Библиографическое описание:

Хаустова В. Н., Полякова М. А., Савоненко М. Н. Решение актуальной проблемы взаимодействия образования и социализации в условиях современной школы [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 47-49.



 

Проблемы взаимодействия образования и социализации являются актуальными для отечественной науки. Гражданственность — интегративная характеристика личности человека, понятие, которое характеризует гражданско-патриотическую позицию человека, подразумевающую ответственность за судьбу своей Родины, сопричастность с её судьбой. Воспитание — процесс социализации человека, то есть усвоение человеком ценностей, характерных для данного общества.

Результаты опросов нынешних школьников показывают, что такие понятия, как «патриотизм», «коллективизм», «Родина», «отечество» недостаточно сформированы у учащихся школ: больше половины респондентов не имеет четкого представления о том, в чем проявляется любовь к Отечеству, к своей малой Родине. В то же время главным предметом гордости школьники считают такие факты, как победу в Великой Отечественной войне — 67,2 %; историю страны − 27,5 %; культурное наследие − 25,3 %; принадлежность к своей национальности − 24,0 %. Большинство школьников признают необходимость информации о гражданах России, героях войны, жизнь которых может служить примером для подражания: «да» ответили 38,8 % учащихся; «скорее да, чем нет» — 45,6 %; «скорее нет, чем да» — 8,8 %; «нет» — 3,2 %; остальные затруднились с ответом. Уже одно это делает принципы гражданско- патриотического воспитания весьма актуальными.

Отрадно отметить, что в Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения провозглашается новая цель образования — воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

В нашей школе тоже есть традиции, которые мы храним и передаем от одного поколения учащихся к другому. На первой ступени закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, здесь начинается формирование личности, осознающей себя как часть общества и гражданином своего Отечества. Содержание гражданского образования реализуется всеми учебными предметами и в первую очередь дисциплинами гуманитарного и естественнонаучного циклов. О программе и содержании учебников чтения начального образования «Школа России» хотелось бы сказать отдельно. Недостаток текстов военной тематики, отсутствие пропедевтических уроков истории — все это снижает усвоение наиболее актуальных обобщенных знаний об основных областях общественной жизни. Практика показывает, что учителя начальных классов в полной мере компенсируют данный пробел во внеурочной деятельности, беря за основу идею полноценного участия личности в решении общественно значимых задач общества. Одним из интенсивных методов социальной практики является социальное проектирование. Основная цель социального проектирования — создать условия, способствующие формированию у учащихся собственной точки зрения по обсуждаемым проблемам, применению гражданских компетентностей.

Именно в реализацию социального проекта «Ветеран» мы как классные руководители подключили свои третьи классы. Нам хотелось, чтобы данный проект, а именно общение с ветераном труда Попковой Лидией Ивановной, дал нашим ученикам возможность связать и соотнести общие представления о Великой Отечественной войне, ее героях-тружениках тыла, полученные в ходе уроков, с реальной жизнью. Цель данного социального проектирования: привлечь внимания младших школьников к актуальным социальным проблемам ветеранов; включить их в реальную практическую деятельность по разрешению некоторых из этих проблем силами самих учащихся. Важнейшая черта современного обучения — направленность на то, чтобы готовить учащихся не только приспосабливаться к ситуациям социальных перемен, но и активно осваивать их.

Прежде всего, нужна была команда для реализации проекта, но все третьеклассники изъявили желание участвовать. Необходимо было понять, кто и чем будет заниматься в силу своих возможностей и способностей. Распределили роли и обязанности внутри проектной команды-класса.

Одни отправились с визитом к ветерану, чтобы познакомиться и расспросить о проблемах, с которыми столкнулась Лидия Ивановна. Пожилая женщина плохо видела и слышала, с трудом ходила, поэтому ей нужна была помощь: купить в магазине все необходимое, убрать в квартире. У ветерана — 3 сына, но они жили отдельно, материально помогали матери, а вот на общение времени не хватало, поэтому самой главной нашей задачей стало постараться избавить старого человека от одиночества.

Успех воспитательной работы школы в значительной степени определяется тем, насколько эффективно школа взаимодействует со средой, использует потенциал социума, в котором находится, насколько тесны ее контакты с семьей. Другая группа детей провела переговоры с родительским комитетом класса и нашла спонсоров в лице родителей для решения материальных проблем проекта. Третья группа установила связь с соседями ветерана. Зачастую Лидия Ивановна не слышала звонка в дверь, и тогда на помощь приходили соседи. Тематику встреч учащиеся выбирали самостоятельно, исходя из общих интересов, собственных склонностей, возможностей. Школьники с огромным удовольствием изобретали оригинальные подарки, создавали декоративные изделия для ветерана, ведь результат их труда был важен и полезен одинокому больному человеку. Процесс изготовления самых привычных вещей: салфеток, прихваток, емкостей для сыпучих продуктов, подстилок на стулья превратился в творчество. Неотъемлемой составляющей проектирования стало межличностное общение. Невозможно никаким мерилом измерить значение задушевных бесед с ветераном труда о Великой Отечественной войне. Сколько слез выплакали мы, взрослые, и дети, слушая, как тяжело приходилось в тылу детям, женщинам, старикам. 16-летней девочкой Лидии Ивановне пришлось вместе с другими женщинами днем и ночью выполнять непосильную по сегодняшним меркам работу — строить новую железнодорожную ветку Старый Оскол — Ржава.

В течение трех лет длился наш «социальный проект». Ветеран стала нашим другом, бабушкой Лидой. Мы полюбили эту милую, трогательную, больную, но в то же время смелую, вынесшую непомерно большие тяготы военной, а потом и мирной послевоенной жизни. Сейчас наши дети в шестом классе. К сожалению, здоровье Попковой Лидии Ивановны ухудшилось, и ее сыновья взяли ее жить к себе, как она ни сопротивлялась. Нам всем не хватает этих встреч…

Эффективность работы над социальным проектом не вызывает сомнения, она позволила почувствовать каждому ребёнку значимость своей деятельности, повысить социальный статус в школе, в микрорайоне, открыть новые возможности, повысить мотивацию к учению, повысить общий уровень культуры детей за счет получения дополнительной информации; приобрести навыки «разумного социального» поведения в сообществе, совершенствовать полезные социальные навыки и социальную мобильность; закрепить навыки командной работы.

 

Литература:

 

  1.      Абдулина Л.В, Чепелева Б.П, Грибкова М.В, Мищенко Т. М. Опыт совершенствования педагогического профессионализма. — Воронеж: ВГПУ, 2006. — 80с.
  2.      Афиногенова Л. Е. Уроки мастерства. — Воронеж: ВОИПКиПРО, 2008. — 44с.
  3.      Бабина Н. Ф. Выполнение проектов. — Воронеж: ВОИПКРО, 2005. — 64с.
  4.      Бабина Н. Ф. Урок должен быть интересным! — Воронеж: ВОИПКиПРО, 2006, — 112с.
  5.      Вестник ВОИПКиПРО: Выпуск 16. — Воронеж: ВОИПКиПРО, 2007. — 214с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle