Условия формирования эстетически развитой личности в дошкольном возрасте | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Травкина, О. В. Условия формирования эстетически развитой личности в дошкольном возрасте / О. В. Травкина, М. П. Дмитренко. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 77-78. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/185/9136/ (дата обращения: 24.04.2024).



 

Взрослые и дети постоянно сталкиваются с художественными и эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении — везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. Безобразное отталкивает. Трагическое учит сочувствию. Комическое помогает бороться с недостатками.

В наше время проблема художественно-эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед воспитателем детского сада. Изучением этой проблемы занимались многие видные отечественные и зарубежные педагоги и психологи.

Например, Запорожец И. Д. определяет художественно-эстетическое воспитание как «организацию жизни и деятельности детей, способствующую развитию эстетических и художественных чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас окружает».

Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок, так или иначе, эстетически и художественно развивается. Но при этом ребенком не осознается эстетическая сущность предметов, а развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению, а без вмешательства извне у ребенка могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях, идеалах.

Сущность понятия «художественно-эстетическое воспитание» состоит в следующем:

  1.    это процесс целенаправленного воспитания чувства прекрасного.
  2.    это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее.
  3.    задача художественно-эстетического воспитания заключается в формировании художественного вкуса.
  4.    развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного, развитие умения творчески создавать продукты ручного творчества.

Понимание сущности художественно-эстетического воспитания обусловливает его цель. Наиболее удачно цель эстетического воспитания отразила Т. Н. Фокина, которая считает: «Художественно-эстетическое воспитание — воспитание целостной гармонически развитой личности, для которой характерна сформированность эстетического сознания, наличие системы эстетических потребностей и интересов, способностей к творчеству, правильное понимание прекрасного в действительности и искусстве».

Формирование личности ребенка, воспитание у него правильного отношения к окружающему — сложный процесс, в основе которого лежит правильное, гармоничное развитие чувств.

Формирование эстетических чувств начинается с раннего детства. Дошкольный возраст — это период первоначального фактического складывания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. В этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность.

Именно поэтому в дошкольном возрасте художественно-эстетическое воспитание является одной из главных основ всей дальнейшей воспитательной работы.

Уже в период раннего детства ребенок может переживать элементарные эстетические чувства и состояния. Ребенок радуется красивому банту на голове, любуется игрушкой, поделкой и т. д. В этих переживаниях сначала отчетливо выступает прямая подражательность взрослому, в виде сопереживания. Ребенок повторяет за мамой: «Как красиво!» Поэтому, общаясь с маленьким ребенком, взрослые должны подчеркивать эстетическую сторону предметов, явлений и их качеств словами: «какая красивая поделка», «как нарядно одета кукла» и так далее. В это период поведение взрослых, их отношение к окружающему миру, к ребенку становится для малыша программой его поведения, поэтому очень важно, чтобы дети видели вокруг себя как можно больше доброго и красивого.

Подрастая, ребенок попадает в новый коллектив — детский сад, который берет на себя функцию организованной подготовки детей к взрослой жизни. Вопросы художественно-эстетического воспитания в детском саду начинаются с тщательно продуманного оформления помещения. Все, что окружает ребят: парты, столы, пособия — должно воспитывать своей чистотой и аккуратностью.

Еще одним из главных условий является насыщенность здания произведениями искусства: картинами, художественной литературой, музыкальными произведениями. Ребенок с раннего детства должен быть окружен подлинными произведениями искусства.

Художественно-эстетическое воспитание должно вызывать активную деятельность дошкольника. Важно не только чувствовать, но и создавать нечто красивое. Обучение, которое целенаправленно осуществляется в детском саду, направлено также и на развитие художественных и эстетических чувств, поэтому большое значение имеют такие систематические занятия, как музыкальные, ознакомление с художественной литературой, рисование, лепка и аппликация, особенно если воспитатель учит детей подбирать формы, цвета, составлять красивые орнаменты, узоры, устанавливать пропорции и т. д.

На этапе от 2,5 до 3–4,5 лет совершается качественное изменение в творческой деятельности ребенка. Он самоопределяется, проявляет собственное «Я» при создании продуктов творчества. Он рисует, лепит для себя, вкладывая в это собственный опыт и свое видение предмета, явления. Обычно считается, что это период изображения детьми отдельных предметов, форм. В это время для детей главное — выразить свое мироощущение, через цвет, форму, композицию. У детей проявляется предпочтение к тому или иному цвету, интерес к детализации, выделению характерных признаков предмета, появляется любимая тематика у мальчиков и девочек.

В возрасте от 4,5 до 7 лет у детей развиваются изобразительные способности, воображение, художественное мышление при создании сюжетных и декоративных композиций; дифференцируются предпочтения на фоне разносторонних интересов — к живописи или графике, пластике или дизайну.

На протяжении всего дошкольного периода происходят изменения восприятия, от простых попыток рассмотреть и ощупать, не отвечая на вопрос, каков предмет, до стремления более планомерно и последовательно обследовать и описать предмет, выделяя наиболее заметные особенности.

Таким образом, художественно-эстетическое воспитание очень важно для всестороннего развития ребенка. Азы художественно-эстетического воспитания закладываются при участии взрослых уже сразу после рождения ребенка и продолжают свое становление долгие годы. Очень большую роль в художественно-эстетическом воспитании играет его ближайшее окружение: семья и детский сад. Поэтому и родителям, и воспитателям надо постараться создать такую атмосферу, чтобы у ребенка как можно быстрее развились такие эстетические чувства, как чувство прекрасного, художественного вкуса.

 

Литература:

 

  1.      Ветлугина, Н. А. Художественное творчество в детском саду / Н. А. Ветлугина. — М., 1974.
  2.      Ветлугина, Н. А. Художественное творчество и ребенок / Н. А. Ветлугина. — М., 1972.
  3.      Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. — СПб., 1997.
  4.      Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева и др. — СПб.: Детство-Пресс, 2010.
Основные термины (генерируются автоматически): художественно-эстетическое воспитание, ребенок, детский сад, раннее детство, дошкольный возраст, искусство, окружающий мир, художественная литература, художественный вкус, чувство.

Похожие статьи

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного...

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. Авторы: Кондрашева Юлия Викторовна, Прудских Эльвира Викторовна. Рубрика: 4. Дошкольная педагогика.

Художественное воспитание детей дошкольного возраста

Художественное воспитание детей дошкольного возраста – предмет устойчивого внимания специалистов в области педагогики искусства. Динамика теоретических взглядов исследователей, изменения возрастных особенностей подрастающего поколения...

Проблема художественно-эстетического воспитания детей...

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, художественно-эстетическое воспитание, дошкольная педагогика, развитие, формирование. Эстетический вкус проявляется в том, что человек получает удовольствие...

Художественная литература как средство... | Молодой ученый

Художественная литература как средство социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

эмоциональная отзывчивость, ребенок, дошкольный возраст, детская литература, детская художественная литература, окружающий мир...

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного...

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста. Автор: Кабанова Наталья Николаевна. Рубрика: Воспитание и развитие.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников...

дошкольный возраст, художественно-эстетическое развитие, художественно-эстетическое развитие детей среднего, способность, художественная

ребенок, эстетическое воспитание, детское творчество, детский сад, художественная деятельность, изобразительная...

О средствах эстетического воспитания детей старшего...

Художественное воспитание детей дошкольного возраста.

ребенок, окружающий мир, дошкольный возраст, изобразительная деятельность, изобразительное искусство, портрет человека, портрет, детский рисунок, дошкольное образование, старший дошкольный...

Восприятие художественной литературы детьми дошкольного...

дошкольный возраст, ребенок, художественное произведение, художественная литература, главный герой, художественный текст, родной язык, личной опыт, дошкольное детство, целостный образ. Основные подходы к проблеме чтения художественной...

О значении развития художественно-эстетических способностей...

ребенок, изобразительная деятельность, творчество, рисунок, рисование, окружающий мир, дошкольный возраст, детское рисование, художественное творчество, краска.

Похожие статьи

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного...

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. Авторы: Кондрашева Юлия Викторовна, Прудских Эльвира Викторовна. Рубрика: 4. Дошкольная педагогика.

Художественное воспитание детей дошкольного возраста

Художественное воспитание детей дошкольного возраста – предмет устойчивого внимания специалистов в области педагогики искусства. Динамика теоретических взглядов исследователей, изменения возрастных особенностей подрастающего поколения...

Проблема художественно-эстетического воспитания детей...

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, художественно-эстетическое воспитание, дошкольная педагогика, развитие, формирование. Эстетический вкус проявляется в том, что человек получает удовольствие...

Художественная литература как средство... | Молодой ученый

Художественная литература как средство социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

эмоциональная отзывчивость, ребенок, дошкольный возраст, детская литература, детская художественная литература, окружающий мир...

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного...

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста. Автор: Кабанова Наталья Николаевна. Рубрика: Воспитание и развитие.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников...

дошкольный возраст, художественно-эстетическое развитие, художественно-эстетическое развитие детей среднего, способность, художественная

ребенок, эстетическое воспитание, детское творчество, детский сад, художественная деятельность, изобразительная...

О средствах эстетического воспитания детей старшего...

Художественное воспитание детей дошкольного возраста.

ребенок, окружающий мир, дошкольный возраст, изобразительная деятельность, изобразительное искусство, портрет человека, портрет, детский рисунок, дошкольное образование, старший дошкольный...

Восприятие художественной литературы детьми дошкольного...

дошкольный возраст, ребенок, художественное произведение, художественная литература, главный герой, художественный текст, родной язык, личной опыт, дошкольное детство, целостный образ. Основные подходы к проблеме чтения художественной...

О значении развития художественно-эстетических способностей...

ребенок, изобразительная деятельность, творчество, рисунок, рисование, окружающий мир, дошкольный возраст, детское рисование, художественное творчество, краска.