Библиографическое описание:

Яломыст И. В. Моделирование на уроках географии как условие достижения метапредметных результатов обучения на примере использования учебников УМК по географии издательства «Вентана-Граф» [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 111-114.

 

Основа стандарта: каждый урок — деятельностный подход к обучению. Поэтому, главная задача учителя — организовать деятельность ученика на уроке «научить учиться», организовать деятельность учеников, направленную на формирование универсальных учебных действий. Универсальные умения невозможно сформировать, используя традиционные репродуктивные способы обучения.

Что же нужно изменить учителю в своей деятельности, чтобы на уроках можно было эффективно развивать метапредметные умения? Ответ на этот вопрос я нашла, анализируя метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования. В ней говорится, что учащиеся должны уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Слово «модели» и натолкнуло меня на идею об использование метода моделирования на уроках как средства достижения метапредметных результатов. Моде́ль (фр. modèle, «мера, аналог, образец») — это упрощённое представление реального устройства и/или протекающих в нём процессов, явлений.

В чем преимущество метода моделирования в сравнении с другими методами обучения? С помощью метода моделирования на одном комплексе данных можно разработать целый ряд различных моделей, по-разному интерпретировать исследуемое явление и выбрать наиболее плодотворную из них для теоретического истолкования. С помощью моделирования легко осуществить деятельностный подход к обучению, что соответствует идее стандарта.

В современных школьных учебниках Летягина А. А. «География. 5 класс» издательства «Вентана-Граф» метод моделирования выделяется в качестве одного из ведущего средства научного познания.

Анализируя учебник, пришла к выводу, что возможностей для такого действенного овладения предметным моделированием в школьном курсе географии в 5 классе немало. Начиная с первого параграфа, ребятам предлагается построить модель, которая позволит понять принцип действия солнечных часов, а также определять положения географических объектов. Моделирование гномона и теллурия дает возможность проводить географические исследования.

В теме «Слои «твердой» Земли» даны рекомендации по созданию пластилиновой модели Земли. При использовании пластилина на занятиях по моделированию объектов не возникает проблем восприятия самого задания, стереотипа мышления, видения объекта только в одной плоскости, смешения цветов и форм. После «пластилиновых» работ, как правило, лучше воспринимается теоретический материал. В построении моделей используем не только пластилин, но и другие подручные материалы, например цветную бумагу, зубочистки, ватные палочки и диски, пластиковые бутылки и др. Модели часто делаем разборные, поэтому их удобно использовать при отработке различных умений, например, модели можно использовать на этапе обучения и контроля умений.

В данном учебнике предлагается такое предметное моделирование, которое позволяет школьникам знакомиться с интересными профессиями, такими как метеоролог, гидролог, топономист, геодезист. Моделирование приборов: флюгера, барометра, термометра, дождемера позволяет школьникам разобраться не только в их устройстве, но и с принципом работы, познакомиться с исследованиями, которыми занимаются метеорологи. Конструирование модели родника помогает понять, какие условия необходимы для их образования в природе, почему родники подлежат охране, прикоснуться к гидрологии.

Создание устройства «Глубины океана» дает возможность «погрузиться» в глубины Атлантического океана, изучить способы приспособления животных к условиям среды обитания.

Автором учебника очень четко прописывается инструктаж по созданию предметных моделей. Предлагается использовать доступный материал, который есть у каждого ученика.

Во время моделирования ребята проходят несколько этапов деятельности, в ходе которых развиваются регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные универсальные учебные действия. Приведем пример. При создании модели родника и объяснения принципов его работы учащиеся должны:

          Тщательно изучить дополнительные источники информации, раскрывающие принцип работы родников. Проанализировать, обобщить имеющиеся сведения. Создают гипотезу, лежащую в основе будущей модели. Для этой деятельности у учащихся должны быть сформированы такие метапредметные умения как умения обозначить проблему, работать с информацией, способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, универсальные логические действия.

          Составить программу деятельности, организовать работу в соответствии с программой, при необходимости внести в нее коррективы, уточнить первоначальную гипотезу. Для осуществления этого необходимо сформированность познавательных действий (таких как общеучебные, включая знаково-символические, логические, действия решения проблемы), регулятивные умения (организация, планирование деятельности), личностные (действия смыслообразования), коммуникативные учебные действия.

          На заключительном этапе моделирования ребята формулируют выводы, обосновывают реализацию принятого решения и созданную модель.

Данный учебно-методический комплект содержит большие скрытые возможности и для других видов моделирования, например информационного. Информационные модели представляют объекты и процессы в образной или знаковой форме. Такие модели можно использовать как опору для изложения соответствующего учебного материала в виде граф-логических моделей. Так, при изучении тем «Земля среди других планет Солнечной системы», «Внутренне строение Земли», «Из чего состоит земная кора», «Природная среда. Охрана природы» использование ГЛМ позволяет:

          получить целостное представление об изучаемом объекте;

          делить общие понятия на частные, выясняя при этом связи между ними и закономерности;

          компактно и системно обучать структурированию знаний и логике;

          организовать самостоятельную работу учащегося над конкретной темой при выполнении им творческого, исследовательского задания;

          избавлять учащихся от механического запоминания, снимать стресс перед восприятием большого объёма учебного материала;

          развивать такие метапредметные УУД как способность использовать ИКТ, коммуникативные умения, способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, умения раскрыть грамотно и обоснованно содержание своей работы, в соответствии с рассматриваемой проблемой, задачей, темой, при этом использовать имеющиеся знания и способы действий.

Приведем пример граф — логической схемы «Из чего состоит земная кора»:

C:\Users\1\Desktop\Безымянный.png

 

Умение переводить информацию из одной формы в другую, кодировать ее в виде знаков, символов — это метапредметное умение, которое ребенок может применять на любом уроке. А школьный курс географии в полной мере способствует его развитию.

В ходе изучения некоторых тем возможно применения игрового моделирования. Так при знакомстве с растительным и животным миром различных климатических поясов ребятам присваивается название наиболее распространенных животных и растений степей, саванн, тропиков, тундры, арктических и антарктических пустынь. Затем предлагается собрать в группы: растения тундры, животные широколиственного леса, растения тайги, животные степи и пр., представить флору и фауну определенного климатического пояса. Такое игровое моделирование заменит физкультурную минутку.

Учебник дает возможность использовать модели-образы для понимания некоторых процессов и явлений, происходящих в природе. Опыт с перевернутым стаканом с водой, прикрытым бумажным листком, наглядно демонстрирует действие атмосферного давления.

При реализации данного УМК применимы модели-алгоритмы, относящиеся к информационному моделированию. При изучении темы «Воды суши. Реки» можно использовать пятишаговую модель описания рек:

  1.                Месторасположение реки.
  2.                Длина реки, площадь бассейна.
  3.                Расположение начала, истока реки.
  4.                Расположение устья реки.
  5.                Притоки реки.

Подобные модели-алгоритмы могут создаваться учащимися, использоваться при описании любых географических объектов. Умения составлять модели-алгоритмы ребенок может применять на любом предмете.

Некоторые модели удачно интегрируются и могут использоваться не только на уроках географии, но и на уроках физики (например, модели приборов и инструментов: термометра, барометра, весов и др.). Модель метеорологической станции, созданная на уроках географии, может использоваться для фенологических наблюдений.

Такие процессы как круговорот воды в природе, наличие атмосферного давления, парниковый эффект являются общими при изучении этих географии, биологии, химии. Поэтому моделирование таких процессов позволит понять их суть, объяснить значение, роль в природе с точки зрения разных наук.

Создание информационной модели «Ярусность в тропическом лесу» можно предложить в качестве творческого домашнего задания, затем использовать, например, на этапе закрепления знаний. Самостоятельное распределение животных и растений по ярусам всегда вызывает большой интерес у школьников. Собственноручное создание этой модели или использование модели одноклассника будет способствовать повышению мотивации к изучению и успешному усвоению данной темы.

Все рассмотренные типы моделей применимы на разных этапах урока: при постановке учебной задачи, на этапе изучения или закрепления знаний и умений, как домашнее, творческое задание, как средство повышения мотивации к изучению предмета. Использование приема моделирования способствует изучению темы более быстрыми темпами. Модель обеспечивает динамичность подачи информации, что позволяет снимать перегрузку учащихся, можно четко проследить развитие активности личности учащегося.

Для того чтобы ученики овладели моделированием недостаточно лишь демонстрировать им различные учебные модели, включаемые в содержание образования. Необходимо, чтобы они сами строили модели, сами изучали какие-либо объекты и явления с помощью моделирования. А для этого учитель сам должен владеть методом моделирования, подготовить необходимый методический и дидактический материал к изучению тем, заинтересовать школьников этим способом познания окружающего мира.

 

Литература:

 

  1.      Летягин А. А. География. Начальный курс: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ А. А. Летягин; под общ. Ред. В. П. Дронова. — М.: Вентана-Граф, 2012. — 160 с.: ил.
  2.      Миронов А. В. Как построить урок в соответствии с ФГОС/ А. В. Миронов. — Волгоград: Учитель, 2013. — 174 с.
  3.      Салмина Н. Г. Знак и символ в обучении/ Издательство МГУ, Москва, 1988. — 228 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle