Библиографическое описание:

Хромова И. А. Подготовка конкурентоспособного специалиста как цель современного образования [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 141-143.



 

Данная статья посвящена среднему профессиональному образованию, выделены несколько аспектов образования, рассмотрено понятие качество образование.

Ключевые слова: качество образование, конкурентоспособное образование, федеральный государственный образовательный стандарт.

 

В настоящее время ключевым преимуществом любого региона является развитие кадрового потенциала и необходимость повышения ее конкурентоспособности. Как раз в сфере среднего профессионального образования (далее СПО) лежит ключ к обеспечению стабильного экономического роста, как предприятий, так и региона в целом.

Важной проблемой ближайшего будущего является конкурентоспособное образование, в которое входит не только высшее профессиональное, но и среднее профессиональное образование.

Модификация социально-экономических условий диктует необходимость качественно нового уровня подготовки кадров. Это возможно достичь путем перехода учебных заведений СПО на инновационный путь развития, позволяющий обеспечить рост результативности. [1]

Вследствие выявленной проблемы, можно выделить несколько ее аспектов: во-первых, учебно-материальная база, во-вторых, кадры образовательных учреждений, в-третьих связь с предприятиями, ведь без практического опыта не сформируется студент, как специалист своего дела. Третий аспект выступает как практико-ориентированное обучение, связанное с производственной сферой. Это один из факторов адекватного результата СПО, т. е. подготовка кадров, по запросам различных отраслей.

Постоянно изменяющиеся требования работодателей, вызванные появлением новых производственных технологий, требуют изменения содержания обучения в средних профессиональных заведениях. В этой связи немаловажным является учебно-материальная база заведения, которая должна решать комплекс задач, связанных как с образовательным процессом, так и с формированием личности студента.

Формат реализации федеральных государственных образовательных стандартов (далее ФГОС) третьего поколения делает возможным и необходимым участие работодателей в разработке рабочих учебных планов и программ дисциплин учебных заведений СПО, в организации учебных практик и стажировок на базе предприятий, распространение положительного опыта взаимодействия предприятий и образовательных учреждений, привлечение квалифицированных кадров предприятий к образовательному процессу. [2]

Так же остро ощущается нехватка специалистов новых профессий, либо тех, которые обладают обновленными и дополненными знаниями и умениями в рамках существующей профессии.

Во всем мире подготовка кадров однозначно признана сферой продуктивных вложений, а профессиональное образовании рассматривается как экономическое достояние: так по оценкам Всемирного банка, три четверти национального богатства США составляет человеческий капитал. Через призму человеческого капитала СПО стало рассматриваться во многих странах, как решающий источник экономического роста, как инструмент смягчения экономического неравенства и средства борьбы с безработицей. [3]

Таким образом, проводимые мероприятия по модернизации среднего профессионального образования призваны решать задачи не только по улучшению профессиональной подготовки молодежи, но и качественно изменить ее. В ходе подготовки специалиста первостепенным является установка на развитие личности и профессиональной культуры, позволяющая существенно облегчить процесс профессиональной адаптации. Это требует основательных изменений в обеспечении качества подготовки специалистов. Именно поэтому качественное профессиональное образование сегодня — это средство социальной защиты, гарантия стабильности, профессиональной самореализации человека на разных этапах жизни.

Понятие качество образования является многогранным. Нужно отметить, что качество образования имеет сложную динамику развития, которая определена как модификация в деятельности учебных заведений, так и в общественном окружении.

В настоящее время важнейшим средством обеспечения качества образования является ФГОС СПО, введение которого создало условия для сбалансированного содержания интересов всех субъектов образования, а именно увеличение творческой активности преподавателей и методистов, что ведет к совершенствованию методической работы, к росту качества подготовки специалистов.

В настоящее время преодолевается некоммуникабельность методической работы колледжей в пределах системы СПО. Укрепляется взаимодействие учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования в решении актуальных учебно-методических проблем.

Работа в Кабардино-Балкарском гуманитарно-техническом колледже подтверждает, что качественная реализация ФГОС 3 поколения требует высокого профессионализма кадров. Главную роль в обеспечении качества образования занимает педагогический коллектив, так как качество образование обусловлено качеством преподавания. В этом отношении администрация колледжа уделяет большое внимание систематическим повышениям квалификации преподавателей. Так как первостепенными задачами является ориентация на подготовку человека, который способен самостоятельно принимать решения, точно и своевременно действовать в постоянно изменяющемся обществе. Такими способностями может владеть только сформировавшаяся личность.

Таким образом, система профессионального образования и обучения должна быть больше ориентирована на компетенции, а не на освоение конкретных программ обучения. Это позволит обеспечить гибкость образовательных траекторий и возможность горизонтальной мобильности, а именно смены траекторий при обеспечении зачета всех ранее полученных компетенций, необходимых для новой специальности.

В заключении хочется отметить, что качество профессионального обучения следует определять степенью достижения поставленной цели, возможностью максимального удовлетворения образовательных и профессиональных потребностей и запросов профессионально-педагогических и руководящих работников учреждений профессионального образования.

 

Литература:

 

  1.                Костюкевич В. Ф. Развитие профессионального образования — в приоритете российской политики [Электронный ресурс]
  2.                Шелудченко А. В. Модернизация системы СПО: проблемы и перспективы [Электронный ресурс]
  3.                Корецкая С. В. Концепция развития СПО в рамках социально-экономических тенденций России [Электронный ресурс]

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle