Библиографическое описание:

Кулько И. Ю., Раскатова К. В. Организационно-педагогические условия развития нравственной сферы ребенка старшего дошкольного возраста с использованием игровых технологий [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 65-67.



 

Не будет преувеличением сказать, что будущее ребенка закладывается в той среде, в которой он воспитывается. Жизненные убеждения, характер, коммуникативные способности человека формируются именно в детском возрасте. Эти факторы являются решающими при выборе нами жизненной позиции, построении взаимоотношений с другими людьми, что в свою очередь сильно влияет на то, насколько успешно протекает наша жизнь.

Игровые технологии помогают формировать чрезвычайно полезные в социальной среде навыки общения ребенка с другими детьми. Такие особенности как жадность, закрытость, агрессивность начинают развиваться в детстве и часто являются результатом неправильного воспитания.

Огромное значение имеет использование игровых технологий как средства воспитания и развития детей, в жизни которых игра занимает большое место и делает их счастливыми.

Успешность процесса развития нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста с использованием игровых технологий зависит от оптимального включения игровых технологий в процесс развития нравственной сферы.

Рассмотрим, как оптимальное включения игровых технологий в педагогический процесс помогает развитию нравственной сферы старшего дошкольника.

Игровые технологии в ДОУ в соответствии с задачами конструируются в режиме дня следующим образом.

Утренний прием детей:

                    выполнение детьми индивидуальных заданий с включением игровых элементов с целью преодоления проблем, выявленных в ходе диагностики, а также с учетом интересов и желаний;

                    создание условий для развертывания сюжетно — ролевых игр, игр по собственной инициативе;

                    дидактические игры по инициативе взрослого и детей.

Утренний сбор:

                    коммуникативные игры;

                    проблемно-поисковые игры с нравственно-ценностным содержанием;

                    творческие игровые задания на нравственно значимую тему.

Режимные процессы:игровые приемы, игровые ситуации, операционные игры и т. д. На прогулках лучше планировать игровые технологии, содержательной основой которых выступает ролевая игра.

Очень увлекают детей ситуации типа «Научи своего друга тому, что умеешь сам».

Побуждаем детей к проявлению внимания друг к другу, взаимопомощи и сотрудничеству. Дети делятся опытом, помогаем им войти в роль «учителя», т. е. быть терпеливыми, внимательными и снисходительными к ошибкам и трудностям сверстников.

Дети участвуют в играх-имитациях: смены эмоциональных и физических состояний, имитаций состояний природы и т. д.

Реализация игровых приемов и ситуаций в игровых сеансах происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед воспитанниками в форме игровой задачи; деятельность подчиняется правилам игры; дидактический материал используется в качестве ее средства, в деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Это позволяет отрабатывать тактики поведения, действия, выполнение функций и обязанностей конкретных лиц. Для проведения этих игр разрабатывается ситуация, между детьми распределяются роли с обязательным содержанием.

Непосредственно образовательная деятельность.

Возможность самообучения ребенка через игровые действия, поиск правильного решения задач, достижения успешного результата создаются непосредственно в образовательной деятельности, в процессе реализации игровых технологий, содержательным компонентом которых являются дидактические игры.

Учитывая, что игровые технологии, содержанием которых являются дидактические игры, активизируют взаимодействие когнитивного и эмоционального начал в образовательном процессе, побуждают детей мыслить, выражать свои мысли, обеспечивают целенаправленность действий, для передачи знаний, навыков, умений, непосредственно в образовательной деятельности планируются именно они.

По отношению к познавательной деятельности, они стимулируют детскую инициативу, настойчивость, творческий подход, воображение, устремленность.

При этом дидактические игры могут быть различными по цели, форме, содержанию. В своей сущности они представляют разнообразные интеллектуальные задачи: объяснение материала, его повторение, обобщение.

Элементы занимательности в дидактической игре служат эмоциональной разрядкой, способствуют активизации внимания детей для последующей углубленной работы над изучаемым материалом.

Использование практических ситуаций гуманистического выбора становят ребенка перед выбором: откликнуться на проблемы других детей или предпочесть личные интересы и проявить безразличие?

Например, оставить рисунок себе или включить его в общую картину; откликнуться на просьбу помочь сказочной Фее построить дома в ее стране или проигнорировать её?

Поведение детей в ситуациях выбора помогает лучше понять особенности их социально-нравственного и эмоционального развития.

Практические ситуации проблемного характера типа «Как быть, что делать?» -это различные ситуации затруднения, которые мы создаём, чтобы пробудить инициативу, самостоятельность, сообразительность, отзывчивость детей, готовность искать правильные решения.

Ситуации: отсутствуют краски отдельных цветов, не хватает пластилина для лепки. Дети самостоятельно ищут решения, совместно разрешают проблемы.

На прогулке предпочтение отдается совместной игровой деятельности, осуществляется непосредственно тактическое введение детей в игровую ситуацию с целью обогащения и развертывания игрового сюжета. Значительное время отводится самостоятельной игровой деятельности, самореализации детей в различных видах деятельности. Именно на прогулках целесообразно объединять в игровой деятельности младших и старших дошкольников.

В практических ситуациях «Мы самые старшие в детском саду» дети учатся проявлять заботу о малышах, у них развивается чувство самоуважения, доброе отношение к маленьким, понимание их проблем. Можно организовать ситуации «Порадуем малышей подарками, сделанными своими руками», «Приготовим для малышей концерт», «Покажем сказку», «Поможем сделать снежную горку», «Научим малышей водить хороводы».

В вечернее время создаются условия для продолжения на прогулке дневных игр, игр по желанию и инициативе детей.

Вместе с детьми подводятся итоги за прошедший день, анализ и самоанализ игровой деятельности, планируются игры на следующий день. Можно предложить детям решение игровых, проблемных ситуаций.

Педагог планирует встречу с родителями: консультации и беседы по организации игр детей в семье.

При этом необходимо учитывать комплексно — тематический принцип планирования и осуществлять отбор содержания игровых технологий в соответствии с игровой темой.

Таким образом, обеспечиваются:

                    место и время для игровых технологий в режиме дня, тематика и содержание игровой деятельности в соответствии с темами календарного планирования;

                    предоставление детям возможности свободного объединения со сверстниками по интересам, личному социальному и игровому опыту;

                    создание условий для индивидуализации педагогических воздействий при реализации игровых технологий в зависимости от возрастных и индивидуальных психофизических особенностей ребенка, интересов и потребностей, а также алгоритмизации его действий, способствующих воспитанию устойчивых форм поведения.

 

Литература:

 

  1.    Венгер, Л. А. Игра как вид деятельности. // Вопросы психологии. 1996. № 3;
  2.    Карпова, С. Н. Игра и нравственное развитие дошкольников [Текст] / С. Н. Карпова, Л. Г. Лысак. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. — 142 с.
  3.    Касаткина, Е. И. Игровые технологии в образовании и воспитании / Е. И. Касаткина // Дошкольное воспитание.  2009.  № 12.  С. 1719.
  4.    Касаткина, Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ. //Управление ДОУ. — 2012.- № 5.
  5.    Мельникова, Н. В. Нравственная сфера развития личности дошкольника. — Шадринск: Изд-во ШГПИ, 2010. — 109с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle