Библиографическое описание:

Ощепкова А. А. Нетрадиционная форма педагогического совета «Формирование у обучающихся ценностных ориентаций» [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 7-10.



 

Сегодня, когда мир развивается день ото дня, меняются ценности, уклад жизни, подвергается изменениям и современная школа: уходят в прошлое времена, когда на педсоветах выслушивали доклады администрации, заранее спланированные и подготовленные выступления учителей, принимали единогласно решения об укладе школьных дел и покидали педсовет с чувством потраченного впустую времени. Современный педагогический совет — это необыкновенно пластичная материя, собрания учителей и администрации наполняются новым содержанием и приобретают новые формы, однако основная цель педагогического совета — мобилизация педагогического коллектива на совершенствование образовательного процесса, внедрение в него достижений педагогической науки и передового опыта, формирование профессиональной компетентности педагогов, остается неизменной [1]. Решению этой и других целей может способствовать использование нетрадиционных форм педсовета.

Одной из таких форм может стать педагогический совет — вертушка по станциям «Формирование у обучающихся ценностных ориентаций».

Ценностная ориентация — это индивидуальное и групповое ранжирование ценностей, в котором одним придаётся большая значимость, чем другим, что влияет на выбор целей деятельности и средств их достижения. Ценностные ориентации являются важнейшим элементом сознания личности, в них преломляются нравственные, эстетические, правовые, политические, экологические, экономические, мировоззренческие знания, представления и убеждения [2, с. 53].

Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, формирование благоприятного психологического климата, сплоченности, умения работать в команде, аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Материалы: маршрутный лист, бумага, ручки, ватман с заголовком «Лучший учитель — это я!» и рисунок модели идеального учителя, карточки с профессионально-важными качествами педагога.

 

Таблица 1

Маршрутный лист

Место расположения станции, её название

Время, за которое было выполнено задание

Было ли задание интересным / полезным (да/нет)

Кто принес победу (фамилия)

Аудитория № «Самый умный»(формирование ценности «Интеллект, разум или мыслительные способности»)

 

 

 

Библиотека «Задачки для учителя»(формирование ценности «Нравственность»)

 

 

 

Спортивный зал «Здоровье в порядке-спасибо зарядке!»(формирование ценности «Здоровый образ жизни»)

 

 

 

Актовый зал «Быть? Или не быть? Вот в чем вопрос…»(формирование ценности «Уверенность в себе»)

 

 

 

Учительская «Учитель-это звучит гордо»(формирование ценности «Трудолюбие»)

 

 

 

 

Станция № 1 «Самый умный»

ЗАВУЧ: Сегодня, когда развитие информационного общества набирает обороты, основной ценностью социума становится интеллект, разум или мыслительные способности человека, которые он может применить в работе, связанной с производством, хранением, переработкой и реализацией информации.

Задача учителя, идущего в ногу со временем, — формирование данной ценности. Одна из наиболее удачных форм по её формированию — расширение кругозора учащихся, путем ответов на блиц-вопросы в рамках освоения учебной дисциплины.

А чтобы лучше понимать систему этой работы, Вам предлагается самим ответить на блиц-вопросы подобного типа.

Примечание: Завуч задаёт учителям вопросы из разных наук. За каждый правильный ответ педагог, давший его, получает фишку. В конце конкурса фишки считаются, и набравший большее количество фишек получает карточку, с записанным на ней качеством учителя, который будет необходим для последней станции.

Блиц-вопросы:

  1. В какой сказке герой должен был прыгнуть в кипящее молоко, чтобы обрести молодость? (Конек-горбунок)
  2. Кто восстанавливает предметы искусства? (реставратор)
  3. Синоним слова «конферансье»? (ведущий)
  4. Назовите самое большое число натурального ряда. (натуральный ряд бесконечен)
  5. В какой стране родился первый космонавт? (в России)
  6. Как еще называют игру в бадминтон? (волан)
  7. Где жил Виктор Гюго? (во Франции)
  8. Как называется специалист, изучающий НЛО? (Уфолог)
  9. Какой пролив разделяет Америку и Россию? (Берингов)
  10. Кто первый открыл свойства целых чисел и пропорций? (Пифагор)
  11. Фамилия главного героя пьесы Гоголя «Ревизор»? (Чичиков)
  12. Где находится кафедральный собор Нотр — Дам? (в Париже)
  13. Сколько линий на нотном стане? (пять)

Станция № 2 «Задачки для учителя»

ШКОЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ: Ещё одной, необходимой современному человеку, учащемуся, ценностью является нравственность. Но иногда, современному учителю довольно сложно формировать учащегося эту ценность в рамках учебного процесса, поэтому мы рассмотрим и разберем некоторые проблемные педагогические ситуации, которые могут возникнуть на уроке.

Примечание: Учителям необходимо решить педагогические задачи. Каждому отвечающему даем по одной фишке за ответ. В конце конкурса самому активному выдается карточка качеством учителя.

Ситуации:

          ситуация: Вы ведёте урок, класс вовлечён в работу. В середине урока один из учеников неожиданно встал и вышел из класса, хлопнув дверью.

          ситуация: Вы ведёте урок в 10 классе. Один из учеников включил музыку, явно провоцируя Вас и демонстрируя непослушание.

          ситуация: Вы ведёте урок в 7 классе. Один из учеников принёс в школу мышь и на уроке выпустил её между рядами. Девочки с визгом начали запрыгивать на стулья и столы, мальчики оживились и громко засмеялись.

          ситуация: Педагог обращается к обучающемуся, который крутит в руках телефон: «Убери, пожалуйста, телефон или выключи его!»

Обучающийся: «Я не могу. Я в «аське» сижу. Я вообще никогда с ним не расстаюсь и не выключаю, я и сплю с ним…».

Станция № 3 «Здоровье в порядке-спасибо зарядке!»

УЧИТЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ: Ведение здорового образа жизни — это залог здоровья и благополучия любого человека, поэтому неотъемлемой частью воспитания учащихся является формирование ценности здорового образа жизни. Но, чтобы пропагандировать это среди школьников, необходимо четко знать это и нам. Поэтому сейчас мы выполним такое задание: назвать все факторы, которые способствуют здоровому развитию организму ребенка.

Примечание: Учителям необходимо назвать все факторы, которые способствуют здоровому развитию организму ребенка. За каждый ответ — фишка. В конце конкурса фишки считаются. Учитель, набравший большее количество фишек, получает карточку, с записанным на ней с качеством учителя.

Станция № 4 «Быть? Или не быть? Вот в чем вопрос…»

ПЕДАГОГ-ОРГАНИЗАТОР: Ещё одной необходимой современному человеку ценностью является уверенность в себе. Можно быть и интеллектуально развитым, иметь прочные знания, умения и навыки, компетенции в разных предметных областях, но не уметь их преподнести в обществе, поэтому развитие уверенности учащихся в себе является значимым компонентом в их воспитании. И чтобы мы, учителя, могли осуществить такую работу, рассмотрим одну из форм развития уверенности в себе по средствам мини-сценок.

Учителям предлагается изобразить:

          Ученика, опоздавшего на урок, потому что его домашнее задание съела собака

          Ученика, которой принес в школу что-то интересное и рассматривает это что-то под партой не обращая внимание на урок.

          Ученика, которому тема интересна настолько, что он делает все возможное, чтобы услышать ее с последней парты

          Ученика, который хочет подарить своему учителю цветок в горшке в конце учебного года, но очень стесняется.

          Ученика, которому очень хочется ответить на вопрос учителя

          Ученика, который очень не хочет выходить к доске

За каждое изображение дается фишка. В конце конкурса фишки меняются на карточки с качествами (1:1)

Станция № 5 «Учитель-это звучит гордо»

ДИРЕКТОР: Дорогие коллеги, и конечно, любая работа требует трудолюбия, поэтому особо важной ценностью сегодня является трудолюбие. Рассмотрим одну из форм его формирования в рамках учебного процесса на примере профессии учителя.

Примечание: На этой станции учителя видят плакат с изображением учителя и заголовкам «Лучший учитель — это я!»

Задание станции — приклеить все полученные листочки с качествами на плакат и прочитать их вслух всем коллективом.

Заключительный этап: принятие решения педагогического совета.

Таким образом, педагогический совет в форме игры-вертушки позволит учителям в психологически благоприятной обстановке обсудить методы равномерного формирования ценностных ориентации учащихся в рамках учебного процесса, почувствовать благоприятный эмоциональный климат в педагогическом коллективе, отвлечься от формальностей, раскрыть свою творческую индивидуальность, привить ему мысль о необходимости саморазвития и самосовершенствования.

 

Литература:

 

  1. Голуб, А. М. Формирование ценностных ориентаций молодёжи в процессе досуговой деятельности // Социально-педагогическая работа. — 2009. — № 4. — С. 53–57.
  2. Воронина, Е. В. Реализация компетентностного подхода в инновационной деятельности общеобразовательной школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2013. Т. 7. № 25. С. 306–310.
Основные термины:           Ученика,           ситуация, в рамках учебного процесса, конкурса фишки, ведёте урок, необходимой современному человеку, качеством учителя, профессиональной компетентности педагогов, ценностных ориентаций, большее количество фишек, ценностных ориентаций», здоровому развитию организму, развитию организму ребенка, педагогического совета, педагогический совет —, Формирование ценностных ориентаций, карточка качеством учителя, модели идеального учителя, ценностных ориентации учащихся, ценностных ориентаций несовершеннолетних

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle