Библиографическое описание:

Смородинова М. В. Внедрение педагогических условий формирования предметных компетенций в образовательную практику [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 109-111.



 

Одним из наиболее важных элементов формирования предметных компетенций в образовательную практику являются педагогические условия.

Для более детального анализа «педагогических условий» необходимо рассмотреть различные точки зрения. В рамках философии под условиями понимается «то, от чего зависит нечто другое (обусловленное), что делает возможным наличие процесса, состояния или вещи, которая с необходимостью порождает что-либо…» [4, с.469].

В педагогическом словаре условия трактуются как овладение личностью понятиями, действиями или формами поведения в рамках процесса обучения [3, с.154].

В. И. Андреев в своих работах предполагает, что педагогические условия являются результатом отбора, применения и конструирования методов, приёмов, элементов содержания, а также организационных форм обучения, направленных на достижение поставленных целей [1, с.124].

В свою очередь, по мнению Н. М. Борытко под педагогическим условием следует понимать конкретное внешнее обстоятельство, непосредственно влияющее на протекание педагогического процесса, возникающее в результате деятельности педагога и направленное на достижение желаемого результата [2, с.181].

Учитывая изложенное, в результате проведенного анализа источников можно утверждать, что понятие «педагогические условия» включается в себя отдельные составляющие элементы процессов обучения и воспитания, в том числе формы, средства, методы, цели, задачи, содержание.

Эффективность формирования предметных компетенций учащихся зависит от наличия и успешности реализации следующих педагогических условий:

1)                 создание предметной образовательной среды, стимулирующей постоянный творческий поиск и личностное развитие учащихся;

2)                 отбор содержания обучения в соответствии с уровнем сформированности предметных компетенций учащихся;

3)                 исследование динамики уровня сформированности предметных компетенций учащихся.

В качестве первого педагогического условия мы выделяем создание предметной образовательной среды, стимулирующей постоянный творческий поиск и личностное развитие учащихся в состав которого входят следующие элементы:

          формирование благоприятной психологической атмосферы в классе;

          организация личностно-ориентированного взаимодействия между учениками и учителем;

          создание комфортных условий в рамках процесса обучения.

Реализация педагогом вышеуказанных пунктов положительным образом скажется на эффективности обучения учащихся.

В педагогическом словаре среда понимается как «специально, сообразно с педагогическими целями, создаваемая система условий организации жизнедеятельности детей, направленная на формирование их отношений к миру, людям и друг к другу» [3, с.142].

Положительная среда способствует более активной деятельности со стороны ученика, большей инициативности, раскрепощенности, уверенности в себе и своих силах. Обеспечение положительной среды напрямую зависит от педагога, а точнее, связано со способностью делать учебный материал доступным для учащихся, творчеством в работе, способностью организовать коллектив учащихся, педагогическим тактом, наблюдательностью и др.

Вторым педагогическим условием, способствующим эффективному формированию предметных компетенций, является отбор содержания обучения соответственно уровню сформированности предметных компетенций учащихся. В рамках данного условия необходимо обеспечить соответствие между рассматриваемым учебным материалом и возрастными, психологическими, интеллектуальными, языковыми и речевыми особенностями учащихся.

И последнее, третье педагогическое условие — это исследование динамики уровня сформированности предметных компетенций учащихся. Реализация на практике вышеназванных педагогических условий позволит учащимся более глубоко «погрузиться» в изучаемый предмет, что в свою очередь обеспечит формирование у них предметных компетенций. Динамику изменения указанного показателя можно спрогнозировать, опираясь на полученные результаты и использовать полученные знания в дальнейшем при планировании педагогической работы.

Вышеназванные педагогические условия формируют систему из взаимосвязанных элементов, направленную на достижение общего желаемого результата — формирование предметных компетенций у учащихся.

Вместе с тем, процесс формирования предметных компетенций учащихся будет наиболее успешным, в случае если у учащихся будут сформированы навыки самостоятельного поиска информации в рамках образовательного процесса. Таким образом, развитие предметных компетенций учащихся достигается, в том числе и за счёт помощи в процессе овладения способами самостоятельного приобретения знаний.

Данные педагогические условия были реализованы на формирующем этапе обучения, при этом по его итогам была проведена проверка эффективности их применения.

На формирующем этапе эксперимента в соответствии с выделенными педагогическими условиями последовательно осуществлялся процесс формирования предметных компетенций учащихся.

В рамках первого мотивационного этапа эксперимента по формированию предметных компетенций основное внимание уделялось выявлению мотивации учащихся. В условиях учебной деятельности в качестве мотива учащихся может выступать интерес к освоению данной проблемы, проявлению своих способностей в рамках данного предмета, а также потребность в саморазвитии, стремление к получению новой информации.

Учителем практиковалось создание на уроках ситуаций, в которых учащиеся сами обнаруживали проблему, формулировали её, доказывали и подтверждали собственную позицию, участвовали в дискуссиях. На уроках применялись следующие приёмы: анализ, интерпретация, обобщение, обсуждение, беседы, дискуссии, доказательство или опровержение той или иной точки зрения. Формирование структуры урока подобным образом положительно сказывается на процессе усвоения знаний учащимися, стимулирует их умственное развитие в рамках изучаемого предмета. В результате использования выявленных педагогических условий мы ожидали увидеть более успешное формирование предметных компетенций, что непосредственно отражается в повышении уровня её сформированности.

На втором, когнитивном этапе эксперимента учащиеся включились в совместную деятельность с педагогом. Результатами такой деятельности стали презентации, проекты по выбранным темам. На указанном этапе основным направлением стало дальнейшее развитие предметных компетенций через включение системно-деятельностного подхода. Семинары, дискуссии, беседы, способствуют формированию предметных компетенций учащихся в области предмета литературы. Учащиеся развивали навыки анализа, интерпретации в ходе изучения литературного произведения, выражая свои мысли как в устной, так и письменной формах.

Третий этап — деятельностный. Данный этап включает погружение учащихся в самостоятельную деятельность, где ведущая роль принадлежит им самим. Учащимся понравилась самостоятельная деятельность, они открыли в себе новые способности и возможности, проявили способность к самостоятельному овладению знаниями учащиеся высокого уровня.

Четвертый, завершающий этап — оценочно-результативный. На этом этапе учащиеся самостоятельно и вместе с учителем оценивали результаты собственной учебной деятельности.

Формирование предметных компетенций учащихся происходило в процессе самостоятельной подготовки; организованной учебной деятельности; целенаправленного включения в работу и творческое взаимодействие учащихся. Процесс формирования предметных компетенций был организован таким образом, что педагог и учащиеся в совместной деятельности находились в постоянном поиске, т. е. ученик под руководством педагога открывал новое, проявлял инициативу на уроке, анализировал, сравнивал.

 

Литература:

 

  1.      Андреев, В. И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития [Текст] / В. И. Андреев. — Казань: Центр инновационных технологий, 2000. — 608 с.
  2.      Борытко, Н. М. В пространстве воспитательной деятельности: Монография [Текст] / Н. М. Борытко. — Волгоград: Перемена, 2001. — 201 с.
  3.      Коджаспиров, А.Ю., Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь [Текст] / А. Ю. Коджаспиров, Г. М. Коджаспирова. — М.: Академия, 2003. — 176 с.
  4.      Философский энциклопедический словарь [Текст] // Под ред. Е. Ф. Губского, Г. В. Кораблева, В. А. Лутченко. — М.: ИНФРА–М, 2003. — 576 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle