Библиографическое описание:

Куличенко Т. В. Конспект урока по окружающему миру в 3 классе на тему «Царство грибов» [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 150-152.



 

Целевые установки урока (планируемые результаты):

Предметные:

— знать о наличии царства грибов;

— знать строение гриба;

— уметь находить части гриба;

— знать съедобные и несъедобные грибы;

— уметь различать грибы-двойники;

— знать грибы, занесённые в Красную книгу.

Метапредметные:

— сравнивать грибы с растениями и находить отличительные признаки;

классифицировать грибы на съедобные и не съедобные;

— создавать модель гриба;

— понимать значение грибов для леса.

Личностные:

— осознавать значение грибов для леса;

— осознавать необходимость правильного сбора грибов;

— осознавать значение Красной книги России для охраны некоторых видов грибов.

Оборудование:

  1.                           компьютер, мультимедийный проектор
  2.                           экран
  3.                           учебник «Окружающий мир» 3 класс,

сообщения учащихся

Ход урока

1. Оргмомент

2. Целеполагание.

На прошлом уроке мы говорили о разнообразие природы.

— На какие группы можно разделить объекты природы?

— Какое название дали учёные-биологи этим группам?

царство животных, растений

Вспомните о каком царстве мы говорили на прошлом уроке? (бактерии)

— Какие бывают бактерии?

— Где они обитают?

А кроме растений и животных, что ещё встречается в природе нашего края, в лесу?» (грибы)

К какому царству вы отнесёте ягоды?

— А грибы можно отнести к этому царству? Почему?

— Как же тогда быть? К какому царству можно отнести грибы?

— Совершенно верно, учёные-биологи выделили грибы в отдельное царство.

—Вы уже догадались какова тема нашего урока?

— Верно. Мы сегодня отправимся в царство грибов.

— Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке? Какие цели поставим?

— Почему грибы определили в отдельное царство?

— Значит, что мы ещё узнаем?

— Что вы ещё знаете о грибах?

— Раз грибы бывают разных видов, то чему мы будем учиться?

— А ещё, ребята, мы создадим модель гриба.

3. Актуализация знаний.

Ребята, какие грибы вы знаете?

— Что общего в их строении? Как выглядит гриб?

— Что такое грибница и какую роль она выполняет?

а) Работа по учебнику с.49–53 (самостоятельное знакомство с материалом)

— Сравните ваши ответы с тем, что прочитали в учебнике.

— Есть разница? В чём?

— Мы знаем, что грибы выделены в отдельное царство по признаку строения. Чем ещё грибы отличаются от растений?

— А теперь, давайте изготовим модель гриба.

б) Работа в парах.

— А теперь, давайте изготовим модель гриба. (лепка из пластилина)

— Ребята, с какой целью, вы выполняли это задание?

— Назовите части гриба.

— Чем ваши модели гриба отличается от настоящего гриба?

— Разные у вас получились модели грибов. Расскажите, кто какой гриб слепил.

— Давайте разложим ваши грибы в корзинки.

— У меня есть 2 корзины, по какому признаку мы разделим грибы на группы?

— Какое действие мы будем осуществлять?

— Значит, в одну корзинку какие грибы будем складывать? А в другую?

— А вы, ребята, (обращаюсь к сборщикам грибов) проследите, чтобы каждый гриб попал в свою корзинку.

— Давайте проверим, правильно ли вы распределили грибы?

4. Физкультминутка

5.Знакомство с новым материалом

А сейчас рублика «Это интересно» (доклады учащихся по теме)

1 доклад «Разнообразие грибов»

Грибы — удивительнейшие из живых существ, населяющих нашу планету.

Существует 120000 разновидностей грибов. При этом для человека важны примерно 500 видов: более 300 опасны для человека, а остальные используются в различных целях. Несмотря на сравнительно небольшой видовой состав, это царство включает в себя наиболее поразительные формы. Среди них есть и так называемые «ослиные уши», и уже известные нам шляпочные грибы, и коралловидные формы, и грибы-трутовики, которые облюбовали себе «вид на жительство» на деревьях.

Некоторые грибы могут достигать исполинских размеров (например, плодовое тело некоторых дождевиков иногда имеет вес 5 кг). Дрожжевые грибки различимы только под микроскопом. Шляпочные грибы можно разделить на группы в зависимости от строения шляпки. Это боровик. А если потрогать эти грибы, на ножке могут появиться как бы чернильные пятна. Это подосиновики, или красные. Что общего у этих грибов? Рассмотрите гриб в разрезе. Мы видим множество мелких трубочек, внутри которых находятся споры, с помощью которых размножаются грибы. Эти грибы и получили название трубчатые. Рыжики — самые любимые грибы русского народа.

А это лисички. Они не боятся червей. Это волнушки. Хороши для засолки. У них на нижней стороне шляпки находятся пластины, на которых образуются споры. Их так и называют Пластинчатые.

2 доклад «Особенности строения грибов»

Гриб имеет плодовое тело, которое мы видим над землёй, а под землёй находится грибница, похожее на паутинку сплетение нитей. Она всасывает из почвы воду с растворёнными в ней питательными веществами. Чтобы грибница росла, нужны тепло, воздух и влага. Плодовое тело — это шляпка и ножка. Грибы, которые имеют в своём составе шляпку и ножку, называют шляпочными грибами.

6. Работа в группах (работа с дополнительной литературой)

— у каждой группы название гриба, вам предстоит как можно больше узнать о нём и поместить информацию в таблицу

Название

Вид

Размножение

Польза(вред) для человека, животных

Это интересно

 

 

 

 

 

 

— Защита работ

7. Знатоки природы (коллективная работа)

(Слайд «Грибы-невидимки») Отгадайте загадку. (Вторая загадка является подсказкой.)

— Это дрожжи, или дрожжевой грибок. (Появляется рисунок.) Они различимы только под микроскопом. Дрожжи кладут в тесто, чтобы булочки и пирожки были пышными, сдобными и долго не черствели.

— А какие ещё микроскопические грибы вы знаете? (Появляется рисунок-подсказка.) Узнаёте? Это кефир. Для его создания тоже нужен грибок, но уже молочный.

— А эти грибы необходимы в медицине. В них обнаружены вещества, которые мешают росту бактерий (например, туберкулёзной и кишечной палочки), а также задерживают рост различных опухолей.

(Слайд «Красная книга грибов») — Рассмотрите рисунки. Назовите грибы, которые изображены. Почему они занесены в Красную книгу?

(Слайд «Грибные приметы») Знают настоящие грибники и грибные приметы.

Хорошо собирать грибы в чистом лесу, далёком от вредных веществ, выхлопных газов. Но лучше всего ими любоваться, не рвать их, пусть они украшают лес.

7. Итог урока. Рефлексия

К концу подходит урок. Вспомним всё о чём мы говорили на уроке

— Что интересного узнали о грибах?

— Ребята, давайте подведём итог урока.

— Какие цели ставили в начале урок.

— А теперь давайте оценим насколько вы достигли целей, которые ставили в начале урока.

— Перед вами лист самооценки. Отметьте условными обозначениями, на каком уровне вы усвоили материал урока.

— Что полезного узнали на уроке?

— Какие знания вам пригодятся, когда пойдёте в лес?

8. Домашнее задание. подготовить сообщение на тему «Разнообразие царства грибов

Лист самооценки

Знать о наличии царства грибов

Знать строение гриба

Уметь находить части гриба

Знать съедобные и несъедобные грибы

Уметь различать грибы-двойники

Знать грибы, занесённые в красную книгу

Понимать значение грибов для леса

Сравнивать (классифицировать) грибы

Создавать модель гриба

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle