Библиографическое описание:

Ступакова Л. В., Ильинский В. В., Масанова М. Д. Семья как социальный институт. Неблагополучная семья как объект социальной работы [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 188-193.



 

The family is responsible for the natural habitat of its members, especially children, young people, and the elderly, people with disabilities. The family is a community of people united by marriage, a man and woman, their children and relatives, who related by blood. Society is changing, so does family, family policy improved as well as work with the family. The family is one of the main objects of social work.

Keywords: family, children, socialization, marriage, core, affinity. Nuclear family

 

Семья — это социальный институт воспроизведения и развития социокультурного статуса, духовных и физических ценностей, социального здоровья и благополучия индивидов и всего общества; саморегулирующая система с относительно устойчивыми моделями поведения и взаимоотношений с окружающей средой, образцами коммуникации, процессами, структурой; важнейший объект социальной работы [10].

Семья — это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных с узами супружества — родительства — родства, и тем самым, осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а так же социализацию детей и поддержание существования членов семьи [9].

Как социальная система семья имеет черты социального института и одновременно малой социальной группы. Черты семьи как социального института заключены в социальных нормах, санкциях, образах поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками. Как малую группу, основанную на браке или кровном родстве, её характеризует общность быта всех членов семьи, взаимная моральная ответственность и взаимопомощь.

Семья является устойчивой формой взаимоотношений между людьми, в рамках которой осуществляется основная часть повседневной жизни людей. Являясь основным институтом развития личности и социализации детей, семья испытывает на себе воздействие как позитивных, так и негативных процессов происходящих в обществе. В семье реализуются основные человеческие потребности: спасение от одиночества, домашний очаг, дарящий человеку мир, радость и покой. Наконец, семья — это социальная опора, без которой трудно обойтись в наше время. В зависимости от атмосферы семейных отношений семьи принято подразделять на гармоничные и дисгармоничные семьи, (в них супруги имеют различные проблемы).

По типам семьи делятся на нуклеарные и расширенные. Эти два типа считаются основными и включают ряд подтипов.

Нуклеарные семьи состоят только из супругов с детьми или без детей (подтип — полные нуклеарные семьи) или одиноких матерей либо отцов с детьми (подтип — неполные нуклеарные семьи).

Словосочетание «нуклеарная семья» (от английского — nuclear family) образовано от латинского слова nucleus («ядро»). Семейным ядром считается супружеская пара с детьми или без них (полное семейное ядро) или одинокая мать (отец) с детьми (неполное семейное ядро). Полная нуклеарная семья состоит только из полного семейного ядра, неполная нуклеарная семья — только из неполного семейного ядра [9].

В расширенных семьях, кроме членов семейного ядра есть ещё и другие родственники — чаще всего родители одного из супругов в полных семьях или одинокой матери [отца] в неполных семьях. Наличие детей от предыдущих браков не превращает сводные семьи в расширенные, если других старших или боковых родственников в их составе нет. Супружеские пары с детьми или без них, проживающие без родственников — это полные нуклеарные семьи, а проживающие хотя бы с одним родственником — это полные расширенные семьи.

Одинокие родители с детьми, в семьях которых нет никаких других родственников — это неполные нуклеарные семьи. Если же одинокая мать или отец проживают не только с детьми, но также и хотя бы с одним из родителей и (или) родственников, то они образуют расширенные неполные семьи.

Важнейшей характеристикой семьи является её структура. Под структурой семьи понимается система отношений, родства, а так же совокупность духовных, нравственных, психологических отношений внутри семейных установок, отношений власти и авторитета в семье [8]. В структуре семьи учитываются следующие компоненты:

        количество членов семьи, их родственные связи, характер взаимоотношений; границы взаимоотношений; взаимоотношения между членами семьи и семей как системой с другими членами «большой» семьи (бабушки и дедушки, двоюродные родственники и т. д.);

        — взаимоотношения между семьёй как системой и ближайшими друзьями;

        — окружение: под ним понимают ситуацию проживания, социологический статус, влияние референтной группы «большой» семьи, сильные и слабые стороны этого влияния на семью;

        — функционирование семьи: оно включает в себя ролевую деятельность её членов — совокупность установок, норм и образов поведения, характеризующих одних членов семьи в их отношениях с другими членами (в нуклеарной модели семьи основными семейными ролями являются роли мужа и жены, отца и матери, детей, братьев, сестёр; в модели «большой» семьи добавляются роли бабушек и дедушек, свёкра и свекрови, тестя и тёщи, зятя и невестки и т. д.). Ролевая значительность членов семьи (ведение хозяйства — кто? забота о детях — кто?) учитывается при работе с семьёй как объектом воздействия.

По структуре семьи также делятся:

        по количеству детей: бездетные, однодетные, малодетные, многодетные;

        по поколениям: однопоколенные, двупоколенные, межпоколенные;

        по полноте: полные, неполные.

Как социальное образование, семья выполняет определенные функции, которые отражают как общественные потребности в её жизнедеятельности, так и индивидуальные потребности членов семейной группы. Главной функцией семьи является первичная (или базисная) социализация ребёнка, его формирование и развитие [8].

В жизнедеятельности семьи выделяют функции семьи по удовлетворению определённых потребностей её членов. Это такие функции как:

        первичного социального контроля, которая выражается в обеспечении выполнения социальных норм поведения всеми членами семьи, в первую очередь теми, кто в зависимости от ряда причин [возраст, наличие заболевания и т. п.] не способен выполнять их самостоятельно;

        социализирующая состоит в удовлетворении индивидуальных потребностей в отцовстве и материнстве, воспитании, самореализации в детях. Семья обеспечивает социализацию подрастающего поколения;

        социально-бытовая функция заключается в удовлетворении материальных потребностей в сохранении здоровья её членов. В ходе выполнения этой функции обеспечивается восстановление затраченных в процессе труда сил;

        социально-эмоциональная функция состоит в удовлетворении членами семьи потребностей в симпатии, уважении, поддержке, психологической защите;

        социокультурная функция заключается в удовлетворении потребностей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении. Способствует культурному, духовному, и нравственному развитию личности;

        сексуально-эротическая функция состоит в удовлетворении сексуально-эротических потребностей супругов и обеспечении биологического воспроизводства.

С течением времени в семейном функционировании происходят изменения: одни функции утрачиваются, другие изменяются в соответствии с новыми социальными условиями. Это зависит от социально-экономического и культурного развития страны.

Семья несёт ответственность за естественную среду обитания своих членов, прежде всего детей, молодёжи, престарелых лиц с ограниченными возможностями. Семья является той формой общности людей, в которой, соединенные браком мужчина и женщина, их дети и родственники, связаны кровнородственной связью. Меняется общество, меняется и семья, а также совершенствуется семейная политика и работа с семьёй. Семья является одним из главных объектов социальной работы. Современная семья переживает сложный этап в эволюции — переход от традиционной модели к новой.

Многие учёные характеризуют нынешние условия семьи как кризисные, что повлекло за собой падение рождаемости, рост числа разводов и увеличение числа одиноких людей. Средняя численность семьи составляет 3,2 человека в городе и на 3,3 в селе [11]. Растёт число бездетных и молодёжных семей. Вследствие снижения возраста вступления в брак, а также отделения молодых семей от родителей, происходит формирование неполных семей. Происходит увеличение доли семей с одним родителем, как и из-за разводов, так и модой на гражданские браки. Рождение детей одинокой матерью ведёт к росту неполных семей.

Семья развивается вместе с обществом. Социальные проблемы семьи взаимосвязаны с проблемами общества. Поскольку семья выполняет важные социальные функции, то государство, правительство, общественные организации и общество в целом заинтересованы в том, чтобы создавать необходимые условия жизнедеятельности семьи. На это нацелена социальная работа по укреплению семьи, по повышению её воспитательного потенциала, по выполнению ею демографической и социальной функции.

Среди социальных проблем семьи можно выделить следующие:

        проблемы материального положения и благополучия семьи;

        ухудшение состояния здоровья населения вследствие плохой экологии, ухудшения качества продуктов питания;

        злоупотребление алкоголем и наркотиками;

        жестокое обращение с детьми и другими членами семьи;

        антиобщественный образ жизни, правонарушения и скандалы;

        социальное сиротство как следствие неблагополучия семей.

Надо отметить, что объективной социальной причиной ухудшения семейных отношений, увеличение числа неблагополучных семей являются недостатки социального обслуживания, низкий уровень социальных услуг, неразвитость социальной работы с семьями.

Неблагополучные семьи — это семьи с низким социальным статусом, в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляющиеся с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребёнка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно [10].

С учётом доминирующих факторов, оказывающих негативное влияние на развитие личности ребёнка, неблагополучные семьи условно делятся на две большие группы. Одну группу неблагополучных семей составляют семьи внешне респектабельные, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности. Но ценностные установки и поведение родителей резко расходятся с общечеловеческими моральными нормами, что не может не сказаться на нравственном облике воспитывающихся в таких семьях детей. Отличительной особенностью этих семей является то, что взаимоотношения их членов на внешнем, социальном уровне производят благоприятное впечатление, а последствия неправильного воспитания на первый взгляд незаметны, что иногда вводит окружающих в заблуждение, тем не менее, они оказывают деструктивное влияние на личностное формирование детей. Эти семьи относятся к категории внутренне неблагополучных семей (со скрытой формой неблагополучия) [4].

Вторую группу составляют семьи с открытой формой неблагополучия. Особенностью таких семей является то, что они имеют ярко выраженный характер, проявляющийся одновременно в нескольких сферах жизнедеятельности (например, на социальном и материальном уровне), или же исключительно на уровне межличностных отношений, что приводит к неблагоприятному психологическому климату. Обычно в неблагополучной семье ребёнок испытывает физическую и эмоциональную отверженность со стороны родителей (недостаточная забота о нем, неправильный уход и питание, различные формы насилия в семье, игнорирование его душевного мира, переживаний). Вследствие этих неблагоприятных внутрисемейных факторов у ребенка появляется чувство неадекватности, стыд за себя и родителей перед окружающими, страх и боль за своё настоящее и будущее. Можно выделить некоторые виды семей с открытой формой неблагополучия:

        социально некомпетентные — с низким уровнем общей и отсутствием культуры социализации; характеризуются не только ошибками и дефектами в воспитании детей, но и нежеланием что-либо изменять и исправлять в содержании и методиках воспитания. Такая семья сознательно или невольно настраивает ребёнка на неподчинение общественным нормам и требованиям, на конфронтацию с миром; это семьи с низким социальным статусом;

        асоциальные в них дети с ранних лет находятся в обстановке пренебрежения к общепринятым социальным и моральным нормам, воспринимают навыки отклоняющегося и противоправного поведения.

Среди семей с открытой формой неблагополучия распространёнными являются те, в которых один или несколько членов являются зависимыми от употребления психоактивных веществ, прежде всего алкоголя и наркотиков. Человек, страдающий от алкоголизма и наркомании, вовлекает в своё заболевание всех близких людей. Неслучайно специалисты стали обращать внимание не только на самого больного, но и на его семью, признав тем самым, что зависимость от алкоголя и наркотиков — семейное заболевание, семейная проблема [10]. Одним из неблагополучных факторов, разрушающих не только семью, но и душевное равновесие ребёнка, является алкоголизм родителей;

        семьи с алкогольной зависимостью становятся социально и психологически неблагополучными. Жизнь детей в подобной семейной атмосфере становится невыносимой, превращает их в социальных сирот при живых родителях.

Созависимость возникает в ответ на затянувшуюся стрессовую ситуацию в семье и приводит к страданиям всех членов семейной группы. Особенно в этом плане уязвимыми являются дети. Отсутствие необходимого жизненного опыта, неокрепшая психика — всё это приводит к тому, что царящая в доме дисгармония, ссоры и скандалы, непредсказуемость и отсутствие безопасности, а так же отчужденное поведение родителей глубоко травмирует детскую душу, и последствия этого морально-психологического травмирования зачастую накладывают глубокий отпечаток на всю дальнейшую жизнь [5].

Особенности процесса взросления детей из «алкогольных» семей заключается не только в социально-экономическом неблагополучии, но и в том, что:

        дети вырастают с убеждением, что мир — это не безопасное место и доверять людям нельзя;

        дети вынуждены скрывать свои истинные чувства и переживания, чтобы быть принятыми взрослыми; не осознают своих чувств, не знают, в чём их причина и что делать с этим, но именно сообразно с ними они строят свою жизнь, отношения с другими людьми, с алкоголем и наркотиками. Дети переносят свои душевные раны и опыт во взрослую жизнь, часто становясь химически зависимым. И вновь появляются те же проблемы, что были в доме их пьющих родителей;

        дети чувствуют эмоциональное отвержение взрослых, когда по неосмотрительности допускают ошибки, когда не оправдывают ожидания взрослых, когда открыто проявляют свои чувства и заявляют о своих потребностях;

        дети, особенно старшие в семье, вынужденно берут на себя ответственность за поведение их родителей;

        родители могут не воспринимать ребенка как отдельное существо, обладающее собственной ценностью, считают, что ребёнок должен чувствовать, выглядеть и делать то же, что и они;

        самооценка родителей может зависеть от ребёнка. Родители могут относиться к нему как к равному, не давая ему возможности быть ребёнком.

Семья с алкоголезависимыми родителями опасна своим десоциализирующим влиянием не только на собственных детей, но и распространением разрушительного воздействия на личностное становление детей из других семей. Как правило, вокруг таких домов возникают целые компании соседских ребят. Благодаря взрослым они приобщаются к алкоголю и криминально-аморальной субкультуре, которая царит в среде пьющих людей [5].

Конфликтная семья — наиболее распространённый вид (до 60 % от числа всех неблагополучных семей), с преобладанием конфронтационного стиля отношений. Следует разграничивать такие понятия, как «семейные конфликты» и «конфликтные семьи», так как конфликт в семье, пусть и достаточно бурный, ещё не означает, что это — конфликтная семья, не всегда свидетельствует о её неустойчивости [9].

Конфликтными называются и такие семьи, в которых постоянно имеются сферы, где сталкиваются интересы, намерения, желания всех или нескольких членов семьи (супругов, детей, других родственников, проживающих совместно), порождая сильные и продолжительные отрицательные эмоциональные состояния, непрекращающуюся неприязнь супругов друг к другу. В результате формируется конфликт как хроническое состояние такой семьи [10–11].

Независимо от того является ли конфликтная семья шумной, скандальной, где повышенные тона, раздраженность становятся нормой взаимоотношений супругов, или тихая, где супружеские отношения отмечены полным отчуждением, стремление избегать всякого взаимодействия, она отрицательно влияет на формирование личности ребёнка и может стать причиной различных асоциальных проявлений в виде отклоняющегося поведения [11].

В конфликтных семьях часто отсутствует доброта, милосердие, выдержка, поддержка. Характерной особенностью конфликтных семей является так же нарушение общения между её членами. Как правило, за затяжным, неразрешённым конфликтом или ссорой скрывается неумение общаться. В таких семьях практически никогда не говорят «мы», предпочитая говорить только «я», что свидетельствует о разобщенности, изолированности, их эмоциональной возбудимости [5].

Среди неблагополучных семей большую группу составляют семьи с нарушением детско-родительских отношений. В них влияние на детей проявляется не прямо через образцы аморального поведения родителей, как это бывает в «алкогольных» семьях, а косвенно, вследствие хронических осложненных, фактически нездоровых отношений между супругами, которые характеризуются отсутствием взаимопонимания и взаимоуважения, нарастанием эмоционального отчуждения и преобладанием конфликтного взаимодействия. Дети, находящиеся в таких семьях, получают неблагоприятный жизненный опыт. Негативные образы детства обуславливают мышление, чувства и поступки детей. Поэтому, родители, не умеющие найти взаимопонимания друг с другом, обязаны всегда помнить о том, что даже при неудачном браке в семейные конфликты не должны втягиваться дети [8].

Своеобразным индикатором семейного благополучия или неблагополучия оказывается поведение ребёнка. Корни неблагополучия в поведении детей разглядеть легко, если дети вырастают в семьях явно неблагополучных. Гораздо труднее сделать это применительно к тем «трудным» детям и подросткам, которые воспитывались в семьях вполне благополучных. И только пристальное внимание к анализу семейной атмосферы, в которой проходила жизнь ребёнка, попавшему в «группу риска», позволяет выяснить, что благополучие было относительным. Внешне урегулированные отношения в семьях зачастую являются своеобразным прикрытием царящего в них эмоционального отчуждения как на уровне супружеских, так и детско-родительских отношений.

Такое отношение между родителями может быть перенесено в сферу детско-родительских отношений, что не может не отразиться на формировании личности ребёнка. Он не столько учится чувствовать, сколько «играть в чувства», причём ориентируясь исключительно на положительную сторону их проявления, оставаясь при этом эмоционально холодным и отчуждённым [3].

В различных типах неблагополучных семей наблюдается соперничество проявляется в виде стремления двух или более членов семьи обеспечить себе главенствующее положение в доме. На первый взгляд, это — главенство в принятии решений: финансовых, хозяйственных, педагогических (касающихся воспитания детей), организационных и т. п. Ребёнок в такой семье растёт с отсутствием традиционного разделения ролей в семье, для него является нормой выяснение кто в «семье главный» при каждом удобном случае. У ребёнка формируется мнение, что конфликты это норма.

Мнимое сотрудничество. Это форма семейного неблагополучия. Хотя на внешнем, социальном, уровне «прикрыта» кажущимися гармоничными отношениями супругов и других членов семьи. Мнимое сотрудничество может отчётливо проявиться и в ситуации, когда, наоборот, кто-то из членов семьи (чаще жена) после длительного периода занятий только домашними делами решает включиться в профессиональную деятельность. Карьера требует много сил и времени, поэтому, естественно, домашние дела, которые выполняла только жена, приходиться перераспределять между другими членами семьи, к чему они не готовы [5]. В такой семье у ребёнка формируется установка на сотрудничество с членами своей семьи, находить компромисс. Наоборот, он считает, что каждый должен поддерживать другого, пока это не идет в разрез с его личными интересами.

Изоляция. Относительно простой вариант неблагополучной семьи. В ней проявляется психологическая изолированность кого-то одного в семье от других. В воспитании своих детей непосредственного участия кто-то из членов семьи не принимает, не интересуется мнением ребёнка по тем или иным вопросам, не привлекает к обсуждению важных семейных проблем, не интересуется его самочувствием. Внимание к ребёнку ограничивается его кормлением и одеждой. Возможен вариант взаимной изоляции двух или более членов семьи. Оставаясь супругами чисто формально, оба скорее отбывают, чем проводят время дома. Семья держится либо на необходимости воспитывать детей, либо из престижных, финансовых и других подобных соображений. В такой семье ребёнок наблюдает ситуацию эмоционального, психологического, а под час и физической изолированности членов семьи. У такого ребёнка нет чувства привязанности к семье, он не знает что такое переживание за другого члена семьи, если тот старый или больной.

Различные типы неблагополучных семей и сложившиеся стили взаимоотношения, семейная атмосфера оказывает влияние на становление личности дошкольника, его взаимодействия с окружающими. На развитие личности ребёнка оказывает влияние семейная атмосфера. Семьи, ориентированные на успех ребёнка, уделяют детям достаточно внимания и придают им значение. Весь диапазон семейных взаимоотношений разворачивается в пространстве между возрастными и индивидуальными особенностями детей и предъявляемыми им со стороны родителей ожиданиями, которые, в конечном счёте, формируют отношение ребёнка к себе и к своему окружению [5].

В атмосфере нездоровых семейных отношений дети оказываются обделенными теплом и вниманием. В таких семьях складываются отношения псевдовзаимности и псевдовраждебности. Это препятствует личностному и психологическому развитию ребёнка. Псевдовзаимные семьи поощряют выражение только тёплых, любящих, поддерживающих чувств, а враждебность, гнев, раздражение и другие негативные чувства всячески скрывают и подавляют. В псевдовраждебных семьях, наоборот, принято выражать лишь враждебные чувства, а нежные — отвергать [3].

Человек приобретает ценность для общества только тогда, когда он становится личностью, и становление её требует целенаправленного, систематического воздействия. Именно семья с её постоянным и естественным характером воздействия призвана формировать черты характера, убеждения, взгляды, мировоззрение ребёнка, подготовку его к жизни в социуме.

 

Литература:

 

  1. Алексеева В. Г. Городская семья и воспитание личности. В кн.; Проблемы социологического изучения семьи. М.,1976 г.
  2. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход. Школа здоровья. 2000 Т. 7.№ 2 С.21–28.
  3. Дубровина И. В. и Психология: Учеб. /И. В. Бубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан; Под ред. И. В. Дубровиной. 2-е изд., стереотип. М., 2003.
  4. Изард К. Эмоции человека М.,2007. 8.Ковалько В. И. здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер 1–4 классы. М.:ВАКО,2007
  5. Кучма В. Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячилетий.-М.,2001.
  6. Митина Е. П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра \\ «Начальная школа» М- 2006 № 6.
  7. Назаренко Л. Д. Оздоровительные основы физических упражнений. — М.,2002.
  8. Сухарев А. Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России //Школа здоровья.2000.Т.7№ 2 С.29–34.
  9. Ткачева В. И. Играем каждый день //Методические рекомендации.-Мн.: НИО, 2001.
  10. Фирсова М. В., Студенова Е. Г. теория социальной работы –М.: Академический проект,2007–512 с.
  11. Холостова Е. И., Гуслякова Л. Г. Технологии социальной работы — М. Инфра -,2004–234С.
  12. Школа здоровья: пособие для учителей и родителей: Специальное приложение е журналу «Лицейское и гимназическое образование «М.-2006-№ 1 — (Серия педагогические советы»).
  13. Эйдемиллер Г. Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 2008

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle