Библиографическое описание:

Игнатенко В. Н. Социально-психологический тренинг как система подготовки будущих педагогов [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 35-37.



 

Потребности образования в педагогических работниках всех категорий постоянно растут. В Ростовской области подавляющее большинство учителей требуется в сельских школах. И если в городских школах намечается тенденция появления конкурсности на занятие учительских должностей, то в сельских школах данной тенденции нет. Изменить ситуацию в этом направлении, прибегая лишь к увеличению приема в педагогические вузы или созданию престижных мест работы, было бы бессмысленно. Необходимо по-прежнему делать упор на многоступенчатость в системе непрерывного педагогического образования.

Система педагогического образования России представляет собой совокупность:

          преемственных профессиональных образовательных программ среднего, высшего и послевузовского педагогического образования;

          сеть взаимодействующих между собой учебных заведений и организаций среднего, высшего и послевузовского педагогического образования;

          федерально-региональную систему управления педагогическим образованием.

Внутри системы непрерывного педагогического образования имеют место интеграционные процессы. Они проявляются в создании учебных научно — педагогических комплексов, которые объединяют образовательные учреждения начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования.

Преемственность, как правило, рассматривают в разных плоскостях, когда речь идет о целостном образовательном процессе:

          преемственность в горизонтальной плоскости — наличие прочных межпредметных связей;

          преемственность в вертикальной плоскости — соотнесенность между различными ступенями образования, их слияние.

К ведущим классификационным признакам преемственности обычно относят:

          элементы образовательной системы (преемственность целей, задач и способов реализации образовательных программ);

          требования нормативных документов к образовательным программам (преемственность образовательных стандартов, учебных планов, программ учебных дисциплин);

          требования к содержанию образовательных программ (преемственность состава дисциплин, дидактических единиц, обеспечение новизны);

          элементы методического обеспечения образовательных программ (преемственность форм обучения, форм проведения занятий);

          отдельные свойства образовательных программ (преемственность модулей);

          субъекты оценки преемственности.

В современных условиях необходимо делать упор на развитие региональной системы образования, учитывать наиболее приемлемые для региона варианты непрерывности. Как правило, основными уровнями непрерывного педагогического образования в России следует считать школу, педагогический колледж, вуз, послевузовское образовательное учреждение. Процесс преемственности при этом следует анализировать в горизонтальной плоскости.

В этой связи встает вопрос моделирования подготовки специалиста в условиях непрерывного образования. Обучение в педвузе, как отмечают многие ученые, должно представлять собой качественный скачок в развитии личности учителя, в формировании потребности развивать свои профессиональные и личностные качества на основе самообразования. Но переход к подобному качественному скачку должен совершаться поэтапно и в рамках практико-ориентированной подготовки будущего специалиста.

Одним из эффективных направлений такой практико-ориентированной подготовки является использование тренингов в учебном процессе. В практике организации учебно-воспитательного процесса тренинг позволяет в комплексе реализовать принципы личностно ориентированного обучения, осуществить активное, осмысленное, мотивированное усвоение и развитие студентом профессиональных умений и навыков, качеств личности. Преимуществом учебного тренинга по сравнению с традиционным практическим занятием является то, что он проходит в психологически комфортной среде, т. е. помогает студентам проявлять активность, практически отрабатывать изучаемый материал, формировать и развивать навыки общения, самопознания, рефлексии и самооценки. Таким образом, учебные тренинги кроме дидактических задач реализуют и психологические, что делает их использование на сегодняшний день особенно актуальным в процессе обучения.

Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 26.12.2012 года коренным образом трансформирован институт государственных образовательных стандартов СПО, содержание которых определялось ранее как совокупность федерального, национально-регионального компонентов, а также компонентов образовательного учреждения. В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»: «федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможностьформирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся».

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС СПО) нового поколения определяют структуру основных профессиональных образовательных программ по специальности, включающую две составляющие (части): обязательную и вариативную. Вариативная часть (около 30 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования.

Таким образом, введение в вариативную часть Основной профессиональной образовательной программы такого дополнительного профессионального спецкурса как «Основы социально-психологического тренинга в организации учебного процесса» предполагает не просто формирование знаний, умений и навыков у студентов, но и овладение определенными способами и видами деятельности, позволяющими решать профессиональные задачи.

Социально-профессиональный тренинг, с одной стороны, может применяться как средство формирования общекультурных компетенций (близок по содержанию к традиционным тренингам умений), а с другой — направлен на формирование профессиональных компетенций. В перечне компетенций бакалавров, обучающихся по направлению подготовки Педагогика и психология, присутствуют компетенции, связанные с овладением методикой проведения практических занятий, в частности с использованием активных методов обучения, а соответственно, и тренингов.

В заключение хотелось бы добавить, что каждый уровень подготовки специалистов является профессионально завершенным и, в то же время, занимает свое место в системе непрерывного профессионального образования. Это означает, что, с одной стороны, после каждой ступени образования выпускники достаточно профессионально компетентны и готовы к деятельности, с другой стороны, у них есть возможность получения профессионального образования на более высоком уровне. Следует совершенствовать такие организационные формы учебного процесса, при которых студент обретет свободу выбора своей образовательной траектории. Необходимо соблюдать принципы преемственности не только на этапе педагогический колледж — ВУЗ, но и активно включать в это звено школы, где должна идти целенаправленная подготовка учащихся, желающих приобрести учительскую профессию, для поступления в колледж или ВУЗ. Не следует забывать и такое звено, как довузовские курсы, на которых в настоящее время упор делается на предметную подготовку, а не на подготовку к педагогической деятельности.

 

Литература:

 

  1.      Бакли Р., Кэйпл Дж. Теория и практика тренинга. — СПб.: Питер, 2002. — 352с.
  2.      Бандурка, А. М. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие / А. М. Бандурка, В. А. Тюрина, Е. И. Федоренко. — Ростов н/Д: Феникс, 2009. — 250 с.
  3.      Вачков И. Основы технологии группового тренинга. М., 2001
  4.      Евтихов О. Практика психологического тренинга. — СПб.: Речь, 2004. — 256с.
  5.      Забродин Ю. М., Геворкян Е. Н. Методологические и теоретиче ские основы проектирования основных образовательных программ при пе реходе на новые ФГОС педагогических направлений / Психология образо вания: Психологическое обеспечение «Новой школы» (Москва, 27–29 ян варя 2010 г.): Материалы V Всерос. науч.-практ. конф. М.: Общерос. общ. орг. «ФПО России», 2010. С. 88–91.
  6.      Орридж М. Как провести тренинг. — М.: ГИППО, 2002. — 144с.
  7.      Пахальян В. Э. Групповой психологический тренинг: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2006. —224 с.
  8.      Регуш Л. А. Психологическая подготовка бакалавра образования: новый подход. Новое в психолого-педагогических исследованиях, 2012. № 3(27). С. 47–54.
  9.      Сидоренко Е. В. Технология создания тренинга. От замысла к результату. — Спб. Изд. Речь, 2008–336 с.
  10. Старшенбаум В. Г. Тренинг навыков практического психолога. Интерактивный учебник: игры, тесты, упражнения. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2006. — 416с.
  11. Торн К. Полное руководство по тренингу. — М.: Инфра-М, 2002. — 244с.
  12. Хинш Р. Социальная компетенция. Практическое руководство по тренингу. — Харьков: ИПП Гуманитарный центр, 2005. — 192с.
  13. Шепелева Л. Программы социально-психологических тренингов. — СПб.: Питер, 2006. — 160с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle