Библиографическое описание:

Болховская Е. В. Сценарий урока математики во 2 классе на тему «Сочетательное свойство сложения. Сложение многозначных чисел» [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 120-122.

 

Цель урока: ввести сочетательное свойство сложения;

Формируемые УУД

Личностные универсальные учебные действия

У учащегося будут сформированы:

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам математики; понимание роли математических действий в жизни человека; интерес к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности

Регулятивные универсальные учебные действия

учащийся научится:

принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;

планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя;

Предметные результаты

учащийся научится:

складывать многозначные числа на основе сочетательного свойства сложения

находить значения сложных выражений, содержащих 2–3 действия.

Сценарий урока:

  1.                Организационное начало.

Сегодня у нас необычный урок — урок сказка. Сказка называется «Новогодние приключения Красной Шапочки».

2. Актуализация опорных знаний.

Чтобы в сказку нам попасть, надо всем до сорока считать, но не просто так считать, а через 2, через 4, через 5. (Ритмический счёт «через 2, 4, 5» до 40)

— Это присказка была, а вот и сказка к нам пришла.

«Жила-была в одной деревне девочка, звали её Красная Шапочка. А почему, вы ответите сами. Красная Шапочка была девочка добрая, послушная. Но больше всех на свете она любила маму и свою старую бабушку. Однажды, проснулась Красная Шапочка и посмотрела в окно, а там кругом белым-бело. «Вот и наступил долгожданный день встречи Нового года», — подумала девочка: — «Но ещё столько хлопот, надо успеть всё приготовить к встрече Нового года». Красная Шапочка посмотрела на часы, с часами происходило что-то необычное. «Что такое?» — подумала девочка.

— Часы показывали лишнее число, какое, почему? (10, 20, 40, 59, 60, 100)

— Только догадалась об этом Красная Шапочка, как часы стали показывать следующее: (51, 33, 42, 71, 91, 60, 105)

— Какое число лишнее, объясните закономерность.

— И вот часы стали показывать всё правильно, но что-то было не так. Что здесь не так? (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, VI, 9, 10, 11, 12) (Римская цифра).

— И эта римская цифра прыгнула на пол, затем на стол, а затем на поднос с пирожками, которые лежали на столе. И превратились пирожки в римские цифры. Подошла Красная Шапочка к подносу, видит, что пирожки выстроились в выражение из римских цифр.

— Прочитайте пример.

II I = II

А правильно ли это? Переложите один пирожок так, чтобы равенство стало верным.

— Прочитайте верный полученный пример разными способами.

— «Вот так чудеса», подумала Красная Шапочка и стала составлять задачу про пирожки.

— Составим задачу.

Как найдём часть с мясом, с рисов? Как теперь ответим на первый вопрос задачи?

— Назовите второй вопрос? Что необходимо узнать сначала, чтобы сравнить пирожки? — Что надо сделать для того, чтобы узнать на сколько одно число больше или меньше другого? (решение задачи у доски)

Ответ: на 50 пирожков меньше.

— «Что-то я совсем ничего не пойму», — подумала Красная Шапочка, — «И мамы нет дома, а ведь так и в школу опоздать можно!»

— Смотрит, а на столе записка лежит, прочитаем: «Доченька, я ушла к бабушке, ты после школы сразу приходи к бабушке, поторопись, ещё надо украсить ёлку. Новый год мы встретим у бабушки. Для того, чтобы всё успеть, составь программу своих действий. Будь осторожна при переходе через реку и лес. Мама».

— Вот и принялась Красная Шапочка составлять программу действий, но чтобы ничего не напутать поможем ей определить порядок действий в программе.

  1. Проснуться.
  2. Заправить постель.
  3. Утренний туалет.
  4. Одеться.
  5. Зарядка.
  6. Идти в школу.
  7. Занятия в школе.
  8. Идти к бабушке.
  9. Наряжать ёлку.
  10. Встречать Новый год.

— Какие действия Красная Шапочка уже выполнила?

— Какое действие ей надо выполнить сейчас? (зарядку)

— Сделаем зарядку вместе с Красной Шапочкой.

3. Физкультминутка. («Песня Красной Шапочки»)

4 Постановка проблемы урока.

Куда должна сейчас отправиться Красная Шапочка? (В школу)

— По дороге в школу, а школа находилась на самом краю деревни, Красная Шапочка обратила внимание на номера домов, они были необычными, но Красная Шапочка не очень удивилась, вспомнив про часы, пирожки, ведь с ними тоже происходили чудеса. «Ничего,- подумала девочка, — такое бывает раз в году, ведь сегодня канун Нового года». Она принялась вычислять номера домов. «А как же решить этот пример», — подумала она, — «Пойду в школу и там справлюсь с этой проблемой».

В школе на уроке математике класс разбирал пример:

(635+198)+2 и 635+(198+2)?!

Учитель предложил разобрать пример на схеме.

5. «Открытие» нового знания.

Назовите значение I выражения, II выражения? (d)

— Значит, теперь мы можем сказать, что выражения равны? (да)

(а+в)+с = а+(в+с)

Полученное свойство сложения называют: Сочетательным свойством сложения.

— Посмотрите на эти выражения, как вы можете своими словами рассказать это свойство:

— значение суммы чисел не зависит от выбора порядка действий.

— А теперь вернёмся к нашим выражениям

(635+198)+2 и 635+(198+2)

Можно ли поставить знак «=» между выражениями? (Да)

— В каком выражении было удобнее вычислять результат?

— Прочитаем правило в учебнике на стр. 41

6. Первичное закрепление с комментированием.

Красная Шапочка поняла, что значение суммы не зависит от порядка слагаемых и порядка действий. А как поняли это свойство ребята в классе? И к доске вызвали…. (стр. 42 № 4 разбирается у доски с комментированием)

7. Упражнение в вычислении выражений удобным способом.

Вышла Красная Шапочка из школы и пошла к бабушке, но дорога шла через реку.

У вас таблички — брёвна, если вы в своих табличках вначале, в квадратике, видите ответ на предыдущий пример, выходите к доске и мы будем решать ваш пример.

— Начинаем связывать брёвна, что получился плот .(Устно комментируем).

Примеры из № 5 стр. 42 (работа в парах)

— Получился плот, переправилась Красная Шапочка на другой берег реки и вошла в лес. Холодно в лесу. Видит Избушку на курьих ножках. Вот и решила Красная Шапочка с Бабками-Ежками потанцевать, чтобы руки, ноги не замёрзли.

8. Физкультминутка. (Частушки Бабок-Ёжек)

— Ох, жарко стало! — говорит Красная Шапочка.

— А самая страшная Баба-Яга увидела девочку и говорит: «Ох, сестрицы, да к нам сама Красная ягодка пожаловала, вот она и поможет нам ёлки наши сравнить, которую к Новому году выбрать. А не разрешит наш спор, так в печь её зажарим и съедим, хорошее блюдо к Новому году будет!»

— Ребята, скорее помогаем Красной Шапочке. Работаем по вариантам.

9. Самостоятельная работа по вариантам.

№ 10, с. 43 I вариант — верхняя строка.

II вариант — нижняя строка

— Какая же ёлка больше? (Проверка).

10. Работа с геометрическим материалом.

Идёт наша героиня дальше, смотрит на заснеженной поляне кто-то стоит и охает. Подошла поближе, а это Дед Мороз ходит по какому — то треугольнику и всё повторяет: «Периметр, периметр, вот не задача, что такое периметр»..

— Тут Красная Шапочка вспомнила, что такое периметр.

— Дети, что такое периметр и как его вычислить? Помогаем старику и нашей героине.

Р=89см

— Освободился Дед Мороз из треугольника, был рад и подарил Красной Шапочке сундучок — это подарок на новогоднюю ёлку.

11. Итог урока.

Дома у бабушки Красную Шапочку ждали мама и её любимая бабушка.

Девочка открыла дома сундучок, а там шары ёлочные, такие красивые, вот только времени совсем не остаётся, чтобы их повесить, ведь сейчас раздастся бой курантов.

— Ребята, поможем девочке повесить шары на ёлку. (Решается пример на нарисованном шаре, дети решают в паре, затем находят ответ на ёлке и прикрепляют шар)

1) 97+(3+95)=195 С

2) 23+(25+27)=75 Н

3) 29+(35+21)=85 О

4) 34+(26+18)=78 В

5) 18+(76+12)=106 Ы

6) 21+(79+8)=108 М

7) 52+(8+200)=260 Г

8) 33+(7+300)=340 О

9) 524+(6+20)=550 Д

10) (16+67)+3=86 О

11) 53+(7+201)=261 М!

Прочитаем, что у нас получилось? (С Новым годом!)

— Вот и наступил Новый год, Красная Шапочка, бабушка, мама встретили Новый год и были счастливы, чего и вам всем пожелали.

— Сказка завершается, книга закрывается.

— Что нового узнали?

— Что было самым интересным? О чём вы можете рассказать дома родителям?

— Кто считает, что тема усвоена на «отлично»? А кому ещё необходимо поработать над данной темой?

12. Домашнее задание.

№ 3, с. 42

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle