Пути совершенствования уроков чтения | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Хабибуллина, Ф. Г. Пути совершенствования уроков чтения / Ф. Г. Хабибуллина, Н. А. Куренова, Г. Г. Зиганшина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 168-170. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/184/9099/ (дата обращения: 25.04.2024).



 

Уроки чтения и развития речи, должны прежде всего решать две задачи: нравственное воспитание и совершенствование навыков чтения и речи учащихся. Однако в практике начальной школы мы не всегда наблюдаем успешное решение этих задач. И причина этого кроется в неправильной организации уроков чтения.

Наиболее распространенные недостатки:

1)                  воспитательная работа строится на базе объяснений и внушений со стороны учителя, а не идет от эмоционально-образного содержания произведения, от переживаний учащихся, вызванных прочитанным;

2)                  отсутствует ясная и логически правильно определенная цель урока, к осуществлению которой должен бы быть на урок. Нет анализа, ведущего к раскрытию идеи произведения;

3)                  уроки проводятся по шаблону, по стереотипному для данного учителя плану, выбор занятий в связи с чтением и их расположение носят случайный характер, лишены логической связи;

4)                  дети не заняты непрерывным, целенаправленным, умственным трудом. Отсутствует систематическая обучающая работа с текстом. Самостоятельная работа над произведением не всегда направлена на углубленный анализ произведения, задания однообразны и не ведут к решению конкретной цели урока, не обучают более сложным и новым приемам работы;

5)                  многие уроки не дают возможности совершенствовать навык чтения у всех и у каждого учащихся;

6)                  не наблюдается систематической, продуманно организованной работы над речью учащихся. Неправильно понимая программное требование — «главное место на уроке должно занимать чтение и работа над текстом».-учитель не оставляет времени для системати-ческой работы над культурой речи учащихся, над развитием их мышления. Более того, учитель просто не планирует эту нужную ра-боту;

7)                  урок не захватывает эмоциональной сферы детей, не приносит удовлетворения и оказывается зачастую просто скучным.

Весь процесс обучения нужно строить на интересе детей к учебе. Поэтому на уроках используются наглядность, технические средства обучения, загадки, чистоговорки, скороговорки, ребусы. Эффективность образования зависит от развития навыка чтения.

Первый шаг к овладению чтением — знакомство с буквами. Графическое начертание буквы и ёё звучание формирует навык вокализации. Специализированных уроков на первом этапе нет.

Все учебное время подчинено одной задаче — овладению алфавитом. Необходимо представить детям весь алфавит и за этот период добиться его усвоения. Уроки планируются так, чтобы они были подчинены одной идеи, т. е. на день выбирается одна игровая ситуация, один сюжет: Например: «В лесной школе', ''На рыбалке.'' или уроки строятся на фоне какой-либо сказки, например: ''Колобок,'' Репка'', ''Теремок''.

Элементы занимательности на уроке вызывают чувство удивления, новизны, необычности, неожиданности. Дети отгадывают с помощью загадок, ребусов, шарад какой звук предстоит им изучать, отрабатывают его в пословицах и скороговорках, придумывают сами слова с этим звуком. Они встают, хлопают в ладоши, если слышат нужный звук в словах. Играют в разные игры, н-р: ''Буква заблудилась,'' Доскажи словечко,'' слушают и сочиняют сказки про буквы. За это время дети заучивают буквы, играют с ними, рисуют, лепят, выщипывают из бумаги.

Особенно хороши кубики с буквами. Из кубиков конструируют слова по образцу данному учителем, строят крепости и делают подписи к ним.

Всё это для того, чтобы как можно в более короткий срок все дети запомнили и освоили алфавит. В процессе этих занятий происходит взаимообучение. Одновременно предъявляется звуковой и графический образ слова.

При обучении грамоте по данной методике не надо заставлять детей читать. Самим нужно читать им. У детей нет страха перед книгой, перед учителем, перед школой.

Ребёнка надо учить, только следить за теми словами, которые звучат сейчас в классе.

Дети начинают читать сами, не сознавая, что уже читают. Все трудности этого периода обучения грамоте снимаются. А ведь это самый сложный и даже страшный период для детей и для учителя.

Задачи этого периода:

1)                  познакомить со всеми буквами;

2)                  научить следить по тексту за словами, звучащими в данный момент.

Для последующих уроков готовится много карточек с изображением различных животных, предметов и подписями к ним, таблиц-плакатов четверостишиями, пословицами, загадками, шапочки-маски и шапочки сказочных героев. Это необходимо для выработки у ребёнка способности соотносить звучащий и графический образ, т. е. научить следить за звуковым ориентиром. Начинать учить следить по таблицам на доске. Висит перед глазами таблица с текстом, учитель вслух читает медленно, не допуская слогового чтения (лучше побольше сделать паузу между словами), а ученики следят. Затем к таблице приглашаются по очереди ученики, ученик ведёт указкой, учитель читает, все дети ведут в воздухе вытянутый к тексту пальчик.

Заранее пишутся на плёнку тексты, которые будут читать на уроке, перед чтением любого произведения задаётся детям проблемный вопрос и включается магнитофон. Дети пальчиком следят, они видят это слово, слышат его, прекрасно понимают содержание. При таком чтении не происходит регрессии глаз, т. е. детям не приходится возвращаться к прочитанному, чтобы понять, о чём прочитали. А учитель в это время ходит по классу и помогает тем, кто потеряет строчку. С каждым днём таких ''потеряшек'' меньше. Скорость начитки надо начинать с 30–35 слов в минуту.

В данное время подвергаются критике сверхкороткие букварные тексты, не претендующие на информативность, многократное перечитывание.

По данной можно читать очень много. Начинать с ярких, красочных книг-стихов: К.Чуковского, А. Барто, А. Пушкина, С. Маршака, С. Михалкова. Почему стихи? Здесь короткая строчка, дети её почти не теряют за звуковым ориентиром при слежении, удобен рифмованный ритм чтения. Да и сами произведения интересные, эмоциональные.

Слабые ученики не мешают двигаться вперёд сильным, а сильные не создают у слабых ситуацию неуспеха — все слишком заняты: интересный сюжет, чтение со звуковым ориентиром постоянно поддерживает определённый ритм работы, слабые хорошо понимают содержание, это позволяет активно участвовать в обсуждении. Интенсивность урока со звуковым ориентиром крайне высока. Огромное количество информации на каждом уроке. По окончанию чтения проверка с помощью тестов-экспресс-опрос. Утверждения из текста, могут быть провокационные вопросы. Дети в специальных тетрадках дают утвердительные или отрицательные ответы. 10 вопросов и утверждений да (+) нет(-). Вопросы даются на внимание по содержанию. Дети могут сами готовить вопросы для тестирования — это творческая работа. Таким образом, за несколько минут проверяется понимание прочитанного.

Преимущества такой проверки:

1)                  дети приучаются внимательно вчитываться в содержание, т. к. знают,

2)                  При тестировании на каждом уроке можно оценить работу каждого, понимание содержания прочитанного, а всего на это уходит 3–5 м.

 

Литература:

 

  1. Словарь литературоведческих терминов. Ред-составит. Л. И. Тимофеев. С. В. Тураев. — М., 2004г.
  2. Молдавская Н. Д. '' Литературное развитие школьников в процессе обучения.'' — М.., 2006 г.
  3. Эльконин Д. Б. ''Как учить детей читать.'' — М., 1991 г.
  4. Бугрименко Е. А. ''Чтение без принуждения.'' — М., 2010 г.
  5. Усова Н. К. '''Интеграция метода Д. Б. Эльконина в современную методику обучения чтению.'' Нач. шк.-2002 г. № 6 –7
  6. Голуб И. Б., Розенталь Ф. Е. ''Секреты хорошей речи.'' — М., 2003 г
  7. Иващенко Т. А. ''Чтение — вот лучшее учение''.
  8. Чернышкова М. П. ''Контрольный экспресс — опрос в начальной школе.''
  9. Лезер Ф. ''Тренировка памяти.'' — М., 2009 г.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, урок, звуковой ориентир, слово, текст, учитель, буква, речь учащихся, чтение.

Похожие статьи

Способы обучения чтению | Статья в журнале «Молодой ученый»

процесс чтения, слово, слог, чтение, ребенок, буква, темп чтения, зрительное восприятие, письменная речь, синтетическое чтение.

Исследовательский урок диалогового обучения младших... Твёрдое или мягкое чтение слогов определяется буквами гласных звуков, которые...

Развитие речи учащихся на уроках в начальной школе

Аллитерация понятия — на каждую букву слова дети придумывают слова, подбирают высказывания, которые связаны с этим словом.

Политова Н. И. Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка: Пособ. для учителя.

Работа над выразительным чтением учащихся на уроках...

Основные термины (генерируются автоматически): выразительное чтение, ребенок, текст, речевая выразительность, устная речь, верная

Развитие устной речи обучающихся на уроках литературы. выразительное чтение, устная речь, слово, словарная работа...

Сценарий урока литературного чтения в 1 классе на тему...

Сценарий урока. I. Организационный момент. Приветствие учащихся. — Здравствуйте, дети!

— Выложите букву Щ из счетных палочек. 4. Чтение слогов и слов(учебник, с. 63).

Итог урока. Наш урок литературного чтения подходит к концу.

Некоторые вопросы обучения чтению в коррекционной школе

На этом этапе ребенок начинает читать целыми словами.

Читая текст без помощи учителя, дети затрудняются самостоятельно выделить существенные связи

На уроках чтения значительно повышается и общее развитие учащихся, расширяются их представления о мире.

Обучение чтению как способ развития речевых умений...

Приёмы выработки у детей навыков беглого чтения через совершенствование техники чтения у учащихся начальной школы.

О подготовке младших школьников к интерпретации... Это позволяет учителю начальной школы на уроке литературного чтения текст рассматривать как...

Исследовательский урок диалогового обучения младших...

Ключевые слова: педагогическая технология, диалоговое обучение, проблемная ситуация, исследовательский урок.

Рис. 1. Наглядность «Главный секрет букв гласных» [1]. Вариант учебного диалога. Учитель: Ребята, чтение слов подчиняется своим законам.

Конспект фронтального логопедического занятия в 3 классе со...

– тренировать учащихся в чтении и письме слогов и слов с буквой К

1. Учить ориентироваться в тетради. 2. Развивать умение понимать устную речь. 3. Учить применять знания, полученные на уроках математики на практике.

Формирование предпосылок чтения и письма у детей старшего...

Следовательно, для того чтобы усвоить буквы, необходимо очень чётко ориентироваться в звуках речи, уметь правильно их произносить.

Если ребёнок справится со всеми этими заданиями, можно перейти к упражнениям в более точном звуковом анализе слов.

Похожие статьи

Способы обучения чтению | Статья в журнале «Молодой ученый»

процесс чтения, слово, слог, чтение, ребенок, буква, темп чтения, зрительное восприятие, письменная речь, синтетическое чтение.

Исследовательский урок диалогового обучения младших... Твёрдое или мягкое чтение слогов определяется буквами гласных звуков, которые...

Развитие речи учащихся на уроках в начальной школе

Аллитерация понятия — на каждую букву слова дети придумывают слова, подбирают высказывания, которые связаны с этим словом.

Политова Н. И. Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка: Пособ. для учителя.

Работа над выразительным чтением учащихся на уроках...

Основные термины (генерируются автоматически): выразительное чтение, ребенок, текст, речевая выразительность, устная речь, верная

Развитие устной речи обучающихся на уроках литературы. выразительное чтение, устная речь, слово, словарная работа...

Сценарий урока литературного чтения в 1 классе на тему...

Сценарий урока. I. Организационный момент. Приветствие учащихся. — Здравствуйте, дети!

— Выложите букву Щ из счетных палочек. 4. Чтение слогов и слов(учебник, с. 63).

Итог урока. Наш урок литературного чтения подходит к концу.

Некоторые вопросы обучения чтению в коррекционной школе

На этом этапе ребенок начинает читать целыми словами.

Читая текст без помощи учителя, дети затрудняются самостоятельно выделить существенные связи

На уроках чтения значительно повышается и общее развитие учащихся, расширяются их представления о мире.

Обучение чтению как способ развития речевых умений...

Приёмы выработки у детей навыков беглого чтения через совершенствование техники чтения у учащихся начальной школы.

О подготовке младших школьников к интерпретации... Это позволяет учителю начальной школы на уроке литературного чтения текст рассматривать как...

Исследовательский урок диалогового обучения младших...

Ключевые слова: педагогическая технология, диалоговое обучение, проблемная ситуация, исследовательский урок.

Рис. 1. Наглядность «Главный секрет букв гласных» [1]. Вариант учебного диалога. Учитель: Ребята, чтение слов подчиняется своим законам.

Конспект фронтального логопедического занятия в 3 классе со...

– тренировать учащихся в чтении и письме слогов и слов с буквой К

1. Учить ориентироваться в тетради. 2. Развивать умение понимать устную речь. 3. Учить применять знания, полученные на уроках математики на практике.

Формирование предпосылок чтения и письма у детей старшего...

Следовательно, для того чтобы усвоить буквы, необходимо очень чётко ориентироваться в звуках речи, уметь правильно их произносить.

Если ребёнок справится со всеми этими заданиями, можно перейти к упражнениям в более точном звуковом анализе слов.