Библиографическое описание:

Жарикова О. А. Специфика функционирования системы среднего технического и профессионального образования в Республике Казахстан [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 135-137.

 

 

В статье сделан анализ практико-ориентированной направленности системы среднего технического и профессионального образования в Республике Казахстан, а также дано описание форм, методов и средств производственного обучения.

Ключевые слова: производственное обучение, профессиональная практика, среднее профессионально образование.

 

В настоящее время система среднего технического и профессионального образования Казахстана, как и сама казахстанская экономика, переживает процесс глубокого реформирования и адаптации к новым экономическим условиям. Рыночные отношения в экономике РК существенно повышают требования к профессиональной подготовке специалистов среднего звена [1].

Согласно Закону Республики Казахстан «Об образовании» [2], техническое и профессиональное образование направлено на подготовку квалифицированных специалистов технического и обслуживающего труда по основным направлениям общественно-полезной профессиональной деятельности. Этот уровень образования является одной из ступеней среднего образования и осуществляется на базе профессиональных лицеев, училищ, колледжей и высших технических школ, а также на базе основного среднего и (или) общего среднего образования [3].

При этом, специфика учебного процесса в организациях технического и профессионального образования заключается в фактически паритетном соотношении между теоретическими и практическими занятиями, причем практические занятия, по большому счету, составляют основу производственного обучения и отражают его специфику [4].

Исходя из этой специфики, следует отметить, что полноценное производственное обучение должно быть практико-ориентированным, в связи с чем, оно не может быть ограничено только рамками учебного заведения. В обязательном порядке большая часть учебного процесса по приобретению профессиональных знаний, умений и навыков должна проходить непосредственно на реальном производстве, в учебно-производственных комбинатах, в учебных центрах, на курсах, в учебно-производственных структурах, осуществляющих подготовку рабочих, при наличии лицензии на право осуществления образовательной деятельности, выданной в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан [5].

Таким образом, система технического и профессионального образования в Казахстане является практико-ориентированной учебной деятельностью, направленной на удовлетворение запросов современного производства, т. е. на формирование достаточно большой по численности профессиональную группу рабочих и организаторов производства среднего звена, от уровня профессионализма которых зависят порядок и стабильность любого производства.

В соответствии с имеющимися нормативно-правовыми актами, регламентирующими деятельность среднего профессионального образования в части производственного обучения, особое место занимает профессиональная практика студентов. Из общего объема учебного времени отводимого на подготовку специалистов среднего звена профессиональная практика студентов в рамках производственного обучения должно составлять не менее 40 % [6].

В соответствии с этим производственное обучение проводится на предприятиях и в организациях на самостоятельных рабочих местах, предоставляемых работодателями на договорной основе, и направлено на закрепление теоретических знаний, полученных в процессе обучения, а также на приобретение практических навыков и освоение передового опыта производства.

Следует отметить, что в ГОСО РК «Система образования РК. Профессиональная практика. Основные положения» [7], утвержденном приказом Министра образования и науки Республики Казахстан, сказано, что производственная практика организуются после завершения изучения цикла специальных дисциплин, по которым предусмотрена производственная практика, или теоретического обучения в целом. Производственная практика на выпускном курсе организуется после полного завершения теоретического обучения. Обучающиеся вечерней и заочной форм обучения при условии их работы по специальности освобождаются от производственной практики. В данном случае обучающиеся должны представить в учебное заведение справку с места работы и характеристику, отражающую их профессиональную деятельность [6].

В соответствии со спецификой производственного обучения, оно имеет свои, специфические организационные формы и методы обучения. Под формами производственного обучения понимают способы построения всего учебно-воспитательного процесса, определяющие характер учебно-производственной деятельности обучаемых и руководство этой деятельностью, а также структуру учебных занятий. Следует различать формы организации учебного процесса и формы организации учебно-производственной деятельности студентов. Так как в условиях учебно-производственных мастерских невозможно в полной мере смоделировать полноценный процесс по производственному обучению, производственное обучение студентов включает в себя два этапа подготовки: в учебно-производственных мастерских; непосредственно в условиях производства [5].

Преимущественно в организации занятий по производственному обучению используется классно-урочная форма обучения. Как правило, такие занятия длятся шесть академических часов. В зависимости от дидактических целей в рамках классно-урочной формы обучения выделяют несколько типов уроков производственного обучения: урок по освоению трудовых приемов и операций; урок упражнений; урок по комплексной теме; смешанный урок (комбинированный урок).

В соответствии со спецификой форм обучения, своеобразной спецификой обладают и методы производственного обучения, под которыми подразумеваются способы совместной деятельности мастера и обучаемых, при помощи которых достигается приобретение студентами практических умений и навыков, формируются основы их профессионального мастерства, развиваются интеллектуальные, физические и творческие способности.

В процессе производственного обучения, преимущественно применяются методы, классифицируемые в педагогической литературе по источникам получения знаний на словесные (объяснение, беседа, письменный и устный инструктаж) наглядные (показ трудовых приемов, демонстрация наглядных пособий, наблюдение за технологическим процессом и т. д.) и практические (упражнения, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа, решение производственно-технических задач.

Кроме того, в настоящее время мастерами производственного обучения профессионально-технических учебных заведений активно используются такие методы обучения, в основе классификации которых, лежит характер познавательной деятельности студентов: репродуктивные (объяснительно-иллюстративный и репродуктивный) и проблемно-поисковые (проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский).

Таким образом, мы можем констатировать, что функционирование системы среднего технического и профессионального образования в Республике Казахстан существенно отличается от систем других уровней образования практико-ориентированной направленностью, спецификой форм и методов обучения.

 

Литература:

 

  1.                Гершурский Б. C. Компьютеризация в сфере образования. М.: Высшая школа, 1987–324 с.
  2.                Закон РК «Об образовании» от 27 июля 2007 года, п. 25 статья 5.
  3.                Бахарев, Н. П. Теория и практика реализации многоуровневой системы профессионального образования: монография / Н. П. Бахарев. -Тольятти: Центр медиообразования, 2000. — 205 с.
  4.                Живойкин Ю. М. Деятельностный подход при производственном обучении. М.: Специалист, 2001, № 10, С.34–36.
  5.                Жиделев М. А., Производственное обучение в рамках ПТУ. М. А. Жиделев Мн.: 2000. — 346с.
  6.                Костина Т. А. Взаимосвязи теоретического и производственного обучения основа качества профессиональной подготовки. / Региональная научно-практическая конференция «Развитие региональной системы образования» Тезисы. — Мурманск: МОИМЦ, 1993. — С. 21 -22.
  7.                ГОСО РК 5.03.005–2009. «Система образования Республики Казахстан. Профессиональная практика. Основные положения», Алматы.2009.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle