторые с раннего возраста не допускать.

Потребности не являются неизменными, они развиваются. Нормальное развитие потребностей идет тогда, когда для их удовлетворения ребенок прилагает собственные усилия: хочешь есть — бери ложку и ешь сам; подрос — помогай взрослым накрыть на стол, убрать посуду; повзрослел — помогай приготовить несложные блюда, участвуй в коллективных приготовлениях обеда, ужина.

Такое деятельное участие ребенка в подготовке и удовлетворении той или иной потребности и есть показатель развития ребенка. Особенно убедительным для родителей, видимо, будет пример с развитием потребности в одежде. Младенец довольствуется тем, что его пеленки сухие. В раннем детстве ребенок уже начинает различать одежду новую, красивую, чистую и грязную. С удовольствием надевает новую, красивую, чистую и не хочет надевать грязную, старую. Родители с детства должны научить ребенка не только беречь вещи (не пачкать, не рвать), но и умению считаться с интересами близких, сообразовывать свои потребности с материальными возможностями семьи.

Развитие духовных потребностей происходит также в результате активной помощи самого ребенка. Для этого важно заинтересовать ребенка книгой, научить видеть и радоваться картине и т. д.

Маленький ребенок может удовлетворять свои потребности в основном за счет труда взрослых: родителей, братьев и сестер. Но если мы задержим этот процесс: будем подавать взрослеющему ребенку все в готовом виде, может произойти нежелательное — ребенок привыкнет жить и удовлетворять свои потребности за счет труда других, вырастет лентяем. Для родителей поэтому важно в каждом конкретном случае найти границу, за которой удовлетворение потребностей ребенка обязательно следует связывать с его личным трудом.

Здесь уместно напомнить древнюю мудрость: если хочешь погубить человека, дай ему все, что он пожелает.

Задача родителей заключается в том, чтобы, опираясь на имеющиеся у ребенка потребности и интересы, найти такие формы, такие способы удовлетворения этих потребностей, которые бы порождали новые социально значимые потребности.

Таким образом, мы подходим к пониманию того, что сам ребенок может и должен быть творцом своей личности.

Как же это происходит? Мы говорим о том, что потребности ребенка, его стремления должны играть решающую роль в судьбе каждой личности, когда цели и задачи, которые ставит перед ребенком воспитатель, должны стать и его собственными целями и устремлениями. С постановки целей воспитания самим ребенком начинается процесс самовоспитания, постоянной работы над собой. Этот процесс может и должен быть начат в дошкольном возрасте. Для этого не окрепшую еще волю маленького ребенка надо укреплять, учить его ставить перед собой конкретные задачи и решать их. Например, ребенок хочет кататься на лыжах, но не умеет. Встав на лыжи, падает, досадует, иногда от боли плачет, но опять встает, подбадриваемый взрослыми.

Но чтобы ставить конкретные задачи перед ребенком, надо хорошо знать, какие факторы играют ведущую роль в воспитании ребенка на данной возрастной ступени его развития. Какие же это факторы?

В дошкольном возрасте ведущим фактором является игра. Играя, ребенок познает мир, характер отношений в обществе, усваивает нравственные понятия. Далеко не во всех семьях родители понимают значение игры для дошкольника, не знают специфики игровой деятельности дошкольника и младшего школьника, не умеют помочь детям в игре.

Важным фактором воспитания младшего школьника, как и дошкольника, продолжает быть игра. Но меняется характер игр. Младший школьник уже предпочитает игры коллективные. Игры усложняются, в них обязательно есть замысел, идея или цель, хотя в игре дети и просто развлекаются. В игре младший школьник учится управлять собой, подчинять свои действия единой цели. Играя, ребенок усваивает нравственные понятия, у него формируются чувство товарищества и взаимопомощи, дисциплина и прилежание. Играя, ребенок развивается и умственно, так как подмечает связь между вещами, их существенные признаки, анализирует, сравнивает. Особенно любят дети играть в подвижные игры, игры с правилами, в футбол. Эти игры не только развивают ребят физически, но учат поступать по определенным правилам, по справедливости, приходить в нужный момент на помощь. Родители и учителя не всегда понимают психологию игры ребенка этого возраста, не умеют тактично вмешаться в ход игры, посоветовать, как надо поступить, чтобы было по справедливости.

Для младшего школьника более существенную роль как фактор воспитания начинает играть труд. У младшего школьника появился новый и сложный вид труда — учебный. Если дети осознают, что их труд нужен им и Родине, что это их долг, то учебный процесс станет для них внутренней потребностью. На этой основе родители смогут воспитать у детей любовь к учебе, к труду, активность, самостоятельность, настойчивость в достижении цели.

В учебном труде развивается центральная нервная система ребенка, увеличивается объем знаний, умений и навыков, развивается потребность в узнавании нового, для него еще неизвестного, формируются его интересы.

Младший школьник и в бытовом труде способен на большее, чем обычно поручают ему родители. Они забывают о том, что, привлекая детей к посильному труду, тем самым оказывают им доверие, помогают самоутверждению как личности. Ведь только делая добрые дела для других, ребенок будет мужать и нравственно. Во время обучения в школе ученики активно включаются и в общественно-организационный труд. Все виды труда, правильно организованные, при умелом руководстве со стороны родителей и учителей, будут хорошими помощниками в воспитании.

Характерные черты возраста откладывают особый отпечаток и на потребность общения с другими людьми. Ребенок любого возраста любит ласковое, доброе к нему отношение, он любит, когда взрослые считаются с ним, с его мнением, уважают его личность и достоинство. Кроме возрастных особенностей, педагогическая наука рекомендует учитывать в воспитании и индивидуальные особенности каждого ребенка. Индивидуальные особенности ребенка в первую очередь обусловливаются типом нервной системы.

И. П. Павлов по тому, какова реакция организма на внешние раздражители, выделил четыре основных типа нервной системы:

Сильный, уравновешенный, подвижный тип (сангвиник) характеризуется большой работоспособностью, быстрым включением в любую работу. Ребенок с данным типом нервной системы подвижный, с выразительной мимикой, все делает довольно быстро, может быстро переключиться с одного вида деятельности на другой. Нередко бросает то дело, которое потребует от него терпения и выдержки. При воспитании ребенка этого типа нервной системы могут сформироваться такие положительные черты, как жизнерадостность, чуткость и отзывчивость, умение жить и работать в коллективе. Но если ребенка с этим типом нервной системы не учить доводить начатое дело до конца, из него может выйти поверхностный человек, без особых интересов, безразлично относящийся к своим неудачам. Ребенок этого типа тяжело переносит суровый разговор, а резкий эмоциональный тон может вызвать перевозбуждение, озлобление. Поощрение детей этого типа возбуждает творческую активность, повышает работоспособность. Но важно не перехвалить их, так как они по природе своей склонны переоценивать свои способности.

Сильный, уравновешенный, малоподвижный тип (флегматик). Ребенок с этим типом нервной системы характеризуется большой работоспособностью, но медлительный и в работе, и в разговоре с другими людьми. Эмоционально слабо возбудим, но чувства глубокие, постоянные.

Воспитание ребенка с данным типом нервной системы должно быть направлено на закрепление положительных черт характера: настойчивости, добросовестности, выдержки. Если же родители будут постоянно попрекать ребенка за медлительность, он может замкнуться, проявлять равнодушие, а иногда и грубость. В работе с детьми этого типа нервной системы надо иметь терпение и выдержку. Поощрять детей надо за проявление активности, быстроты в движениях.

Сильный, но неуравновешенный тип (холерик). Ребенок с этим типом нервной системы характеризуется большой работоспособностью, быстротой реакции на происходящее вокруг него, большим запасом жизненной энергии. У него процесс возбуждения преобладает над торможением. Такой ученик не всегда умеет сдержать свои чувства, обладает подвижной мимикой и жестами, движения его резки, напористы.

Воспитание такого ребенка должно быть направлено на выработку выдержки, умений обдумывать свои действия и поступки, анализировать их. Частая похвала такого ребенка развивает самонадеянность, тщеславие. Требуется большой такт в применении поощрений и наказаний.

Слабый тип (меланхолик). Ребенок с этим типом нервной системы быстро устает, не уверен в себе, застенчив, легко травмируется, молчалив, необщителен, быстро утомляется. Чувства глубокие, но внешне слабо проявляются. В воспитании таких детей требуются поддержка его начинаний, подбадривание во время работы, поощрение добрым словом. Дети со слабым типом нервной системы тяжело переносят резкую оценку их работы, взыскания. В качестве стимула лучше пользоваться одобрением, похвалой, но умеренно.

Дети этого типа нервной системы больно реагируют на резкий, крикливый тон. Он может привести к полной заторможенности, тяжелому состоянию угнетения и подавленности.

Выделенные И. П. Павловым темпераменты в чистом виде почти не бывают, обычно у человека сочетаются черты отдельных темпераментов. И. П. Павлов в учении о темпераментах подчеркнул еще очень важный момент для воспитания детей: тип нервной системы можно изменить, если это необходимо.

Назвать один тип темперамента хорошим, а другой плохим нельзя. Каждый темперамент содержит в себе такие предпосылки, которые в известных условиях нужны человеку. Например, есть профессии, для которых необходимы внимательность, тщательность и аккуратность (летчик, сборщик часов и др.).

На основе темперамента идет формирование характера, в котором сочетаются наиболее устойчивые, существенные особенности личности. Темперамент является базой для формирования черт характера ребенка. Например, с раннего возраста у детей надо воспитывать такое нравственное качество личности, как доброта. Оно воспитуемо у детей с разными темпераментами. Воспитание навыков культуры человека, собранности, готовности прийти на помощь товарищу, отзывчивости на чужую беду необходимо у детей с разными темпераментами. Однако средства воздействия со стороны родителей должны быть индивидуальны к каждому ребенку в зависимости от его темперамента.

Индивидуальный подход к детям определяется также сформированными умениями умственной деятельности. В какой-то степени на характер умственной деятельности оказывают влияние тип памяти (зрительный, слуховой, слухо-двигательный), умение наблюдать и проявлять любознательность и др.

Какими методами можно изучать ребенка, чтобы определить его индивидуальные особенности?

Самым надежным методом изучения следует считать наблюдение за поведением и деятельностью ребенка, за тем, как он проявляет свои чувства: когда и чему радуется, когда и по какому поводу огорчается, как сопереживает, к выполнению какой работы он относится с радостью, а какую выполняет по принуждению. Наблюдение поможет определить тип нервной системы ребенка и в соответствии с ним организовать воспитательную работу.

Важно наблюдать ребенка в различных видах деятельности, играх с товарищами. Во время работы раскрываются способности ребенка, его интересы и мотивы, которыми он руководствуется. Коллективная работа поможет родителям увидеть, на что способен их ребенок, с каким настроением трудится. При воспитании детей нельзя довольствоваться только трудом в узком кругу своей семьи. Очень важно привлекать детей к совместному труду по благоустройству улицы, школьного двора. Надо понаблюдать, готов ли ребенок выполнить трудовое задание для «чужих», для общества и с каким настроением он это делает. Хороший материал для изучения личности дает совместный отдых ребенка с родителями: походы в лес за грибами и ягодами, участие в рыбалке и др.

 

Литература:

 

  1.      Гальперин С. И. «Физиологические особенности детей». М., 1965 г.
  2.      Матюхина М. В. «Психология младшего школьника». М., 1970 г.
  3.      Малютина М. В., Михальчик Т. С., Патрина К. Т. «Психология младшего школьника» М., 1970 г.
  4.      Усова А. П. «Роль игры в воспитании детей». М., 1976 г.
  5.      Малютина М. В., Михальчик Т. С., Патрина К. Т. «Общая психология». М., 1976 г.
  6.      Под ред. А. В. Петровского. «Общая психология» — М.: Просвещение, 1976 г.
  7.      Е. С. Рапацевич; под общ. ред. А. П. Астахова. «Новейший психолого-педагогический словарь / сост». — Минск:. Современная школа, -2010 г.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle