Библиографическое описание:

Пупкова Н. Ф. Роль внеклассной деятельности в воспитательном процессе младших школьников с девиантным поведением [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 10-12.



 

В статье рассматривается роль внеклассной деятельности в воспитательном процессе младших школьников с девиантным поведением.

Ключевые слова: внеклассная деятельность, формы внеклассной деятельности, девиантное поведение.

 

В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения внеурочной деятельности школьников определено особое пространство и время в образовательном процессе, как неотъемлемой части базисного учебного плана. Проблема внеклассной деятельности с обучающимися всегда была актуальной для любого учителя и воспитателя, так как она успешно выполняет триединую функцию обучения, воспитания и развития личности в любом общеобразовательном учреждении. Заинтересованность в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется ещё и новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов — ценностей, ориентиров, потребностей, интересов ребёнка, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как учащийся выбирает её исходя из своих интересов, мотивов.

Проблема взаимодействия внеклассной деятельности и воспитательном процессом широко освещены в работах известных учёных и педагогов-практиков, таких как А. Г. Харчёв, П. Н. Мальковская, В. Г. Немировский, Т. Н. Калечиц, Л. Е. Никитина и др. Евладова Е. Б., Логинова Л. Г., Н. Н. Михайлова Н. Н. рассматривают внеклассную деятельность как составную часть учебно-воспитательного процесса в школе и как одну из форм организации свободного времени учащихся. [5, с. 311]. В педагогическом энциклопедическом словаре отмечается, чтово внеурочной деятельности в школе предпочтение отдаётся образовательному направлению, организации предметных кружков, научных обществ учащихся, а также развитию художественного творчества, технического творчества, спорта и др.[4, с. 36].

Мы полагаем, что особое внимание во внеурочной деятельности нужно уделять воспитанию младших школьников с девиантным поведением. Под девиантным поведением понимается отклонение от принятых (в данной социальной среде, ближайшем окружении, коллективе) социально-нравственных норм и культурных ценностей, нарушение процесса их усвоения и воспроизводства, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому принадлежит человек [7, с. 12 -13].В нашей работе мы считаем, что среди многочисленных определений «девиантное поведение» наиболее правильным является определение Р. В. Овчаровой, которая считает, что девиантное поведение — это начальная стадия отклоняющегося поведения и подчёркивает, что «это нарушение поведения, не обусловленное психическими заболеваниями». Сам термин применяют к детям только старше 7–9 лет. Ребёнок дошкольного возраста ещё не может понимать или контролировать свои поступки. Наиболее распространенными формами девиантного поведения в младшем школьном возрасте являются агрессивность, непослушание, негативизм, упрямство, озорство, т. е. проявления, не являющимися социально опасными явлениями (кроме проступка). Признаками девиантного поведения учеников I — IV классов являются также нарушение правил поведения в школе (срывы занятий, прогулы, отказ от выполнения заданий), побеги из дома, грубость и сквернословие, курение, воровство, критика взрослых, отрицательное отношение к занятиям, драки, нанесение телесных повреждений.Этому возрасту характерны такие девиации как частные соматические заболевания, поведенческие проблемы (такие как агрессия — аутоагрессия), проблемы адаптации, низкая успеваемость. Мы считаем, что именно данный вид отклоняющегося поведения наиболее характерен для детей группы риска массовой образовательной школы [3, с. 348].

Младшие школьники с девиантным поведением с энтузиазмом включаются в активную внеурочную деятельность. Получение девиантам такой возможности означает не только и не столько включение в занятия по интересам, сколько иной способ существования — безоценочный, но обеспечивающий достижение успеха в соответствии с собственными способностями и безотносительно к уровню успеваемости по обязательным учебным предметам. Таким образом, внеурочная деятельность увеличивает пространство, в котором младшие школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием.

В педагогической науке и практике наиболее распространено следующее деление форм внеклассной деятельности: индивидуальная, кружковая, объединяющие и массовые. Разнообразная форма организации внеурочной деятельности значительно повышает активность и работоспособность девиантов, способствует психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в мир человеческих отношений, а значит эффективности обучения.

Заниматься воспитанием детей младшего школьного возраста с девиантным поведением во внеурочной деятельности — значит не только развивать и совершенствовать заложенные в младшем школьнике с девиантным поведением умственные и физические способности, корректировать нежелательные социальные отклонения в его поведении и сознании, но и формировать у него потребность в постоянном личностном развитии, самореализации физического, умственного и духовного потенциала, а также воспитывать толерантность [6, с. 67–70]. Коррекционная воспитательная работа, проводимая во внеурочной деятельности состоит в том, что младшим школьникам с девиантным поведением предоставляется возможность удовлетворить свои интересы, реализовать свои потребности, проявить свои способности, оценить самого себя и быть оцененным другими участниками процесса, наконец, попытаться найти оптимальный вариант взаимоотношений со сверстниками и учителями и выбрать приемлемую форму поведения [1, с. 6–11].

Для выявления круга интересов младших школьников с девиантным поведением, можно использовать анкету о том, чем бы ребята хотели заниматься после уроков. Необходимо отметить то, что любой вид занятий, в которые будут вовлечены младшие школьники с девиантным поведением, должны иметь общественную и социально-значимую направленность. Нельзя недооценивать степень самостоятельности, инициативности, новизны и неординарности мышления младших школьников с девиантным поведением в организации форм внеклассной деятельности.

Результат занятий, проводимых во внеурочной деятельности, играют значительную роль в достижении результата, соответствующего выпускному нормативу ученика начальной школы:

          любознательный, интересующийся, активно познающий мир;

          владеющий основными умениями учиться;

          любящий родной край и свою страну;

          уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

          готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;

          доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказывать свое мнение;

          выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

На практике воспитательную работу с младшими школьниками с девиантным поведением мы осуществляем в ходе занятий кружка «Время самопознания». Результативностью проведения занятий будут способствовать:

          сформированности социально-значимых качеств;

          приобретение навыков межличностного общения, поведения в социуме;

          повышение самооценки и адаптационных возможностей;

          восстановление психологического здоровья.

Для проведения занятий с младшими школьниками с девиантным поведением необходимо:

          создать условия для формирования принимаемой обществом системы ценностей;

          создать социокультурную среду, которая обеспечит активизацию социальных, интеллектуальных интересов девиантов в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально-значимую практическую деятельность.

Таким образом, внеклассная деятельность — это мир творчества, направленный на раскрытие интересов, увлечений, своего «Я». Умело организованная в учебном заведении внеклассная деятельность формирует и развивает личность младшего школьника с девиантным поведением, повышает мотивацию обучения, развивает самостоятельность и представляет возможность в самореализации личности.

 

Литература:

 

  1.      Дик Н. Ф. Увлекательная внеклассная работа в начальных классах / Н. Ф. Дик. — Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 314 с.
  2.      Горохова, С. Ю. Развитие коммуникативной активности учащихся сельских школ во внеурочной деятельности: автореф. дис. канд. пед. наук / Светлана Юрьевна Горохова. — Архангельск, 2011. — 21 с.
  3.      Колесникова, Г. И. Справочник детского психолога / Г. И. Колесникова. — Ростов н/Д: Феникс, 2010. — 348 с.
  4.      Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. — 527 с.
  5.      Евладова Е. Б., Логинова Л. Г., Михайлова Н. Н. Дополнительное образование детей. — М.: ВЛАДОС, 2002. — 352 с.
  6.      Карпушина, Л. П. Программа факультативного курса «Народы России: опыт взаимодействия и сотрудничеств» / Л. П. Карпушина // Начальная школа. — 2013. — № 5. — С. 67–70.
  7.      Шнейдер Л. Б.Девиантное поведение детей и подростков. — 2-е изд. — М.: Академ. Проект, 2007; Гаудеамус. — 336 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle