Библиографическое описание:

Кутрань О. Н., Струкова Н. И. Развитие зрительных функций у детей дошкольного возраста с помощью специальных игр и упражнений [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 127-132.

 

На современном этапе жизни российского общества одним из общенациональных приоритетов является образование и укрепление здоровья подрастающего поколения. Личность ребенка признается самой большой ценностью. Каждый ребенок имеет право на развитие, образование, воспитание, а также квалифицированную помощь и поддержку, в особенности, если речь идет о детях с различными нарушениями в своем развитии.

Из всего числа таких детей большой процент приходится на детей с уже имеющимися нарушениями зрения, а также входящих в группу риска по возникновению проблем со зрением при неблагоприятных факторах наследственности и/или окружающей среды. В связи с этим необходимо развивать и тренировать все зрительные функции у детей не только для исправления или устранения зрительного дефекта, но и для профилактики нарушений зрения. Такую работу с детьми нужно проводить в раннем и дошкольном возрасте, с момента обнаружения глазной патологии или с появления возможных рисков.

Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для коррекции различных глазных заболеваний, в том числе и развития всех зрительных функций у детей. В этой связи важно своевременно оказать всю возможную помощь и поддержку таким детям. Этот факт обусловливает необходимость выработки оптимальных условий, методов и приемов в их практической реализации в рамках коррекционно-развивающего обучения дошкольников с нарушениями зрения в ДОУ IV вида.

Проблема исследования и развития зрительных функций у детей с нарушением зрения чрезвычайно актуальна и занимает особое место в сфере их медико-психолого-педагогической реабилитации.

Проблема развития зрительного восприятия детей с нарушением зрения находится в центре внимания отечественных офтальмологов, тифлопсихологов, тифлопедагогов (А. И. Каплан, М. И. Земцовой, А. Г. Литвак, В. А. Феоктистовой). Советскими тифлопедагогами изучены психические механизмы становления зрительного образа у детей с нарушением зрения, установлена взаимосвязь их уровня развития зрительного восприятия с остротой зрения, характером заболевания, степенью овладения эффективными способами восприятия и методами целенаправленного обучения.

Исследования по вопросам восприятия создают научно-теоретический фундамент для дальнейшего изучения особенностей зрительного восприятия дошкольников с нарушением зрения с учетом их патологии и возраста. Особенностям зрительного восприятия детей с нарушением зрения современная тифлопедагогика уделяет особое внимание (Л. И. Плаксина, И. С. Моргулис, Е. С. Незнамова). Проявляют интерес к этой проблеме офтальмологи, разрабатывающие методы аппаратного и педагогического восстановления зрительных функций у детей с нарушением зрения (Э. С. Аветисов, Е. И. Ковалевский, Л. А. Григорян).

Знание особенностей развития зрительного восприятия позволит офтальмологам и тифлопедагогам путем специально организованных коррекционно-педагогических игр и упражнений обеспечить процесс восстановления зрительных функций и зрительного восприятия у детей с нарушением зрения.

Известно, что акт зрительного восприятия предметов и явлений окружающего мира осуществляется в результате работы зрительного анализатора, представляющего собой сложную нервно-рецепторную систему. В структуру зрительного анализатора входят рецепторная часть (сетчатка), проводящие пути (зрительные нервы, зрительные тракты), зрительные центры (подкорковый и корковый). В коре головного мозга осуществляется анализ и синтез зрительных ощущений и восприятий, и осуществляются ассоциативные связи органа зрения с другими анализаторами, в результате чего и происходит восприятие человеком зрительной картины мира.

В процессе восприятия предметов и явлений окружающей действительности с помощью зрения мы узнаем о форме, величине, цвете предметов, их пространственном расположении, степени их удаленности и заслоненности при ярком свете и в сумерках. Такую богатую информацию мы получаем с помощью различных функций зрения. К основным (базовым) функциям зрения относятся [5, с. 6]:

        острота зрения;

        цветовосприятие;

        поле зрения;

        характер зрения;

        глазодвигательные функции.

Снижение любой из перечисленных функций неизбежно влечет за собой нарушения, как в ходе самого процесса, так и в результате зрительного восприятия [2. с.40].

Разрешающая способность зрения, способность глаза воспринимать раздельно две точки при минимальном расстоянии между ними, называется остротой зрения. Снижение остроты зрения отрицательно влияет на процессы узнавания предметов и изображений, а также скорость зрительного восприятия. Ограничение и фрагментарность восприятия предметов, процессов и явлений действительности затрудняет формирование предметных и пространственных представлений, развитие образного мышления, регуляцию движений, их точность, координацию, соразмерность.

Острота зрения — величина непостоянная. Под влиянием различных неблагоприятных факторов (болезнь, утомление, плохое освещение, функциональные расстройства зрительного аппарата и др.) она может понижаться.

Цветовосприятие, или цветовое зрение функция зрения, которая играет важную роль в жизни человека. Благодаря этой зрительной функции он способен воспринимать все многообразие цветов в природе и искусстве.

Доказано, что цветоощущающий аппарат состоит из трех видов колбочек: одни преимущественно чувствительны к красным лучам, другие — к зеленым, третьи — к синим. От соотношения силы возбуждения каждого вида колбочек и зависит цветовое зрение. Цвет имеет три признака: цветовой тон, яркость (светлота) и насыщенность.

Это говорит о больших информационных свойствах цвета. Цвет фиксируется визуально, и длительное время остается в сознании ребенка. Он обладает большой эмоциональной выразительностью.

Нарушения функции цветоразличения обуславливают возникновения трудностей восприятия, невозможность различения одного из трех цветов (красного, зеленого, синего) или приводит к смешению зеленого и красного цветов.

Способов лечения врожденного нарушения цветовосприятия нет, но у людей, страдающих дальтонизмом, постепенно развивается способность различать цвета по степени их яркости.

Состояние периферического зрения характеризуется другой функцией — полем зрения. Это пространство, которое воспринимается одним глазом при его неподвижном положении. Поле зрения каждого глаза имеет определенные границы.

При нормальном поле зрения дети способны в известных пределах обозревать предметы и явления целостно, одновременно, во взаимных связях и отношениях, охватывать взором дистантно расположенные объекты. Сужение поля зрения затрудняет целостность, одновременность и динамичность восприятия, может сопровождаться возникновением теней, пятен, осложняя восприятие предметов и изображений, а также ориентировку в пространстве.

Поле зрения не стоит путать с полем взора — это пространство, которое может воспринимать глаз при своем движении в фиксированном положении головы [2. с.43].

Зрительный анализатор человека может воспринимать окружающие объекты как одним глазом — монокулярное зрение, так и двумя глазами — бинокулярное зрение. Эту зрительную функцию принято называть характером зрения. Бинокулярное зрение обеспечивает стереоскопическое, объемное восприятие окружающего мира. Оно позволяет осуществлять трехмерное восприятие одновременно и непрерывно: при рассматривании различно расположенных предметов и при постоянно изменяющемся положении глазных яблок. Стереоскопическое зрение является сложнейшей физиологической функцией зрительного анализатора, высшим этапом его эволюционного развития, при котором на пике своего развития находятся и все остальные зрительные функции — острота зрения, поле зрения и поле взора, глазодвижение и цветоразличение.

Нарушение бинокулярного характера зрения приводит к снижению способности видеть двумя глазами одновременно и воспринимать рассматриваемый объект как единое целое в трехмерном изображении, создает условия неустойчивости фиксации взора, увеличения его длительности, снижает качество прослеживающих движений глаз.

Нормальная работа глаза требует его подвижности и способности к тонким установкам. Этому способствуют глазодвижение.

Глазодвигательные функции настраивают оптическую систему глаза, обеспечивают фиксированием прослеживание взором воспринимаемых объектов [5, с. 69].

Нарушение глазодвигательных функций приводит к различным глазным заболеваниям, которое может характеризоваться отклонением одного или двух глаз от общей точки фиксации (косоглазие), наличием непроизвольных колебательных движений глазных яблок (нистагм).

Чтобы обеспечить нормальное видение необходима слаженная совместная работа всех зрительных функций человека. Но под влиянием различных причин (врожденные нарушения, болезни, травмы и т. д.) могут иметь место нарушения как одной, так и нескольких зрительных функций.

Для детей с нарушением зрения характерно недоразвитие всех зрительных функций. Исследования Л. П. Солнцевой указывают на то, что им требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал. Замедленность восприятия усугубляется еще и тем, что из-за недоразвития психических процессов они с трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями, персонажами и пр. Поэтому их зрительное восприятие отличается и меньшей дифференцированностью. Дети с нарушением зрения часто путают похожие буквы, цифры, предметы, изображения. Отмечается также узость объема их восприятия. Они выхватывают отдельные части в обозреваемом объекте, не видя иногда важный для общего понимания материал. Эта слабость обозрения объясняется особенностями движения взора. То, что нормальные дети видят сразу, дети с нарушением зрения — последовательно. Для детей с нарушением зрения характерны трудности восприятия пространства и времени, что мешает им ориентироваться в окружающем. Часто даже в старшем дошкольном возрасте эти дети не различают правую и левую руку, не могут найти в помещении детского сада свою группу, музыкальный зал и т. п. Они ошибаются при определении времени на часах, дней недели, времени года и т. д. Значительно позже начинают различать цвета и оттенки.

Для развития зрительного восприятия, активизации всех зрительных функций необходимо использовать все виды детской деятельности: игру, труд, непосредственно образовательную и бытовую деятельность. Это обеспечит детям формирование практических навыков и умений пользоваться неполноценным зрением для удовлетворения различных жизненно важных потребностей.

В процессе работы у детей происходит формирование и развитие системы «глаз-рука», узнавание предмета по силуэту, контуру, сопоставление его с образцом-эталоном, хранящимся в памяти. У слабовидящих, частично зрячих детей зрительное внимание развито плохо вследствие значительного снижения чувствительности к яркости, цвету, контрастам.

Для измерения выявления эффективности специально подобранных коррекционно-развивающих игр и упражнений с целью коррекции зрительных функций старших дошкольников с нарушением зрения разработаны критерии и показатели по измерению сформированности зрительных функций (таб. № 1)

Таблица 1

Критерии и показатели по измерению сформированности зрительных функций у детей с нарушениями зрения дошкольного возраста

Критерии зритель­ного восприятия

Показатели

Методы измерения

1

Острота зрения

Визус (VIS)

Сбор анамнеза, заключение офтальмолога

2

Цветовое зрение

Дифференциация основных, дополнительных цветов, их оттенков в предметах и изображениях окружающей действительности

Беседа, тестовые задания, дидактические игры

3

Поле зрения

Нахождение и называние предметов окружающего пространства с точкой отчета от себя (при неподвижности головы)

Беседа, тестовые задания, дидактические игры

4

Характер зрения

Фиксация взора на предмете, перевод его с близко расположенного предмета на далеко находящийся

Сбор анамнеза, заключение офтальмолога

5

Глазодвигательные функции

Прослеживание взором за движущимся объектом

Беседа, тестовые задания, дидактические игры, заключение офтальмолога

 

Для всесторонней помощи детям с нарушением зрения необходимо создать все необходимые условия для развития их зрительных функций.

Процесс формирования качества концентрации, устойчивости и переключения внимания, зрительного поиска, цветоразличения, развития бинокулярного зрения и глазодвигательных функций реализуется с помощью различного дидактического материала, используемого на коррекционных занятиях тифлопедагога и системы специально подобранных игр и упражнений на развитие всех зрительных функций.

Игры и упражнения на развитие зрительного внимания, поиска и бинокулярного зрения:

рис

  1. «Что находится на картине близко от тебя, подальше, очень далеко. Одинаковые ли эти предметы по величине и почему»;
  2. «Составь целое из частей»;
  3. «Обведи по контуру и раскрась»;

рис

  1. «Найди одинаковые предметы по одному, двум, трем признакам (цвету, форме, величине)»;
  2. «Посмотри на свой палец, а потом в окно (на самый дальний угол комнаты) в течение 10 сек.»;

рис

  1. «Узнай предмет по контуру и силуэту»;
  2. «Попади в цель»;

рис

  1. «Проведи ровную линию карандашом по центру дороги».

Игры и упражнения на развитие глазодвигательных функций и расширение поля зрения:

рис

  1. «Пройди по лабиринту»;
  2. «Назови предметы справа-слева, сверху-снизу, не поворачивая головы»;

рис

  1. «Проследи взором за движением лучика фонаря»;
  2. «Найди на картинке заданный объект»;

рис

  1. «Нарисуй глазами круг по часовой и против часовой стрелки»;
  2. «Что дальше, что ближе (на картине, в помещении и на улице)» [9, с. 138].

Игры на развитие цветовосприятия и цветоразличения:

  1. «Цветная мозаика»;

рис

  1. «Составь цвета радуги по порядку»;
  2. «Что неправильно раскрасил художник на картине?»;

рис

  1. «Выложи цветоряд от самого светлого до самого темного»;

рис

  1. «Найди все предметы одинакового цвета в окружающем пространстве»;
  2. «Смешай цвета и получи новый»;
  3. «Найди все тона одного цвета»;

рис

  1. «Собери букет холодных и теплых тонов».

 

Зрительное восприятие зависит от зрительных функциональных возможностей, сенсорного опыта детей и личностных качеств. На коррекционных занятиях задания носят игровой характер. Необходимо соблюдать последовательность в усвоении сенсорных эталонов и связей между ними внутри каждой системы и затем между системами (образец, поиск эталона, узнавание, называние объекта и его свойств, соотношение, локализация, обобщение, классификация и использование в деятельности).

Все это включается в выполнение простых заданий и с усложнением, с использованием зрения и осязания. Это увеличение числа вариантов (формы, цвета, размера, фактуры, расположения объектов) с работой по карточкам. Дидактические игры и упражнения способствуют приобретению информации о различных пространственных объектах окружающей среды, о направлениях и расстояниях; а также развивают ориентировку в микропространстве и умение изменять положение объектов на 90, 180 градусов.

В результате такой коррекционно-развивающей работы наблюдается существенное улучшение всех зрительных функций у детей с различными нарушениями зрения, развивается зрительное внимание и поиск, а также все познавательные и психические процессы ребенка.

 

Литература:

 

  1.               Дружинина Л. А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения: Методическое пособие. — М.: Издательство «Экзамен», 2006. — 159 с.;
  2.               Ермаков В. П., Якунин Г. А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. — М.: Гуманит. изд. Центр Владос, 2000. — 240 с.
  3.               Жохов В. П., Кормакова И. А., Плаксина Л. И. Реабилитация детей, страдающих содружественным косоглазием и амблиопией: Методическое пособие. — М.: Всероссийское общество слепых, 1989. — 54с.;
  4.               Малева З. П. Подготовка детей дошкольного возраста с нарушением зрения к плеопто-ортоптическому лечению. — М.: Парадигма, 2009. — 127 с.;
  5.               Никулина Г. В. Охраняем и развиваем зрение. С-Пб.: «Детство-Пресс», 2002. — 128 с.;
  6.               Новые подходы в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения зрения. Под ред. Т. А. Тюхалкина. — Горький, 1989. — 88 с.;
  7.               Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением / Методическое пособие. — С-Пб.: «Образование», 1995. — 46 с.;
  8.               Плаксина Л. И., Григорян Л. А. Содержание медико-педагогической помощи в дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения. — М.: Издательство Город», 1998. — 56 с.;
  9.               Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / Под ред. Л. И. Плаксиной. — М.: Издательство «Экзамен», 2003. — 256 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle