Библиографическое описание:

Дюзбенбекова Г. К. Организация исследовательской деятельности школьников [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 49-51.



 

Однажды в беседе с Цзы-гуном Конфуций спросил: «Сы! Ты считаешь меня человеком, который многое изучил и многое запомнил? Цзы-гун ответил: «Да. А разве это не так?» Конфуций ответил: «Нет, не так. Я только пронизал это многое единым» [1] Что же является педагогическим инструментом в «пронизывании» многого единым? Подлинное обращение к личности учащегося, его целям, потребностям и особенностям подразумевает предоставление школьнику возможности самому спрашивать, а не давать ответ на внешний вопрос, продиктованный чужой логикой и намерением. В вопросе заключена большая возможность проявления многогранности личности, нежели в ответе.

В вопросе как творческом продукте уже заключена разноракурсная диалогичность между единичным и множественным, знанием и незнанием, человеком и миром, между культурой и цивилизацией. Умный вопрос, словами Ф. Бэкона, представляет собой уже половину знаний. [2] При условии, что учащийся сам будет конструировать собственную индивидуальную образовательную траекторию: смыслы, цели, содержание и организацию образования, что обеспечивает творческую самореализацию учащегося. И это становится возможным благодаря технологии учебного исследования.

Каждому педагогу известно, что дети уже по природе своей — исследователи. Это особенно характерно для одаренных детей, неуемная жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину, распространяются на все сферы деятельности ребенка. Обычный традиционный учебный процесс при этом выстроен так, что реализовать эту особенность детской природы очень сложно. Большое количество материала, усваиваемого в соответствии с традициями в основном проходит на репродуктивном уровне, не оставляет времени для собственных научно-практических поисков. Не менее сложно оказывается для ребенка проведение исследований и в других сферах жизни и деятельности. Хотя во многих психолого-педагогических работах доказано, как важны эти поиски, как ценны их результаты для развития исследовательской, творческой активности ребенка.

С педагогической точки зрения неважно содержит ли детское исследование принципиально новую информацию или начинающий исследователь открывает уже известное. И у выдающегося ученого, сделавшего шаг в неизвестное, и у ребенка, нашедшего много раз открытое до него, оказываются задействованными одни и те же механизмы творческого мышления. Но если в первом случае главное — само новое знание, то во втором самое ценное — исследовательский опыт ребенка.

Именно этот опыт исследовательского, творческого мышления и является основным педагогическим результатом и самым важным приобретением ребенка.

Поэтому перед современной школой стоят сложные задачи по обновлению содержания и структуры образования.

Для решения стоящих перед общеобразовательной школой задач учителям необходимо делать акцент в преподавании на развитие функциональной грамотности (или компетентностей), учить детей использовать свой опыт, знания, умения и качества личности для решения конкретных проблем, способствовать изменению отношения к пониманию научной картины мира, научить находить путь от научного описания к способности ориентироваться в конкретных явлениях.

Решение этих задач будет способствовать в воспитании потребности в непрерывном самообразовании, самосовершенствовании, реализуемые в умении добывать знания, умении строить позитивные взаимоотношения, быть готовыми к принятию различных точек зрения и взглядов.

Главная проблема школы сегодня — перейти от информативного метода обучения к активной творческой деятельности всех субъектов педагогического процесса. Надо создать условия для учащихся, учиться не накапливать знания, а учиться добывать информацию, анализировать ее и использовать.

Думаю, нет необходимости убеждать кого-либо в том, что исследовательские умения и навыки необходимы сегодня не только людям, связанным с научной работой, но и каждому человеку в самых разных сферах его деятельности. Творческий исследовательский поиск становится неотъемлемой частью любой профессии. Исследовательское поведение в современном мире рассматривается не как узкоспециализированная деятельность, характерная для небольшой профессиональной группы научных работников, а как неотъемлемая характеристика личности, входящая в структуру представлений о профессионализме в любой сфере деятельности и даже шире — как стиль жизни современного человека.

Следовательно, в современной школе значительное место должна занимать научно-исследовательская и научно-поисковая деятельность учителей и учащихся.

Процесс исследовательской деятельности школьника можно представить в следующей последовательности согласно методике А. Савенкова [3]:

  1.          Актуализация проблемы (выявить проблему и определить направление будущего исследования).
  2.          Определение сферы и выбор темы исследования (обозначить границы исследования).
  3.          Формулировка гипотезы (разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные — провокационные — идеи).
  4.          Выбор методики исследования.
  5.          Сбор и обработка информации.
  6.          Проведение исследований.
  7.          Анализ и обобщение полученных материалов (структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы).
  8.          Выводы. Подготовка отчета (дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования и др.).
  9.          Публичная презентация (защитить его публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы).
  10.      Обсуждение итогов завершенной работы. Рефлексия.

Чтобы внедрять исследовательские подходы в обучении педагог сам должен владеть алгоритмом исследования, определять методологию и методы исследовании.

Исследовательская работа в школе имеет свои особенности. Учащиеся и педагоги являются субъектами научно-исследовательской работы. Исследовательские работы учащихся не претендуют на научные открытия, но позволяют каждому желающему попробовать свои силы и получить опыт исследовательской деятельности.

Таким образом, при помощи учебно-исследовательской деятельности в школе решается задача развития привычки к умственному труду. Она стимулирует усилия учащихся мыслить самостоятельно, усваивать не только сумму фактов, но как сведения, переработанные их собственными усилиями.

Поэтому занятие исследовательской дельностью поднимает проблемы не только развития личности, но и эмоциональной сферы, интеллектуальных, волевых и морально-нравственных качеств, культуры умственного труда.

Исследовательская деятельность направлена на разрешение познавательных потребностей учащегося. Она направлена на создание качественно новых ценностей. Этот вид деятельности дает свободу выбора, предполагает осознание учащимся цели и подчинения этой цели других своих интересов. [4]

Таким образом, исследовательская деятельность характеризуется собственной познавательной потребностью учащихся, самоконтролем, индивидуальным режимом работы, свободой выбора места и времени ее выполнения, иными словами, приучает учащихся к самостоятельности и требует от них творческой активности и самоорганизации.

Занятия исследовательской деятельностью позволяют уже в стенах школы добиться определенного уровня исследовательской готовности учащихся, что означает наличие индивидуальных исследовательских возможностей, сформированных в результате приобретения ими опыта выполнения ученических исследований, полученных знаний, умений и навыков, тренировки уже развитых, расширение кругозора.

Исследовательская готовность определяется желанием участвовать в исследовании на основе личных интересов и потребностей, стремление развивать эти интересы и осознать смысл и ценность того, что предстоит сделать.

 

Литература:

 

  1.                Классическое конфуцианство: переводы, статьи, комментарии А.Мартынова и И. Зограв. В 2т. Т.1. СПб.; М.,2000.С.152.
  2.                Фромм Э. Душа человека: Перевод.-М., 1992. С.107.
  3.                Савенков А. И. Виды исследований школьников// Одаренный ребенок.-2005.-№ 2. — с.84–106.
  4.                Савенков А. И. Истоки практики исследовательского обучения// Исследовательская работа школьников.-2005.-№ 4. — с.29–39.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle