Библиографическое описание:

Аверьянова Г. А. Подготовка студентов педагогических специальностей к развитию творческих способностей у детей «группы риска» [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 1-3.



 

The article investigates the problem of preparation of students of pedagogical specialties in the development of creative abilities of children «at risk». It describes the basic psychological and pedagogical conditions of development of creative activity of students. Consider the form and methods of development of creative abilities of schoolboys of middle managers.

Keywords: creativity, creative activity, creativity, children «at risk».

 

На нашем жизненном пути встречаются такие дети, которых можно отнести к детям «группы риска», или их ещё называют дети с ограниченными возможностями. Такие дети находятся под воздействием различных нежелательных факторов. К таковым относятся, например, дети из неполных и неблагополучных семей, дети с проблемами в развитии, с патологиями, дети-сироты, дети с проявлением дезадаптации и т. д. Как известно, чтобы воспитать гармоничную личность, необходимо развивать навыки и творческие способности на протяжении всей жизни ребёнка, что, несомненно, является одной из проблем современного образования. Особо необходимо обратить внимание на подготовку студентов педагогических специальностей к развитию творческой активности у детей «группы риска» в среднем звене общеобразовательной школы.

На данный момент в современном обществе вопросы по развитию творческих способностей у детей с ограниченными возможностями становятся особенно актуальными. В процессе любой творческой деятельности у ребенка с ограниченными возможностями здоровья усиливается интерес к себе, как к личности, быстро формируются индивидуальные социальные контакты, взаимоотношения в обществе, возникает чувство внутреннего самоконтроля и порядка. В тоже время творчество помогает ребёнку справиться с душевными переживаниями.

Дети, относящиеся к «группе риска», имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Во-первых, они не самостоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении взрослого; во-вторых, они лишены широкого взаимодействия и взаимопонимания в общении; в-третьих, возможность получения опыта от друзей, родственников, сверстников (если они имеются), в отличие от обычного ребенка. Соответственно их мотивация к различным видам творческой деятельности и возможности приобретения знаний и навыков сильно ограничены.

Трудности в освоении окружающего мира приводят у таких детей к возникновению эмоциональных проблем, например, страх, тревожность. Часто окружающий мир для них кажется опасным, недоброжелательным и полным «неприятных сюрпризов». Невозможность выразить свои переживания, эмоции, например, в игре, как это происходит у обычных детей, приводит к возрастанию эмоционального напряжения, в конечном итоге приводит к возникновению поведенческих проблем у ребенка, что становиться серьезным препятствием в его развитии [2].

Изучением проблемы развития творчества занимались такие психологи и педагоги, как Л. И. Божович, Ж. Пиаже, Д. Б. Эльконин, Е. И. Казакова, Л. Я. Олиференко, А. М. Прихожан, А. Н. Леонтьев и многие другие.

Творчество — психологически сложный процесс. Творчество школьника — это создание им оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки.Творчество в науке и практике рассматривается как процесс создания нового, а творческая активность как способность к самореализации по созданию нового, общественно значимого [1,5].

Творческие способности детей группы риска можно охарактеризовать как личностные качества ребенка, которые определяют успешность выполнения творческой работы разного рода. Творчество детей может быть различным. В литературе выделяют несколько направлений творчества:

1)       Изобразительное творчество, представляющее собой рисование, которое отвлекает стрессов разного рода, фобий, грусти;

2)       Художественное творчество, представляет собой развитие вкуса у ребенка, например, создание рисунков, вышивок, лепка (декоративная), художественные композиции разного рода, аппликации, собирание пазлов, оригами, поделки, аппликации, квилинги;

3)       Музыкальное творчество, представляет собой изучение детьми музыкальных произведений, игра на музыкальных инструментах, пение, кружки, танцы, изучение ритм движений;

4)       Техническое творчество, представляет собой работу с техникой, например, собирание конструктора, лего, выжигание по дереву и т. д.;

5)       Литературное творчество, представляет собой написание сочинений, стихотворений, при этом хорошо развивается речь, мышление и т. д. [2, с. 320].

Мы в свою очередь предлагаем использовать в работе с детьми «группы риска» системно-деятельностный подход, который будет опираться на проектную и исследовательскую деятельность учащихся. Реализация вышеперечисленных направлений творчества у детей «групп риска» может происходить как в урочное, так и во внеурочное время — через систему дополнительного образования, в нашем случае посредством элективных курсов разного рода, профориентационной направленности.

В ходе нашего исследования, мы рассмотрели основные направления творчества, которые способствуют развитию познавательной деятельности, как у обычных детей, так и у детей с ограниченными возможностями. Кроме того, данные направления нацелены на развитие у детей мышления, воображения, памяти, внимания.

Например, работа с детьми «группы риска» дошкольного возраста включает в себя помощь в адаптации в детском дошкольном учреждении. Тогда как работа с детьми «группы риска» среднего школьного возраста дополнительно охватывает не только факторы приспособления, но и акцентируется на учебных успехах и достижениях. Немаловажной составляющей является и работа с семьей или же окружением, ее заменяющим. Все эти отличия необходимо учитывать при подготовке студентов педагогических специальностей нацеленных на развитие творческих способностей детей «группы риска», которые в свою очередь относятся к разным возрастным группам.

В большинстве случаев, кроме недостатков умственного и физического развития, у детей группы риска нарушены такие личностные качества, как самостоятельность, настойчивость, самооценка, самосознание личности.

В связи с этим, на наш взгляд, главным для детей «группы риска» является наставничество взрослых и преподавателей. Наставник должен создавать хороший микроклимат для ребенка, взаимопонимание, положительное отношение со стороны сверстников, в результате чего снижается психологическая напряженность, стресс, страхи, волнения, переживания. Не нужно забывать, что каждый ребенок с ограниченными возможностями должен получить такое образование, которое позволит ему достичь определенного положительного уровня развития. Перед будущими студентами и педагогами стоит основная цель — раскрыть у детей «группы риска» таланты, задатки, способности, навыки и умения [3].

Существует огромное количество форм работы с детьми с ограниченными возможностями. Рассмотрим подробно наиболее популярные в современном образовательном процессе: 1) Групповые формы работы с детьми, подразумевают развитие у ребенка способность коллективизма, развития общения, коммуникабельности, развитие познавательных процессов; 2) Личностно ориентированные формы работы с детьми «группы риска», подразумевают взаимодействие с ребенком на индивидуальном уровне: консультации, беседы, дискуссии. Такую форму взаимодействия можно назвать более прогрессивной, поскольку в результате происходит индивидуальное общение педагога и ребёнка; 3) Коллективные формы работы с ребенком, направлены на участие детей с ограниченными возможностями в различного рода конкурсах, соревнованиях, концертах, способствующих развитию мышления, внимания, воображения и общения [4].

Исходя из выше сказанного, можно с уверенностью сказать, что основные формы работы могут быть применимы для развития творческой активности не только обычных детей, но и детей с ограниченными возможностями. В ходе взаимодействия с детьми «группы риска», необходимо научить их видеть прекрасное в обыденном, внушить им, что они ни чем не отличаются от детей с нормальным развитием. Убедить в том, что они могут сделать что-то самостоятельно, своими руками, главное попробовать творить и ничего не бояться. В результате перечисленных мероприятий у детей группы риска будет сформирована социальная адаптация.

Участие детей в творческой деятельности в большой степени способствует развитию личностных качеств ребенка. Творческие способности у детей «группы риска» необходимо развивать любыми способами, которые должны быть нацелены на поддержание и формирование индивидуальных особенностей у ребенка. Важно не растерять способности школьников и направить их в правильное русло, что на наш взгляд является главной задачей обучения и развития детей с ограниченными возможностями в среднем звене общеобразовательной школы.

 

Литература:

 

  1. Аверьянова Г. А. Проблема готовности студентов педагогических направлений к развитию творческой активности обучающихся. [Текст] / Г. А. Аверьянова // Международная заочная научно-практическая конференция «Теория и практика психолого-социальной работы в современном обществе» Россия, Нижегородская область, г. Арзамас 25 февраля 2015 г. с. 292–297.
  2. Алмазов Б. Н. Методика и технологии работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Б. Н. Алмазов, М. А. Беляева, Н. Н. Бессонова и др.; под ред. М. А. Галагузовой, Л. В. Мардахаева. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 192 с.
  3. Олиференко Л. Я., Шульга Т. И., Дементьева И. Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений. [Текст] Л.Я Олиференко., Т. И. Шульга, И. Ф. Дементьева / М.: «Академия», 2004, с. 326.
  4. Шульга Т. И., Олиференко Л. Я. Психологические основы работы с детьми группы риска в учреждениях социально помощи и поддержки [Текст] / Т. И. Шульга, Л. Я. Олиференко // Приклад. психология и психоанализ. — 1998. — № 2, с. 73.
  5. Щелина Т. Т. Проблема подготовки учителей к развитию творческой активности обучающихся [Текст] / Т. Т. Щелина, Г. А. Аверьянова // Молодой ученый. — 2014. –№ 21.1. — С. 231–233.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle