Применение современных образовательных технологии как один из способов повышения качества дошкольного образования | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Баяндина, Н. В. Применение современных образовательных технологии как один из способов повышения качества дошкольного образования / Н. В. Баяндина, Н. И. Захарова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 50-53. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/185/9213/ (дата обращения: 25.04.2024).



 

В данной статье описан опыт работы педагогов дошкольной организации по применению информационно-коммуникационных технологий в познавательном развитии детей, через создание самостоятельной презентации воспитанниками.

Ключевые слова: современные образовательные технологии, дошкольная организация, информационно-коммуникационная технология.

 

Сегодня, нам бы хотелось поговорить с вами о современных технологиях, применяемых педагогами в образовательных организациях, не только нашего города, но и на Всероссийском и Международном уровнях.

Многие педагоги считают, что применение информационно — коммуникационных технологий в работе с детьми — создание презентаций, видеофильмов, мнемотаблиц, электронное портфолио педагога, размещение информации на сайте дошкольной организации, можно много перечислять, что может и умеет педагог. Да, бесспорно, в наше современное время педагог должен владеть информационно — коммуникационными технологиями (далее ИКТ) на высшем уровне, если педагог имеет недостаточную компетентность ИКТ, то, конечно же, страдает обогащение, качественное обновление и эффективность качества образования.

Несомненно, большой плюс, когда педагог готовит для познавательных мероприятий презентации, видеофильмы, данный продукт он демонстрирует воспитанникам, что повышает познавательный интерес, способствует восприятию и лучшему запоминанию детьми материала, что очень важно при развитии наглядно-образного мышления ребенка.

На наш взгляд, такой подход в познавательном развитии не даст воспитанникам 100 % усвояемости пройденного материала.

Вспомните себя, когда вы приходите в любое торговое заведение вы обязательно трогаете руками понравившуюся вам вещь, для того чтобы понять дальнейшие ваши действия. Так и ребенку необходимо потрогать, пощупать познаваемый ему материал.

Следовательно, из всего выше сказанного, педагогу необходимо создать условия для индивидуализации образовательного процесса применимых к ИКТ, а именно: ноутбук, флеш-накопители с яркими иллюстрациями для создания презентаций. Для чего это все нужно, а для того, что пора наших детей учить самим, создавать презентации на ту или иную тему.

В своей работе с детьми мы внедрили и реализуем проект «Тайная презентация». Цель данного проекта — научить детей составлять самостоятельно небольшие презентации.

Ребенок садится за ноутбук, дается задание, составить презентацию, допустим на тему «Дикие животные». Проговариваем название программы, в которой составляем презентацию, вспоминаем, как правильно вставить в презентацию картинку и где ее лучше расположить, как оформить. За одно «занимательное дело» (20 минут), так мы его называем, ребенок может составить от 2 до 3 слайдов, в следующий раз он продолжает составлять начатую свою презентацию.

Один раз в два месяца, мы устраиваем для детей «Научную конференцию», где наши детки презентуют свой опыт работы для других ребят дошкольной организации. Форма «Научная конференция» развивает в ребенке уверенность в себе, дети перестают стесняться большой публики, несомненно, повышается познавательное, речевое, социально — коммуникативное развитие.

Ну и, конечно же, свою работу дети представляют самым главным людям в мире — родителям, вы бы только видели, как родители реагируют, что дочь или сын самостоятельно составили маленькую презентацию, допустим на тему «Екатеринбург», рассказал без помощи педагога, да и еще сказал, «Мама! Папа! мы в этом месте Екатеринбурга еще не были, нужно обязательно съездить», и когда после выходных семья приходит и говорит, что мы ездили в город гуляли и нашли, то самое место, где наша семья еще не была! Вот тогда мы спокойны, что наши дети не только развиваются в познавательном русле, но и закрепляют знания на практике в социуме.

Кроме этого один раз в месяц, вместе с родителями планируем экскурсионные выезды в музеи, но не в простые музеи, а музеи с интерактивными программами «музей истории Екатеринбурга», «музей кино Свердловской киностудии», «музей истории науки и техники Свердловской железной дороги», «музей радио имени А. С. Попова», парк научных развлечений «Ньютон» и т. д. Данная форма способствует познавательному развитию ребенка через собственные ощущения, где ребенку предоставляется и разрешается потрогать руками, испытать те или иные действия на себе.

Кто-то скажет, в группах так много детей, когда и как это все делать и организовывать? Ответим, все очень просто, разделяем детей на маленькие подгруппы (4–5 ребенка), когда мы занимаемся с подгруппой, другие дети находятся с младшим воспитателем, и также заняты чтением и просмотром познавательной литературы по ИКТ, а потом мы обязательно спрашиваем, что же они нового узнали, на какую тему беседовали с младшим воспитателем. Обучение детей ИКТ — не только стремление педагога, а группы в целом, ведь мы же команда единомышленников. Если педагог сам желает, и хочет, чтобы его дети научились, и вошли в школьную жизнь с новыми знаниями и умениями в области применения ИКТ, он все для этого сделает. Вы только посмотрите, что задают детям в начальных классах? «составить презентацию на тему…, написать реферат», и все за ребенка делают кто?... правильно — родители, а ребенок опять к ИКТ не приспособлен.

В своем детском саду такая практика дала положительные результаты не только познавательного характера, но и творческих и технических возможностей для ребенка.

Другой современной технологией является Sand-Art технология, как говориться все хорошее, это забытое старое. Sand-Art технология — технология искусства песка, с детьми мы рисуем песком на столе с подсветкой. В данной технологии у ребенка отлично развивается мелкая моторика рук, фантазия, творчество, развивается речь, образное и пространственное мышление, а также технология способствует предпосылкам самостоятельности в социуме.

Очень хорошо данная технология подходит если у ребенка какой — либо стресс (адаптация к дошкольной организации) или же гиперактивность воспитанника, т. к. Sand — Art технология успокаивает, заинтересовывает ребенка. Ребенок рисует пальчиком, ладонью, щепотью, кистью руки, кистью для акварели. Дети чувствуют свой успех и желание творить, особенно когда рисования песком сопровождается игровой деятельностью. Прорисовывая пальчиком или ладонью желаемый образ на песке, ребенок не может оторваться от творческой деятельности, так как магия цветовых решений, для ребенка представляет сказку и волшебство.

Песочные рисунки несут в себе прямую связь с трансформацией, если что-то не получилось у ребенка, он с легкостью может исправить и завершить желанное, задуманное им самим.

Метод рисования песком позволяет нашим детям научиться осознавать себя и выражать собственные чувства, от того что нарисовал ребенок, мы можем понять в каком настроение находится малыш, или что его тревожит. Увлекательное занятие детей с песком проходит согласно нормативному документу СанПиН.

Одной из современной образовательной технологии, применяемой в нашей дошкольной организации, является ассоциативно-синектическая технология или как мы ее еще называем АС-технология. Автор данной технологии является профессорСергей Аркадьевич Новоселов, прослушав его семинар, мы загорелись коллективом внедрить данную технологию, так как она развивает в ребенке воображение, творчество. Больше всего данная технология подходит для одаренных детей. Они сочиняют стихи или слова к музыке и тем самым прорисовывают свое творение, а как же быть с остальными детьми, с остальными детьми рисуем картину во время творчества, дети повторяют стих, и получаются индивидуальные эксклюзивные рисунки.

Также на наш взгляд необходимо включать для развития детей инновационную технологию Lapbook, книжка-раскладушка или самодельная папка, с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. При этом лэпбук — не просто поделка. Это заключительный этап исследовательской работы, которую ребенок или дети проделали в ходе изучения данной темы.

Чем привлекла нас технология Lapbook, тем что ребята сами учатся по своему желанию структурировать информацию по определенной теме, ребенок самостоятельно собирает информацию, лучше понимает и запоминает материал.

Как начинается работа по применению технологию Lapbook?

  1.                Выбираем тему (любую), например — транспорт
  2.                Прорисовка плана лепбука,
  3.                Создание лепбука, обдумываем какие будут кармашки и их расположение — например, (кармашек загадок о транспорте, кармашек стихотворений о транспорте, конверт с иллюстрациями транспорта, кармашек автозапчастей, кармашек новых слов, кармашек раскрасок, конверт марки автомашин).
  4.                Создание макета, одна из увлекательных частей технологии лепбука.

Данная технология помогает нам, как педагогам, развивать инициативу и творчество в детях. В процессе наблюдения, мы узнаем, что больше всего интересует ребенка. Технология помогает нам развить личность, способность в ребенке.

Конечно же все применяемые в образовательный процесс современные образовательные технологии, мы внедряем не только в работу с воспитанниками, но и при взаимодействии с семьей. Как нам гласит семейный кодекс ст. 61 «Родители несут обязанность и ответственность за воспитание и развитие своего ребенка».

Простраивая работу с семьей, для начала мы продумываем вопросы анкет, опроса, о знаниях родителей о современных технологиях развития ребенка, ведь многие родители привыкли, что если их ребенок умеет читать и писать, то он уже многому научился, а остальное он познает на своем жизненном пути в будущем.

Проанализировав анкеты родителей, мы планируем семинары-практикумы, мастер-классы по применению современных образовательных технологий в развитии воспитанников для родителей (законных представителей), а также открытые НОД, где родители могут посмотреть, как используют технологии их дети, что они знают и умеют, что не знают родители.

Родителям даем творческую работу совместно с ребенком, как мы ее называем мини — проект, на закрепление в домашних условиях пройденной темы. Одним из ключевых моментов в области повышения педагогической компетенции родителей является создание раздела «Родителям» на сайте дошкольной организации, где публикуются консультации, рекомендации, инновационные подходы в развитии детей и многое другое.

Для молодых педагогов, на наш взгляд также необходима помощь, мы устраиваем педагогические часы на определенную тему, практические занятия — допустим, где молодые педагоги играют роль детей, а педагоги наставники являются воспитателями, и в игровой форме преподносим, как нужно применять ту или иную технологию в работе с дошкольниками, ну и конечно, как все дошкольные учреждения проводим открытые мероприятия с участием детей, не только для своих педагогов дошкольной организации, но и для педагогов района, города.

 

Литература:

 

  1.                Атемаскина Ю. Б. Современные педагогические технологии в ДОУ. Детство — Пресс, 2012 г.
  2.                Вербенец А. М. Планирование образовательного процесса дошкольной организации. Современные подходы и технологии. Детство — Пресс, 2015 г.
  3.                Справочник старшего воспитателя № 9 за 2015 г.
  4.                Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года от 29.05.2015 г.
  5.                Управление инновационными процессами в ДОУ. — М., Сфера, 2008 г.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дошкольная организация, педагог, родитель, воспитанник, ИКТ, младший воспитатель, образовательный процесс, развитие детей, создание презентаций.

Похожие статьи

Применение ИКТ в дошкольном образовании | Статья в журнале...

Информационнокоммуникационные технологии в дошкольном образовании. URL, образовательный процесс, использование компьютера, дошкольное образование, развитие детей, ИКТ, педагог, программа, развитие.

Использование информационно-коммуникативных технологий...

Использование информационно-коммуникативных технологий в познавательном развитии детей дошкольного возраста.

Педагоги дошкольной образовательной организации строят учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы ребенок стремился познавать...

Организация образовательного процесса в дошкольной...

для детей младшего дошкольного возраста

Родители воспитанников участвуют в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребёнка.

Преемственность в использовании... | Молодой ученый

Использование ИКТ-технологий в дошкольном и школьном образовании позволяет расширить творческие возможности педагога, и оказывает положительное влияние на различные стороны всестороннего развития ребенка.

Система работы по использованию...

Система работы по использованию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе ДОУ для развития ведущих сфер личности детей дошкольного возраста.

Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе детей...

В дошкольном учреждении информационно-компьютерные технологии используются в работе с педагогами, родителями и детьми. Современный грамотный педагог просто обязан идти в ногу со временем: знать и умело применять в работе ИКТ...

Использование компьютерных технологий в работе...

дошкольное образование, педагогический процесс, ИКТ технологий, ИКТ, игра, образовательный процесс, ребенок, игровая деятельность, методическая работа, дошкольный возраст.

Актуальность проблемы формирования ИКТ компетенций...

образовательный процесс, ИКТ, педагог, ребенок, поколение, современное общество, профессиональное развитие, жизненный опыт, компьютерная грамотность, младший школьный возраст.

Использование ИКТ в работе с дошкольниками

Использование информационно-коммуникативных технологий... ребенок, дошкольное образование, дошкольный возраст, педагогический процесс, целостный образовательный процесс, программное обеспечение, познавательное развитие детей...

Похожие статьи

Применение ИКТ в дошкольном образовании | Статья в журнале...

Информационнокоммуникационные технологии в дошкольном образовании. URL, образовательный процесс, использование компьютера, дошкольное образование, развитие детей, ИКТ, педагог, программа, развитие.

Использование информационно-коммуникативных технологий...

Использование информационно-коммуникативных технологий в познавательном развитии детей дошкольного возраста.

Педагоги дошкольной образовательной организации строят учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы ребенок стремился познавать...

Организация образовательного процесса в дошкольной...

для детей младшего дошкольного возраста

Родители воспитанников участвуют в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребёнка.

Преемственность в использовании... | Молодой ученый

Использование ИКТ-технологий в дошкольном и школьном образовании позволяет расширить творческие возможности педагога, и оказывает положительное влияние на различные стороны всестороннего развития ребенка.

Система работы по использованию...

Система работы по использованию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе ДОУ для развития ведущих сфер личности детей дошкольного возраста.

Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе детей...

В дошкольном учреждении информационно-компьютерные технологии используются в работе с педагогами, родителями и детьми. Современный грамотный педагог просто обязан идти в ногу со временем: знать и умело применять в работе ИКТ...

Использование компьютерных технологий в работе...

дошкольное образование, педагогический процесс, ИКТ технологий, ИКТ, игра, образовательный процесс, ребенок, игровая деятельность, методическая работа, дошкольный возраст.

Актуальность проблемы формирования ИКТ компетенций...

образовательный процесс, ИКТ, педагог, ребенок, поколение, современное общество, профессиональное развитие, жизненный опыт, компьютерная грамотность, младший школьный возраст.

Использование ИКТ в работе с дошкольниками

Использование информационно-коммуникативных технологий... ребенок, дошкольное образование, дошкольный возраст, педагогический процесс, целостный образовательный процесс, программное обеспечение, познавательное развитие детей...