Библиографическое описание:

Мулюкова И. Р., Саяркин Л. А. Самообразование и самовоспитание военнослужащих. Руководство ими в ходе военной службы [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 230-232.

 

Современная действительность требует по-новому смотреть на военнослужащего, его возможности и способности, в том числе и в плане развития личности. Военнослужащий должен проявлять активность и усердие не только в приобретении профессионального мастерства, но и во всестороннем совершенствовании своей личности.

Решению этой задачи способствует внедрение в повседневную практику самовоспитания военнослужащих современных требований военно-педагогической науки. Внутренним стержнем самовоспитания является потребность в совершенствовании.

Самовоспитание военнослужащих играет немаловажную, скорее даже определяющую роль в исполнении своего долга перед Отечеством. Тяжело добиться результатов, если военнослужащие не будут целеустремленно, активно и творчески подходить к вопросу самовоспитания и самообразования. Человек в данном случае превращает качества личности, взгляды и действия в объект собственного сознания. Самовоспитание — сложный интеллектуально-нравственный и волевой процесс; неприемлемое условие успеха в любой деятельности.

Стремление к самообразованию — это естественная потребность человека, который в силу его природы должен действовать, показывать, осуществлять и реализовывать в себе.

Для этого нужно создавать такие условия военной службы, жизни, при которых каждый получает возможность свободно развивать, совершенствовать свою человеческую природу.

21 век — век информационных технологий, характеризующийся большим потоком информации. Стоит заметить, что для качественного получения необходимых знаний военнослужащий должен уметь ориентироваться в данном потоке и найти свою «иголку в стоге сена».

Одним из немаловажных элементов самостоятельного образования является самовоспитание. Это в свою очередь активная, организованная деятельность военнослужащего по формированию в себе и развитию положительных и устранению отрицательных качеств.

Обращаем ваше внимание на то, что самовоспитание играет большую роль в выработке, развитии качеств, необходимых воинам.

В современных условиях реформирования общества и Вооруженных Сил, когда военное дело непрерывно усложняется и резко повышается значимость человека в бою, роль самовоспитания воинов еще более возрастает и сохраняет свою актуальность. Задача воина состоит в том, чтобы стать более активным, приобрести волю, целеустремленность и способность постоянно, систематически воздействовать на отрицательные черты своего характера, в свою очередь, стараясь приобрести больше положительных качеств. Выполнение данной задачи требует от военнослужащих не только стремления, но и тяжелой, кропотливой работы над собой.

Идеи о преобразующей роли самовоспитания и его связях с психолого-педагогическими задачами последовательно, всесторонне развивались и развиваются в трудах видных ученых психологов, педагогов и выдающихся военачальников.

Так, К. Д. Ушинский отмечал, что самовоспитание — это не внешняя «полировка» личности, а глубокая морально — психологическая перестройка, основанная на цельности человека, его желания самосовершенствоваться:

Только тот, кто сохранил в себе возможность во всякую минуту встать лицом к лицу со своей собственной душой, не отделяясь от нее никакими предубеждениями,… только тот, кто не торгуется с самим собой, а готов всегда, во всей целости своей души, решиться на то или другое, без задних мыслей, без скрытых, не выдавшихся наружу чувств, без обманчивых фраз, — только тот способен идти по дороге самосовершенствования и вести по ней других.

К наиболее значимым внутренним предпосылкам, определяющим эффективность самовоспитания военнослужащих, отностятся:

        мотивация, побуждающая военнослужащих к работе над собой;

        развитое самосознание и самокритичность, позволяющие объективно оценить свои достоинства и недостатки;

        чувство самоуважения, не позволяющее отставать от других и заставляющее быть на высоте положения;

        определенный уровень развития воли, привычек самоконтроля и волевого саморегулирования;

        знание теории самовоспитания и владение методикой работы над собой;

        сознательная установка на разностороннее самовоспитание;

        психологическая готовность к активной, целеустремленной и систематической работе по самовоспитанию.

Педагогический процесс самовоспитания имеет свою логику, пути развития, методы, приемы и средства.

Рассмотрим приведенную ниже схему логического процесса самовоспитания.

Документ1.jpg

 

Наибольшая эффективность самообразования достигается тогда, когда военнослужащий грамотно оценивает уровень своих знаний, умений и навыков, четко определяет направления, в которых ему следует совершенствоваться, ответственно подходит к решению поставленных перед собой задач. Занимаясь самообразованием, он может значительно расширить свои возможности в развитии необходимых как для военной службы, так и для повседневной жизнедеятельности качеств. На самообразование личности в ходе военной службы влияют многие факторы, такие как:

  1.                Характер и условия служебной деятельности;
  2.                Жизненные установки;
  3.                Умение работать с учебным материалом;
  4.                Осуществление самоконтроля.

Вопросам самовоспитания и самообразования большое внимание уделял Александр Васильевич Суворов. Великий полководец не только показал образец самовоспитания, превратив себя из слабого, хилого здоровьем мальчика в сильного физически и морально выносливого воина, но и оставил советы по самовоспитанию.

Блестящие боевые успехи Суворова обусловливались не только его полководческим талантом, его великим искусством в военном деле на поле боя, но и превосходными военно-педагогическими способностями.

Александр Васильевич подобрал такой метод обучения, который помог ему подготовить армию к победам, и его способы обучения и воспитания войск самобытны, глубоко продуманы и необычайно талантливы.

Он наряду со своими несравнимыми навыками полководца также развил в себе качества военного педагога, его идеи в этой области и поныне не осуществлены другими во всей их полноте. Ведь нельзя здесь ограничиться одной подражательностью, необходимо вникнуть в саму суть возникающих на пути самообразования, проблем, научиться решать их самостоятельно.

Стоит заметить, что самовоспитание — явление социальное. Оно присуще воину, осознающему себя в коллективе, в системе воинских взаимоотношений и межличностных связей.

Воинский коллектив — социальная общность военнослужащих, объединенных общей деятельностью, единством морали и воинского долга, а также отношениями войскового товарищества. Взаимоотношения в воинских коллективах регулируются нормативно — правовым положением различных должностных категорий. Во внеслужебное время форма взаимоотношений военнослужащих определяется многими факторами:

        взаимными интересами и целями;

        симпатиями и антипатиями;

        потребностями в дружбе и общении;

        качествами личности.

Воинский коллектив обладает огромной воспитательной силой, способной развить лучшие черты личности, устранить пороки и отрицательные привычки. В сплочении воинских коллективов офицеры чаще всего опираются на воинов, способных самостоятельно, творчески и, что не маловажно, с чувством ответственности выполнять порученные им задачи.

Самосовершенствование в воинском коллективе, процесс как вы догадались не простой, что еще раз акцентирует наше внимание на то том, что необходимо воспитывать себя, воспитывать в себе чувства ответственности, коллективизма и товарищества.

Таким образом, условия развития Вооруженных Сил Российской Федерации в современной обстановке потребовали посмотреть на воинов, их возможности и способности в выполнении своего воинского долга. Военнослужащий должен сам проявлять активность в совершенствовании своей личности, стремиться стать порядочнее и чище в нравственном отношении, принципиальнее и ответственнее, профессионально компетентнее, поскольку в современном мире именно он является ярким примером патриотизма, высокой морали и целеустремленности.

Основные термины (генерируются автоматически): военной службы, основам военной службы, педагога дополнительного образования, работы педагога дополнительного, самовоспитания военнослужащих, опыта работы педагога, пятидневных учебных сборов, проведения пятидневных учебных, Особенности проведения пятидневных, самовоспитания военнослужащих современных, Военнослужащий должен, Похожая статья, эффективность самовоспитания военнослужащих, личности в ходе военной, ходе военной службы, условия военной службы, самовоспитание военнослужащих, МАОУ СОШ, форма взаимоотношений военнослужащих, социальная общность военнослужащих.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle