Библиографическое описание:

Скубченко Т. В. Особенности развития детской одаренности посредством совместного сотрудничества с родителями [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 107-109.



 

Особенно трудно увидеть творческую одаренность,

еще труднее ее развить…

В. С. Юркевич

Талант — присущие от рождения, определенные способности и мы, взрослые, стараемся раскрыть этот дар природы, чтобы каждый ребенок знал, на что он способен, нашел свое место в жизни, был успешен и счастлив в дальнейшем, а это является залогом процветания России! Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни, качество, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с показателями других людей. Она объединяет познавательную, интеллектуальную, художественную и двигательную деятельность, эмоциональную, волевую, мотивационную, психофизиологическую и другие сферы. Ее признаки могут быть постоянными или временными, явными или скрытыми; она может проявляться в виде высокого уровня развития общих или специальных (интеллектуальных, академических, художественных, психомоторных, лидерских, технических) способностей.

Среди самых интересных и загадочных явлений природы — детская одаренность. Одаренный ребенок выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеют внутренние предпосылки к ним) в том или ином виде деятельности.

Самым сензитивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. В дошкольном возрасте раскрывается индивидуальность ребенка, проявляется его темперамент, определяются черты характера. Именно поэтому о ребенке дошкольного возраста можно говорить как о развивающейся личности, так как в этот период закладывается основы таких качеств, как компетентность, самостоятельность, креативность (творчество) и т. д.

Таким образом, одной из задач взрослых с одаренными детьми является создание условий, помогающих ребятам достигать выдающихся результатов в той деятельности, которая им интересна. Доказано, что каждый ребенок от рождения наделен огромным потенциалом, который, при благоприятных условиях, эффективно развивается и дает возможность малышу достигать больших высот в своем развитии.

Одаренный ребенок — личность, требующая к себе внимания, помощи и поддержки.

Работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс, требующий много времени, знаний и сил. Это дополнительная ответственность перед одаренным ребенком, чтобы создать условия для полноценного качественного развития его способностей, но и ответственность перед остальными детьми, чтобы не в ущерб им, не в ущерб вниманию развития их способностей проходила эта работа. Она требует от педагогов личного роста, постоянно обновляемых знаний в области психологии обучения одаренных, а также тесного сотрудничества с психологами, педагогами дополнительного образования, администрацией и обязательно с родителями детей.

Одной из актуальных проблем развития детской одаренности является в настоящее время повышение информационной компетентности родителей. Интерес к проблеме работы с родителями обусловлен тем, что родители являются первыми учителями для своих детей. Важность понимания этого процесса заставляет современных педагогов, начиная, с раннего возраста включать в работу родителей, знакомить их с понятиями «детская одаренность».

Влияние семьи и семейного воспитания на психологические особенности ребенка и становление его личности многократно показано и доказано. Всем известно, какое сильное психоэмоциональное воздействие оказывает на ребенка оценка значимого взрослого.

Далеко не все родители осознают, какие сильные эмоции и чувства испытывают дети в ситуациях родительского оценивания. Порой, не замечая, близкие родные дают резкую обвиняющую оценку действиям маленького ребенка. Тогда эти оценки не обеспечивают его психологическую безопасность, эмоциональное благополучие, и как следствие, нарушается психологический климат в детско-родительских отношениях. В оценке ребенок видит и слышит отношение к себе через эмоциональные реакции родителей, стиль общения, проявление интереса к его достижениям.

Как показывает практический опыт, оценка родителей имеет для ребенка особую важность. Взрослый для малыша — образец того, как нужно делать, и одновременно — источник оценки его действий. Ребенок дошкольного возраста находится в большой эмоциональной зависимости от родителей. Так, потребность в положительных эмоциях значимого взрослого, желание ребенка получить одобрение взрослого и таким образом сохранить эмоциональное благополучие во многом определяет его поведение. Ребенку важно, чтобы взрослый не просто заметил, но и дал положительную оценку, похвалил его действия. Поддержка и одобрение родителями любых, даже самых незначительных успехов позволяет удовлетворить базовые потребности ребенка в любви, эмоциональной поддержке, уважении, признании и психологической безопасности. А если взрослый постоянно делает замечания, критично оценивает, подчеркивает неумение или неспособность ребенка в чем-либо, у него пропадает интерес к этому делу и он стремится избежать его.

Под влиянием оценок взрослого ребенок все чаще начинает обращать внимание на процесс и результат своих действий, стремится достичь желаемых социально- и личностно-значимых результатов. Оценка родителей становится регулятором действий ребенка. Под ее воздействием развивается умение действовать сознательно, формируются волевые процессы, характер. У дошкольников 5–7 лет проявляется обостренная чувствительность к мнению взрослого и неуважительного к себе отношения; любое замечание может вызвать обиду. Поэтому в процессе родительского оценивания главной точкой отсчета должны стать собственные достижения ребенка. Нельзя резко подчеркивать, что ребенок еще чего-то не умеет, чтобы не сформировать у него тревожность и страх, не отбить у него интереса к значимому для него занятию; важно внушить уверенность в своих силах и почувствовать свою значимость. Прежде всего, родные должны сохранять и оберегать общее положительное отношение ребенка к самому себе. Оценка родителей может стать для ребенка мощнейшим развивающим стимулом. Она рождает уверенность в своих силах, устойчивое положительное отношение к себе, открытость внешнему миру. Ребенок, находясь в состоянии эмоционального комфорта, будет более оптимально развиваться, т. е. быстро принимать решения, предпринимать попытки действовать, проявлять инициативу, самостоятельность в разных видах детской деятельности, творческую активность, не опасаясь возможности неудачи и негативной оценки.

Родители должны стимулировать самостоятельность, инициативность, оригинальность в осуществлении разнообразных видов детской деятельности и поведения.

Таким образом, с целью развития у детей способностей, талантов можно отметить некоторые психолого-педагогические рекомендации для родителей: — руководствоваться правилом «не навреди»;

        опираться на то положительное, что есть в ребенке;

        ориентироваться на оценку личностных и деятельных успехов;

        не сравнивать своего ребенка с другими детьми;

        исходить не только из интересов ребенка, но и из перспектив его дальнейшего развития;

        сместить акцент оценки с личности ребенка на оценку конкретных поступков; — формулировать конкретные, непротиворечивые и посильные требования к детям.

Работа по развитию детской одаренности будет эффективна, если ее построить на тесном сотрудничестве педагогов, ребенка и родителей.

В свою очередь, в дошкольном учреждении должны быть созданы благоприятные условия для максимального удовлетворения запросов родителей, чьи дети являются дошкольниками.

В нашем учреждении с целью развития детской одаренности воспитательно-образовательный процесс мы осуществляем под девизом:

Растить, любить, воспитывать

Способности учитывать

Вести к искусству, красоте,

Здоровью, силе, доброте!»

Таким образом, в нашем дошкольном учреждении созданы все необходимые условия для развития у детей способностей, формирования детской одаренности:

  1.                Наличие квалифицированных педагогических кадров (воспитатели, педагоги дополнительного образования, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог-психолог, учитель-логопед).
  2.                Налажено тесное сотрудничество между специалистами ДОУ.
  3.                Создана соответствующая предметно-развивающая среда (специализированные помещения, кабинеты, игровой оздоровительный конкурс).
  4.                Организовано дополнительное образование с детьми по следующим направлениям: художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, познавательно- речевое развитие в форме детских объединений по интересам.

Прослеживается систематическое взаимодействие с родительской общественностью, социальными партнерами ДОУ (учреждения образования, культуры, спорта и т. д.)

  1.                Создана атмосфера доброжелательности и заботливости по отношению к каждому ребенку, учет индивидуальных особенностей.

Родители являются полноправными участниками воспитательно-образовательного процесса, и их мнение, запросы учитываются при планировании и организации образовательного процесса с детьми.

Взаимодействие с родителями осуществляется через разнообразные формы работы, как традиционные, так и нетрадиционные:

        выставки, фотовыставки, семейные стенгазеты,

        изготовление коллажей, альбомов, портфолио семьи;

        организация открытых мероприятий, совместно с родительской общественностью (открытые занятия, мастер — классы, Дни открытых дверей, родительские гостиные, фестивали творчества «Радуга талантов», творческие вечера «Юные дарования», организация театральных и хореографических постановок, совместные экскурсии, посещения выставок, участие в проектной деятельности детского сада, спортивные встречи, ярмарки и т. д.);

        Создание библиотечного фонда, портфолио семьи и ребенка, обмен литературой, цифровой информацией, просмотр совместных тематических фильмов, слайдов, мультимедийных презентаций и др.

        Проведение различного вида анкетирования, тестирования и опроса с целью выявления интересов, просьб, запросов родителей (законных представителей).

Опыт показывает, что тесное сотрудничество ДОУ и семьи в полной мере способствует развитию творческих способностей, талантов, детской одаренности.

 

Литература:

 

  1.                Забродин Ю. М., Бурменская Г. В. Одаренные дети. М.: Прогресс 1991.—376 с.
  2.                Карабанова, О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. — М.: Гардарики, 2004. — 320 с. Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. — СПб., 2002.
  3.                Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. — М., 1971.
  4.                Одаренные дети. Под ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого. — М., 1991.
  5.                Рычкова В. В. Проблемы воспитания одаренных детей в семье // Молодой ученый. — 2011. — № 10. Т.2. — 181–184с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle