Образование, воспитание и обучение как единое целое | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 1. Общая педагогика

Опубликовано в

VII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2015)

Дата публикации: 04.11.2015

Статья просмотрена: 53181 раз

Библиографическое описание:

Казакова, Е. Н. Образование, воспитание и обучение как единое целое / Е. Н. Казакова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 10-12. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/184/9094/ (дата обращения: 19.04.2024).



 

В этой статье рассматривается взаимосвязь образования, воспитания и обучения. Предлагается новый термин в педагогике.

Ключевые слова: образование, воспитание, обучение, педагогика.

 

Приводя ребенка в образовательное учреждение, многие родители считают, что педагоги должны обучать и воспитывать их детей. А педагоги, в свою очередь, считают, что они дают только знания, а воспитывать должны родители, а так же участвовать в образовательной деятельности и контролировать ее выполнение. Педагог — это сопроводитель несовершеннолетнего человека в его определении в жизни с момента поступления в дошкольное учреждение до выпуска из школы. Его влияние на становление личности, определение в профессиональной деятельности. И педагог, который действительно положительно повлияет на ребенка, должен обладать широким спектром профессиональных и личных качеств. Такой педагог должен понимать, что процессы образования, воспитания и обучения не могут происходить отдельно друг от друга. Конечно, воспитанием занимаются родители, но и в педагогической деятельности есть место этому процессу. Также педагог может содействовать семейному воспитанию, путем бесед с родителями, помогая им увидеть на что следует обратить внимание и как повлиять на него, потому что у большинства родителей нет педагогического образования и даже если оно есть, их ребенок является лучше других и поэтому они не всегда замечают какие то проблемы. Тем более педагог может увидеть зарождение проблемы еще в ее зачатке (при первых ее проявлениях).

Возвращаясь к связи обучения, воспитания и образования, рассмотрим определения этих трех понятий:

Обучение является целенаправленным, организованным, систематическим процессом передачи старшим поколением младшему опыта, определенные знания, умения и навыки.

Воспитание является сложным и противоречивым социально-исторический процессом вхождения, включения подрастающих поколений в жизнь общества, в быт, общественно-производственную деятельность и отношения между людьми.

Образование является процессом поиска и усвоения человеком определенной системы знаний, навыков и умений и результатом этого усвоения, выраженный в определенном уровне развития познавательных сил, а также теоретической и практической подготовке человека.

Многие педагоги по-разному определяют значение и взаимосвязь обучения, воспитания и образования. Одни считают, что образование шире, чем воспитание и включает его в себя. Другие считают, что эти процессы противоположны друг другу. Третьи что обучение и развитие являются независимыми процессами. Четвертые, что обучение — чисто внешний процесс, который не может активно влиять на психическое развитие ребенка.Поэтому возникает много дискуссий на тему связи этих трех понятий.

У меня же другое мнение насчет этой связи: в зависимости от поставленной задачи в педагогическом процессе одно из них может выступать ведущим, но не может применяться на практике вне этого симбиоза.

Рассмотрим ситуации, в которых целью педагогического процесса являются либо воспитание, либо обучение, либо образование:

  1.   Если целью педагогического процесса является только воспитание:

Человек не может приобретать знания, умения и навыки, которые необходимы ему для жизни в социуме без приобретения опыта от старшего поколения (образования). Результатом воспитания и обучения является образование. Соответственно воспитание может существовать только во взаимодействии с обучением и образованием.

Учитель воспитывает своих учеников в процессе обучения. Воспитывать, обучая, и обучать, воспитывая, — профессиональная задача каждого учителя. Проблема единства обучения и воспитания — это и есть проблема воспитания в процессе обучения.

Существуют разные типы воспитания: умственное, физические, трудовое, нравственное, эстетическое и т. д. Задачей умственного воспитания является усвоение определенного уровня знаний, т. е. получение образования в процессе обучения.

  1.   Если целью педагогического процесса является только обучение:

Если обучение происходит в процессе взаимодействие педагога и ученика, то содержание обучения, которое предлагается учащимся для активного усвоения, подразумевает умственное воспитание.

Образованиеполучают в основном в процессе обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов.

  1.   Если целью педагогического процесса является только образование:

Цель воспитания и обучения — познание внешнего мира, умение владеть вещами и самим собой, развитие моральных качеств. (Коменский) Из этого следует, что целью воспитания и обучения является образование. Человек не может получить знания, умения и навыки, обойдя эти процессы.

Если брать образование как процесс поиска и усвоения информации, то во время него осуществляются такие задачи воспитания, как развитие познавательных интересов и формирование познавательной активности; развитие потребности постоянно пополнять свои знания, повышать уровень подготовки.

Так как задачами учителя являются обучение, воспитание и образование, то он должен обладать такими профессиональными знаниями:

          знание психологии (общей, возрастной)

          методика обучения

          образовательная психология

          построение учебного плана

          руководство классом

          методы обучения

Способностями:

          коммуникативные способность к общению, сотрудничеству;

          дидактические

          организаторские

          конструктивные

          гностические

          прогностические

          перцептивные

          экспрессивные

          способность к эмпатии

          способность к рефлексии;

          способность к диалогической интерпретации процессов обучения и воспитания;

          креативность

          экстравертность

          диагностические

          проективные

          конструктивные

          коммуникативные

          аналитические

Исходя из этого, можно сделать вывод, что воспитание, обучение и образование — неразрывные части единого целого, которые могут вступать в разные отношения друг с другом, когда одно преобладает над другими.

И я хотела бы предложить термин, объединяющий эти три понятия:

О. В. О. — это процесс, который включает в себя организацию учебной деятельности, в ходе которой ученик приобретает знания, умения, навыки и происходит воспитание личности.

 

Литература:

 

  1. О воспитании. В. А. Сухомлинский. Москва, 1973 г.
  2. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С. Л. Смирнова. — М.:Издательский центр «Академия», 2001.
  3. Давыдов В. В. Проблемы развивающего образования. — М.: Педагогика, 1986.
Основные термины (генерируются автоматически): воспитание, образование, обучение, педагогический процесс, процесс обучения, педагог, друг, процесс поиска, старшее поколение, умственное воспитание.

Ключевые слова

обучение, воспитание, образование, педагогика, педагогика.

Похожие статьи

Основные категории педагогики — развитие, воспитание...

Основными категориями педагогики являются: развитие, воспитание, образование, обучение.

Образование получают, в основном, в процессе обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов.

воспитание, педагогический процесс, образование, обучение...

Основными категориями педагогики являются: развитие, воспитание, образование, обучение. Образование получают, в основном, в процессе обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов.

воспитание, педагогический процесс, образование, обучение...

Таким образом, в педагогике педагогический процесс рассматривается как целостный процесс осуществления воспитания (в его

процесс, образование, обучение, процесс обучения, педагог, старшее поколение, умственное воспитание, процесс поиска, друг.

Воспитание учащихся в процессе обучения изобразительному...

воспитание, педагогический процесс, образование, обучение, процесс обучения, педагог, старшее поколение, умственное воспитание, процесс поиска, друг.

Воспитательный процесс и роль педагога в его организации

воспитание, педагогический процесс, образование, обучение, процесс обучения, педагог, старшее поколение, умственное...

воспитание, педагогический процесс, образование, обучение...

...педагогический процесс, образование, обучение, процесс обучения, педагог, старшее поколение, умственное воспитание, процесс поиска, друг.

В целостном педагогическом процессе важное место занимает процесс воспитания. Сущность, а также место и роль этого...

воспитание, педагогический процесс, образование, обучение...

Основные термины (генерируются автоматически): учебно-воспитательный процесс, педагогический процесс, воспитание

процесс, образование, обучение, процесс обучения, педагог, старшее поколение, умственное воспитание, процесс поиска, друг.

Традиционное обучение в целостном педагогическом процессе

Ключевые слова: обучения, процесс, образование.

Обучениепедагогический процесс, в котором обучающиеся под руководством учителя получают навыки и опыт по применению

Это педагогика. Основные категории педагогики — развитие, воспитание...

Параллель между образованием и воспитанием в современном...

Педагоги никогда не признают различия между образованием и воспитанием, а вместе с тем, не в состоянии выражать своих мыслей иначе, как употребляя слово: образование, воспитание, обучение или преподавание.

Похожие статьи

Основные категории педагогики — развитие, воспитание...

Основными категориями педагогики являются: развитие, воспитание, образование, обучение.

Образование получают, в основном, в процессе обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов.

воспитание, педагогический процесс, образование, обучение...

Основными категориями педагогики являются: развитие, воспитание, образование, обучение. Образование получают, в основном, в процессе обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов.

воспитание, педагогический процесс, образование, обучение...

Таким образом, в педагогике педагогический процесс рассматривается как целостный процесс осуществления воспитания (в его

процесс, образование, обучение, процесс обучения, педагог, старшее поколение, умственное воспитание, процесс поиска, друг.

Воспитание учащихся в процессе обучения изобразительному...

воспитание, педагогический процесс, образование, обучение, процесс обучения, педагог, старшее поколение, умственное воспитание, процесс поиска, друг.

Воспитательный процесс и роль педагога в его организации

воспитание, педагогический процесс, образование, обучение, процесс обучения, педагог, старшее поколение, умственное...

воспитание, педагогический процесс, образование, обучение...

...педагогический процесс, образование, обучение, процесс обучения, педагог, старшее поколение, умственное воспитание, процесс поиска, друг.

В целостном педагогическом процессе важное место занимает процесс воспитания. Сущность, а также место и роль этого...

воспитание, педагогический процесс, образование, обучение...

Основные термины (генерируются автоматически): учебно-воспитательный процесс, педагогический процесс, воспитание

процесс, образование, обучение, процесс обучения, педагог, старшее поколение, умственное воспитание, процесс поиска, друг.

Традиционное обучение в целостном педагогическом процессе

Ключевые слова: обучения, процесс, образование.

Обучениепедагогический процесс, в котором обучающиеся под руководством учителя получают навыки и опыт по применению

Это педагогика. Основные категории педагогики — развитие, воспитание...

Параллель между образованием и воспитанием в современном...

Педагоги никогда не признают различия между образованием и воспитанием, а вместе с тем, не в состоянии выражать своих мыслей иначе, как употребляя слово: образование, воспитание, обучение или преподавание.