Библиографическое описание:

Тарханова С. Ю. Патриотическое воспитание обучающихся в профессиональном образовании [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 139-141.



Патриотическое воспитание обучающихся в профессиональном образовании

Тарханова Светлана Юрьевна, преподаватель

Ачинский техникум нефти и газа (Красноярский край)

 

В статье используются общие понимание патриотизма, а так же проблемы и пути решения данного вопроса.

Ключевые слова: патриотизм, гражданственность, гражданско-патриотическое воспитание

 

Понимание патриотизма имеет глубокую теоретическую традицию, уходящую корнями вглубь веков. За последнее время все большее распространение в рамках данного направления приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовный, нравственный, культурный, исторический опыт. Обобщая данный вопрос, можно дать такое определение: «патриотизм» — одна из наиболее значимых сегодняшних тем, для всех Россиян.

«Гражданственность» — комплексная характеристика личности, понятие, которое характеризует гражданско-патриотическую позицию человека, его ценностную ориентацию, подразумевающую ответственность за судьбу Родины, сопричастность с её судьбой. Поэтому истинный патриотизм предполагает, как видно из данных определений, единство духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством.

Цель сегодняшнего воспитания ребят — это личность, способная строить свою жизнь по законам Истины, Добра и Красоты.

Поэтому моя работа с группой обусловлена активизацией в последнее время по патриотическому и гражданскому воспитанию молодежи, а значит новыми требованиями к работе, возможность непосредственного влияния которых на воспитание патриотов велика. Новизна опыта заключается в создании системы гражданско-патриотического воспитания в группе, в техникуме способствующей повышению уровня сформированности патриотизма и гражданственности.

В гражданско-патриотическом воспитании, обоснована необходимость повышения эффективности воспитательного процесса через создания организационно-педагогических условий, определены критерии, показатели и уровни патриотической воспитанности, разработана и апробирована система гражданско-патриотического воспитания обучающихся первокурсников и пути ее реализации в их практической гражданско-патриотической деятельности.

Цель работы: повышение эффективности воспитательного процесса через создание организационно — педагогических условий гражданско-патриотического воспитания обучающихся.

Реализации поставленной цели способствуют следующие задачи:

  1. Изучение и анализ теоретических основ патриотического и гражданского воспитания.
  2. Разработка эффективных форм патриотического и гражданского воспитания во внеклассной и внеурочной работе.
  3. Определение критериев, показателей и уровней сформированности патриотической воспитанности обучающихся.
  4. Выработка рекомендаций по совершенствованию системы патриотического и гражданского воспитания в группе, в техникуме.

Ожидаемые результаты. Основным инструментом повышения эффективности воспитательного процесса через создание организационно-педагогических условий гражданско-патриотического воспитания главная цель которого — воспитание патриота своего Отечества, духовно-нравственного, физически здорового, культурно развитого, умеющего сделать правильный профессиональный выбор для последующей реализации себя на военном или гражданском поприще;

Целью и конечным результатом воспитания является образ патриота с активной гражданской позицией, культурно-просвещённый, нравственно-зрелый, способный к созиданию.

Активная гражданская позиция:

Наличие личной системы ценностей (нормы, правила общения, принципы толерантности, ответственности и обязательности), понимание ценностей культуры.

Патриотическое сознание:

Любовь к Отчизне, преданность Родине, готовность к служению Отечеству на гражданском и военном поприще, уважение к традициям техникума, города, страны, их истории.

Работа по гражданско-патриотическому воспитанию строится на основе следующих принципов:

Активное стремление к выполнению социально значимых функций в различных сферах общества.

Потребность приобретать новые знания и глубоко разбираться в разнообразных процессах, явлениях, умение оценивать обстановку, осознание и видение своих достоинств и недостатков.

Высокая духовность:

Способность адекватно реагировать на различные внешние воздействия, развитие чувство эмпатии любви, уважение; творческое восприятие окружающей действительности, потребность создавать новое, получая удовольствие от творческого процесса.

Принцип системности:

Воспитание успешно, если оно системно. Только через системный подход к организации жизнедеятельности образовательного учреждения можно обеспечить целостность становления личности воспитанника.

Система военно-патриотического воспитания включает:

  1. Формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в техникуме.
  2. Массовую патриотическую и военно-патриотическую работу, организуемую с обучающимися (патриотические и военно-патриотические, культурно-исторические и военно-исторические, военно-технические и военно-спортивные и другие клубы и объединения, различные кружки, спортивные секции; учебные пункты будущего воина, месячники и дни патриотической работы, вахты памяти, поисковая деятельность, военно-спортивные игры, походы и т. д.).
  3. Деятельность средств массовой информации, молодежных организаций, в той или иной мере направленную на рассмотрение, освещение и поиск решения проблем патриотического воспитания, на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества.

В качестве форм гражданско-патриотического воспитания обучающихся через внеклассную и внеурочную деятельность выступали: беседы, классные часы, читательские конференции гражданско-патриотической направленности;

Моя работа по гражданско-патриотическому воспитанию группы организуется в три этапа:

I этап. Развитие интереса к истории своей родословной, бережное отношение к семейным традициям.

II этап. Изучение истории своего края, его настоящего и будущего, культуры, быта, традиций.

III этап. Изучение истории, культуры, быта, традиций Отечества. Участие в работе органов группового и техникумовского самоуправления.

Работа обеспечивает:

                    рост успешности обучающихся;

                    нравственное и физическое взросление;

                    расширение знаний о семье, малой родине, России;

                    воспитание целостной личности.

Результативность работы Результативность данной педагогической работы определялась по следующим критериям:

  1. Уровень сформированности гражданского и патриотического сознания личности.
  2. Изучение потенциальных возможностей подростков в развитии их коммуникативных и организаторских способностей.
  3. Определение характера отношения студентов к службе в армии. Результаты изучения эффективности воспитательной системы, позволили выявить уровень сформированности гражданского и патриотического сознания личности.

Я считаю, что поставленные задачи были в основном выполнены. Гражданско-патриотическое воспитание в группе имело четко обозначенную линию: родной дом — родной техникум — родной город — родная страна. Ожидаемые результаты достигнуты.

 

Литература:

 

  1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006–2010 годы», М.: 2006.
  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Российская академия образования. — М.: «Просвещение», 2009.(Стандарты второго поколения).
  3. Программа «Патриотическое воспитание граждан Белгородской области на 2006–2010 годы», 2005.
  4. Программа «Патриотическое воспитание граждан муниципального района «Город Старый Оскол и Старооскольский район» на 2006–2010 годы», 2005.
  5. Бондаревская Е. В. Смыслы и стратегия личностно-ориентированного воспитания /Е. В. Бондаревская/ Педагогика. — 2001.- № 1.- с.17–24.
  6. Вырщиков А. Н. Патриотическое воспитание: методологический аспект / А. Н. Вырщиков. Волгоград, 2001.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle