Библиографическое описание:

Жернакова К. А. Общение как основа воспитательного процесса [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 94-96.

 

 

Правильный подход к детям с использованием некоторых предметов поможет педагогу помочь детям лучше объяснить материал. Общение учителя должно быть эмоционально восприимчивым и развивающим. Мастерство педагога состоит в том, чтобы помочь ученикам почувствовать себя на «одной волне» с учителем. Для педагога важно помнить, что наилучшее общение — не сохранять полную организацию учеников, а обмен установленных ценностей, традиций.

 

В современных учебных заведениях существует много проблем, но самая важная из них — педагогический подход и общение, потому что в педагогической работе подход к ребенку является основным средством решения многих вопросов [1, 79]. Педагогическое общение это профессиональное общение педагога с учащимися в процессе обучения и воспитания, направленное на решение определенных педагогических задач и реализацию педагогических функций [4, 32]. Педагог-центр средства общения, также изменяя его и направляя.

Во время учебной практики я проводила педагогический эксперимент. Как и в любом педагогическом эксперименте, в этом можно выделить три основных этапа: констатирующий, формирующий и контролирующий. Результаты содержания каждого этапа представлены ниже. Хочется отметить, что участвовать в этом эксперименте учащимся понравилось. Все представленные ситуации отчётливо характеризуют различные стили и уровни педагогического общения.

Присутствуя на уроках в различных классах в качестве наблюдателя, я сделала выводы, касаемо как преподавателя, так и учащихся под его руководством. Хоть присутствие наблюдателя и играет очень важную роль в поведении детей, я постаралась сделать всё, чтобы исследование проводилось как можно чище, попросив обе стороны исследования вести себя естественно, и уверив, что моё присутствие абсолютно ни на что не влияет. 

Как известно, младший школьный возраст — это один из самых важных этапов, так как большинство предметов у детей ведёт один преподаватель, что сильно сказывается на формировании их мировосприятия и, в целом, на их поведении. Объектам исследования я выбрала три класса, с разными преподавателями. Сразу стоит оговориться, что на детей в этом возрасте сторонний наблюдатель оказывает большее воздействие, для них любой взгляд со стороны увеличивает атмосферу серьёзности, делая детей более скованными и послушными. Однако когда дети увлекаются уроком, они и вовсе забывают о чьем либо присутствии и в полной мере отдаются уроку, ведя себя вполне естественно.

Ни для кого не секрет, что ученики начальной школы стараются максимально честно и точно ответить на поставленные вопросы, с другой стороны и анкета должна быть более простой для понимания (анонимная анкета).

Анонимная анкета.

Подчеркни нужный вариант ответа:

1)                 Нравится ли тебе учиться?

—Да

—Нет

2)                 Нравится ли тебе преподаватель?

—Да

—Нет

3)                 Нравится ли тебе учиться?

—Да

—Нет

4)                 Нравится ли тебе преподаватель?

—Да

—Нет

 

 

5)                 Трудно ли тебе даётся обучение?

—Да

—Нет

6)                 Трудно ли тебе делать домашнее задание?

—Да

—Нет

7)                 Учишься ли ты самостоятельно (помимо школы)?

—Да

—Нет

 

В первом исследованном мной классе (3«а»), я установила стиль общения, как авторитарный. Педагог руководствовался принципами жесткого контроля над учениками. За любую шалость или провинность им делался выговор, причём не всегда заслуженный, за неправильные ответы преподаватель без колебаний ставил двойки. Дисциплина в этом классе была на высоком уровне, дети были кроткими и послушными, однако скорее запуганными, чем заинтересованными. Данные анонимного опроса (рис. 1) показали, что дети боятся преподавателя и не проявляют особого интереса к учёбе.

Рис. 1

 

В классе, который я посетила вторым (3«в»), стиль преподавания и общения был охарактеризован мной как демократический. Ученики были неотъемлемой частью творческого процесса. Если они что-то не могли ответить, преподаватель наводил их на правильный ответ путём логических размышлений, которые ученик проводил сам, учитель только «подталкивал» его в нужную сторону.

Однако дисциплина в этом классе была хуже, нежели в первом. Участвуя в живом размышлении, ученики порой выкрикивали правильные ответы, не поднимая руки, порой даже перебивали друг друга, что никак не порицалось. Данные анонимного опроса (рис. 2) показали, что большинство учеников получают удовольствие от учебного процесса и любят своего преподавателя, так же им легче осваивать предметы и домашние работы вызывают значительно меньше затруднений.

Рис. 2

Рис. 3

 

В третьем же исследованном классе (2«а»), я снова заметила авторитарный стиль преподавания и диалога, однако он был гораздо более мягким, нежели в первом случае. Тут, хоть и была строгая дисциплина, педагог не просто давал ученикам материал, который он считал нужным, но и вёл с ними беседы, толкал к размышлению и всеми силами пытался заинтересовать учеников, что у него, зачастую, получалось.

Данные опроса (рис. 3) показали, что ученики уважают своего педагога, довольно легко воспринимают материал, однако, по сравнению с прошлым случаем, немногим меньше получают удовольствие от учёбы.

Педагогическое общение является главой и неотъемлемой частью воспитательного процесса. Ведь чтобы научить детей мыслить дипломатично, и сделать из них полноценных личностей, которые не будут прибегать к насилию, по отношению к себе и своему окружению, нужно и воспитывать их дипломатично. Зачастую, «метод кнута» может серьёзно подорвать психику ребёнка, когда как «метод пряника» может сделать ребёнка неподготовленным к жизни безвольным избалованным человеком. Именно поэтому, взаимодействую с детьми через диалог, очень важно подобрать подход конкретно к каждому [2, 64]. Хорошему педагогу следует заинтересовать ученика получением знаний, сделав для них этот процесс ярче и разнообразнее. Донесение информации в монотонном виде вызовет лишь отвращение к предмету, и лишь подорвёт доверие к преподавателю. Ученик сам должен становиться частью воспитательного процесса и играть в нём ключевую роль.

Всегда следует начинать с личности ребёнка, понять его увлечения, возможности и внутренний мир [3, 112]. Не бывает двух совершенно одинаковых детей, значит не должно быть и одинаковых подходов к их воспитанию. Только правильная оценка этих факторов, и понимание, что каждый ребёнок, ни больше, ни меньше — личность, поможет наладить с ним крепкий и продуктивный в учебном плане контакт.

Заинтересованному ученику стоит лишь показать путь достижения цели, а не выполнять её вместе с ним, делая всё самому и долго разъясняя, что к чему. Ребёнок сам достигнет цели, это будет для него гораздо интереснее, и он будет чувствовать, что этого он достиг сам, что и поможет ему гораздо лучше усвоить материал, и не даст потерять интерес к предмету в целом.

Что самое интересное, при таком подходе ученик будет сам тянуться к новым знаниям, научится собирать и анализировать всю интересную для него информацию, что пригодится ему в последующей жизни. Это поможет ему самообучаться и самореализовываться, даст ему стимул расти, как духовно, так и интеллектуально, что сделает его полноценной и уникальной частью общества, которая будет знать, что ей интересно, чего она хочет достичь, а главное, как реализовать свой потенциал в достижении своих целей. В совокупности, все эти факторы помогут ученику успешно усвоить учебный материал, не подорвать его здоровье и психику, при этом, не избаловав его.

 

Литература:

 

1.        Белкин А. С. Основы возрастной педагогики: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /А. С. Белкин. — М.: Изд.центр «Академия», 2000. — 192 с.

2.        Булатова О. С. Педагогический артистизм: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / О. С. Булатова. — М.: Изд.центр «Академия», 2001. — 2001. — 240 с.

3.        Гуревич П. С. Психология и педагогика: учебник — М: Юнити-Дана, 2012 г.

4.        Коджаспирова Г. М., Петров К. В. Технические средства обучения и методика их использования: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений — М: Издательский центр «Академия», 2001–256 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle