Библиографическое описание:

Седых Е. В. Духовно-нравственное воспитание на классных часах [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 161-162.



 

В статье рассматривается значение воспитания в общеобразовательных учреждениях. Духовно-нравственное воспитание через классный час, как основы формирования и развития личности ребёнка.

 

Воспитание ребёнка — это не милая забава, а задание, требующее капиталовложений — тяжких переживаний, усилий, бессонных ночей и много, много мыслей.

Я. Корчак

В общем педагогическом процессе имеет место и процесс воспитания. Традиционно он рассматривается отдельно, потому что имеет свои особенности и не сводится ни к процессу обучения, ни к процессу развития.

Воспитание — процесс целенаправленного формирования личности, это организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение цели воспитания. [2, с.237] Под содержанием воспитания понимают систему знаний, навыков, взглядов и убеждений, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть воспитанники и которые соответствуют поставленным целям и задачам. Умственное, физическое, трудовое, нравственное, эстетическое воспитание в целом педагогическом процессе даёт возможность достичь формирования гармонически развитой личности. [2, с. 251]

В своей работе использую патриотическое, эстетическое, интеллектуальное, здоровьесберегающее, трудовое, экологическое, правовое воспитание, но особое внимание уделяю духовно-нравственному воспитанию.

Духовно-нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности ребёнка. Поэтому целостная система образования должна включать не только обучающий компонент, но и систему духовно-нравственного просвещения и воспитания школьников.

В настоящее время стала очевидной необходимость духовного оздоровления русского человека, без чего отечество не только не способно прогрессивно развиваться, но и исторически обречено. «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» важнейшим вопросом определяет обеспечение полноценного личностного развития учащихся в условиях идеологического кризиса. В этой социокультурной ситуации необходима система образования, которая, опираясь на национальные традиции русского народа, обеспечит высокие нравственные качества учащихся.

В современных условиях русское образование является той сферой духовной жизни общества, где передаётся социальный и этнокультурный опыт, накопленный человечеством за всю историю его развития. Эта идея принадлежит К. Д. Ушинскому, который сказал, что дело воспитания — важное и святое, так как «именно сеются семена благоденствия и несчастья миллионов соотечественников, здесь раскрывается завеса будущего нашей Родины».

Какое поколение будет жить в России в XXI веке? Сумеет ли оно взять с собой духовно-нравственное богатство предков? Что может сделать школа, чтобы не прервалась «времён связующая нить»? [1, с.3]

На решение этих вопросов направила свою воспитательную работу с учащимися.

Каждый год провожу классный час, посвящённый Дню Православной книги. Объясняю обучающимся, что есть множество вещей, разрушающих человека. Среди них есть место для моды. Она — не вирус и не ядерный взрыв, но она навязывает человеку представление о самом себе. Дело не только в одежде, но и чтении книг. Многие читают современные книги, например, «Гарри Поттера» или смотрят видеофильмы. Люди научились читать, но не научились выбирать книги. Как ни была страшна безграмотность, нынешняя грамотность при отсутствии веры и вкуса — ещё страшней. А выбирать нужно книги, которые не засоряют душу. Дети сами выбирают себе собеседника, когда читают книгу. Учащиеся узнали историю возникновения праздника, познакомились с православной литературой, которая должна быть в каждом доме.

В 2013 году провела классный час-беседу «Где родилась ёлочка!». Обучающимся понравилась легенда о дереве Рождества. Ученикам очень захотелось поздравить всех обучающихся Скороднянской школы с Рождеством. Дети посетили каждый класс и пропели колядку «Рождество Христово, ангел прилетел».

2014 год вся страна праздновала 700-летие преподобного Сергия Радонежского. Мы не могли пропустить это событие, в 3 четверти провели классный час по теме «Наследие Сергия Радонежского». Учащиеся узнали житие Святого, храмы, связанные с именем Сергия Радонежского. Подробно познакомились с крупнейшим центром духовного просвещения и культуры — Свято-Троицкой Сергиевой Лаврой. Просмотрели фильм о храме, построенном на Куликовом Поле.

Запомнился воспитанникам тематический урок, посвящённый 1000-летию святого равноапостольного великого князя Владимира- Крестителя Руси. Обучающиеся узнали, что в 988 году Владимир выбрал христианство в качестве государственной религии Киевской Руси. Все обучающиеся с удовольствием читали стихи, ставили сценки, пели песни о князе Владимире –Красное Солнышко.

На всех классных часах присутствовал настоятель храма Дмитрия Солунского протоиерей Иоанн. Батюшка проводил духовные беседы, отвечал на вопросы детей.

В 2013 году обучающиеся познакомились с незрячим молодым человеком Виктором Чуевым, который проживает в Доме престарелых села Скородное. Ученики взяли над шефство. Виктор всегда присутствовал на классных часах, читал стихи поэтов или собственные, исполнял песни. Ученики помогали молодому человеку выступать не только в школе, но и на сцене Дома Культуры села Скородное.

Обучающиеся посетили много замечательных мест Белгородской области: Танковое Поле, музей, храм Петра и Павла села Прохоровка, Свято-Холковский пещерный монастырь села Холки, Новооскольского района, музей –диораму «Курская битва. Белгородское направление» и Кафедральный собор города Белгорода, где поклонились мощам Святителя Иоасафа Белгородского чудотворца. Часть учеников в октябре 2011 года участвовала в крестном ходе, посвящённому 100-летию прославления Святителя Иоасафа Белгородского. Запомнилась поездка в село Ракитное к могилке архимандрита Серафима в Свято-Никольский храм. Обучающиеся каждый год посещают местный храм, любят Престольный праздник — 8 ноября, когда совершается Божественная литургия в храме Димитрия Солунского.

Духовно-нравственное воспитание на классных часах формирует личность, учит доброму слову, правильным поступкам. Сейчас наблюдаю, как бывшие ученики, уже ставшие сами родителями, с нежностью и заботой относятся к своим детям, уважают пожилых людей.

Доброта и милосердие — это две основные добродетели, без которых немыслимо духовно-нравственное воспитание. Дети — это те, кто последует за нами, наши наследники и продолжатели. А какими они будут, зависит от нас!

 

Литература:

 

  1. Васильева Е. В. Нравственное воспитание учащихся. 5–11 классы: разработки внеклассных мероприятий. — Волгоград: Учитель, 2008. — 123 с.
  2. Подласый И. П. Педагогика начальной школы: учебник. — М: Гуманитар. изд. центр «Владос», 2008

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle