Библиографическое описание:

Бреднева Ю. П. Формирование экологической культуры дошкольников по средствам использования русского фольклора [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 64-67.



 

Мы живём в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по- иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно. Что заботило, радовало и тревожило русских людей, чем они занимались, как трудились. О чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня — значит восстановить связь времён, вернуть утерянные ценности. Обратиться к истокам помогает фольклор — ведь его содержание-жизнь народа, человеческий опыт, просеянный через сито веков, духовный мир русского человека, его мысли, чувства, переживания.

Поставив перед собой задачу ознакомления детей с устным народным творчеством, некоторыми видами декоративно — прикладного искусства, мы хорошо понимаем, что это будет знакомство с важной частью духовной культуры народа, с объективными законами красоты.

На первом этапе, после анализа имеющейся литературы по данной теме, возникла необходимость создания программы деятельности. Организовано обследование детей старшей группы и их родителей с целью выявления у них умений и знаний об истории и культуре нашего народа. На данном этапе используются такие педагогические средства, как беседа с детьми и родителями, наблюдение за детьми в процессе игр, занятий, совместной деятельности.

Результаты диагностики показывают, что 99 % детей не знают истории и культуры русского народа, 50 % детей не умеют общаться со сверстниками и взрослыми во время совместной деятельности, 60 % родителей не интересуются деятельностью детей в детском саду по данной проблеме. Результаты анкетирования родителей показали:24 % родителей не знают истории и культуры русского народа; 37 % родителей не применяют эти знания в повседневной жизни; 87 % родителей не умеют передать детям данный опыт.

Возникает необходимость в перспективном плане деятельности, блоках по специально организованным занятиям, совместной деятельности воспитателя с детьми и работа с семьёй.

Одновременно с этим ставится задача — создать развивающую среду по обозначенной теме. Первые шаги в этом направлении показывают, как велик интерес детей к народной культуре. Им интересно увидеть в действии прялку, покачать в зыбке куклу

Машу, самим растолочь в ступе зерно. Чтобы доставить эту радость детям, помочь им «освоить» необычные для теперешнего быта вещи, собираются предметы старинного русского быта и воссоздается русской избы.

Освободив помещение в детском учреждении, сложили в нем деревянный сруб, воссоздали имитацию печи. Сделали деревянные лавки и столы. Постелили самотканые половики. На окна сшили занавески и украсили их народной вышивкой. В русской избе теперь есть чугун, самовар, деревянные ложки, кадка, расшитые полотенца, прялка, русский костюм. Все эти вещи бережно хранили местные жители. Все занятия по ознакомлению с народным творчеством проходят в этой избе. И от каждой новой встречи дети получают радость и удовольствие.

Для того чтобы показать, как можно применять русские народные традиции в повседневной жизни детей, разработана серия музыкальных, комбинированных, физкультурных занятий и развлечений. Такие занятия проводятся в форме занятия — рассказа, занятия — беседы, занятия — сотрудничества с детьми, без наставничества, с очень хитро скрытой дидактикой. Ребенок, становясь активным субъектом музыкально-творческой деятельности, начинает свободно общаться с народным искусством. Изменить стиль общения с ребенком стать его помощником, советчиком, организатором в мире народного творчества сложно, но без этого достичь успеха в работе с детьми нельзя. Такие занятия — верная дорога к личностно ориентированному подходу к детям.

Дети старшего возраста знакомятся с русской лирической песней, демонстрируя, как в этом, одном из видов словесно-музыкального искусства, отразилась жизнь русского человека, ее горести и радости.

Ни один обрядовый праздник не обходится, конечно же, без игры на русских народных инструментах. Эти незатейливые инструменты в руках малышей становятся волшебными, оживают и обретают свой голос. На музыкальных занятиях детям предлагаются барабан, бубен, погремушка, колокольчик, ложки. Они играют на этих инструментах, узнают об их истории. Далее продолжается знакомство с другими народными инструментами, такими как домра, арфа, дудка, гусли, балалайка, показываются несколько видов русской гармоники: саратовская с колокольчиками, Шуйская гармонь, баян (взятые в Доме культуры). Знакомство детей с новыми инструментами, исполнение на них песен, плясок способствуют их музыкальному развитию.

Особая роль в системе работы детского сада отводится народно-прикладному искусству. Оформляется альбом с пословицами и поговорками «Умелиц да рукоделец и себе, и людям радость приносит». В «русской избе» дети знакомятся со старинными предметами, расписанными хохломской росписью, их названиями: чаша, ковш, поставец, бочонок, деревянные ложки, кружки. Знакомство детей с русскими народными художественными промыслами (Гжель, Дымка, Хохлома, Городец, жостовская роспись, народная вышивка, кружевоплетение, резьба по дереву), отображение их в изобразительной деятельности, в лепке, аппликации, изучении календарного детского фольклора, ознакомление с народными играми, традициями и обычаями русского народа, ознакомление с русским народным костюмом, его элементами — всё это происходит на комбинированных занятиях.

Изучение календарного фольклора осуществляется через участие детей в детских календарных праздниках и развлечениях. На Святках (с Рождества до Крещения) они ходят со «звездой» — славят Христа, поздравляют соседей колядной песней «овсенем», встречают и провожают Масленицу, зазывают Весну, закликают птиц, обращаясь к батюшке Егорию: «Спаси нашу скотинку», ходят по полям в Троицын день с пением песни о колоске. Сценарии обрядовых праздников и развлечений посвящены разным циклам земледельческого календаря и отражают свойственное обряду смешение языческих и христианских элементов.

В приобщении детей к народной культуре и традициям фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Во время экскурсий и наблюдений за природными явлениями дети учатся соотносить увиденное в природе с неродными приметами.

Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. А ведь народные игры исчезли сегодня из детства. Видимо, надо помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей. Возникает необходимость в создании кружка народных игр. Игры — своеобразная школа для ребёнка. Они развивают ловкость, быстроту, силу, меткость, приучают к сообразительности, вниманию. Разученные с детьми прибаутки, считалки, скороговорки делают игру более интересной, обогащает ее содержание.

В русском фольклоре к драматическим действиям относятся не только обряды, игры, хороводы, но и драматические сценки, пьесы, а также кукольный театр. Основным отличием народных драматических действ является соединение слова, напева, исполнения. Синтетичность драматических действ включает в себя и создание костюмов, и пользование декорациями, а нередко и пляску, исполнение требует употребления жестов и мимики. Для знакомства детей с русским народным театром в «театральной комнате» собрано все необходимое для драматизации русских народных сказок, для кукольного театра. Большая часть реквизитов и декораций сделана руками сотрудников детского сада и родителей. Какая радость для детей — быть персонажами сказок, «варить кашу» в чугунке, «печь пироги в печи», «сидеть за прялкой», выковывать гвозди, выбирать жениха или невесту, да еще и сообща «свадьбу играть»! В постановках принимают участие и сотрудники детского сада, и родители.

Важно применять русские народные традиции в повседневной жизни детей. Подобрана серия потешек, пестушек, прибауток, которые используются в работе с детьми. Сколько в этих, казалось бы, незамысловатых стишках, нежности, такта рациональности, они удовлетворяют рано возникающую у ребенка потребность в художественном слове, в ритмичных движениях.

Очень интересно для детей знакомиться с малыми жанрами русского фольклора — пословицами, поговорками, загадками, которые значительно шире, нежели любой другой жанр, охватывают разнообразные стороны действительности.

В современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта, упоминаемые в фольклорных произведениях. Поэтому многие педагоги, опрометчиво считая, что некоторые слова и выражения фольклорных произведений недоступны детям, или сами не понимая и не умея их объяснить, упускают в них очень важные смысловые оттенки или пересказывают русские народные сказки современным языком. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.

Для более полного знакомства детей с бытом и основными занятиями русских людей, с историей мужской и женской одежды, головных уборов, обуви оформляются альбомы фотографий, иллюстраций, картин.

В приобщении детей к ценностям народной культуры, воспитании гражданина огромная роль отводится тесной взаимосвязи и сотрудничеству с семьей.

Работа с родителями организуется по двум направлениям:

        Сделать союзниками и помощниками тех родителей, которые проявляют интерес к нашей работе;

        Заинтересовать и вовлечь в работу тех родителей, которые оказались пассивны.

После участия в открытых занятиях с детьми, посиделок, календарных праздников отмечается возрастающий интерес к совместной деятельности у многих родителей.

Объединяя усилия педагогов ДОУ и семьи в решении поставленной цели — «Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям народной культуры» — организуется серия консультаций для родителей; затем семейный клуб «Сударушка», его встречи проходят в нашей избе, двери которой открыты весь вечер. Дети сами встречают родителей, проводят их к самовару, а хозяйка ко всем обращается с приветливыми словами.

Такие, уже ставшие традиционными, посиделки проходят ежемесячно, причем на них приглашаются все желающие. В клубе отмечаются многие народные праздники: «Зимние святки», «Маслена — блиноеда», «Встреча весны», «Троица», «Семенов день», и другие. Например, «Кузьминки» обычно проходят так: вначале деловой обмен «премудростями» между взрослыми: умения делать заготовки овощей и фруктов на зиму. Мамы и бабушки угощают всех своими фирменными блюдами. Хозяйка рассказывает о секретах и традициях русской кухни, в свою очередь, предлагая блюда для дегустации. На таких встречах обязательно присутствуют дети, наряженные в живописные народные костюмы, созданные руками родителей, что создает особый эмоциональный настрой и у детей, и у родителей.

Вместе с Хозяйкой и другими воспитателями дети во время таких развлечений показывают народные игры, поют песни и частушки, вовлекая присутствующих в веселое соревнование.

Следующая встреча не менее интересна: выясняется, чья семья лучше знакома с народным фольклором (песенками, колядками, закличками, колыбельными, частушками). В течение определенного времени подготовка организуется в двух направлениях: педагог — ребенок, ребенок — семья.

Запоминающейся становится и викторина на знание и умелое проведение календарных праздников. Первоначально организуется знакомство с особенностями их проведения в детском саду.

Итогом всей работы становится выпуск очередного номера стенгазеты, например: «Как я встретил рождество», где каждая семья заполняет отведенную ей страничку. Здесь и рисунки детей и взрослых, и фотоиллюстрации, и мини-рассказы, поделки, элементы костюмов.

В памяти детей остаются и семейные спортивные соревнования, с использованием народных игр и забав; и то как дети берут интервью на тему «Корни моей семьи» с построением генеалогического древа, и многое-многое другое.

Повторное анкетирование родителей в конце года, показывает, что поставленные задачи с успехом выполнены.

Итоговая диагностика показывает, что:

        В отличие от своих сверстников, дети данной группы знают об истории и культуре русского народа гораздо больше;

        Они умеют играть и объяснять правила русских народных игр — «Салки», «Городки», «Горшки» и др.,

        Дети используют в активной речи русский фольклор: пословицы, поговорки, потешки, прибаутки и др.;

        Умеют отвечать на вопросы по содержанию прочитанного произведения (сказки, былины, предания, легенды и др.);

        Понимают содержание прочитанного большого по объему литературного произведения;

        Делают самостоятельные выводы о том или ином произведении;

        Отличают народные инструменты по звучанию и внешнему виду;

        Умеют соотносить увиденное в природе с народными приметами;

        Дошкольники с большим удовольствием принимают активное участие в проведении народных праздников;

        Ребята знакомы с былинами, умеют узнавать сказочных героев в произведениях изобразительного искусства;

        Дети знакомы с историей русского костюма и его элементами, могут объяснить значение украшения костюма;

        Умеют различать изделия разных народных промыслов;

        Умеют выражать словами впечатления, полученные от созерцания игрушек и предметов русского народного промысла, употреблять образные слова в передаче своего отношения к ним. Например: «Хохломская чаша — как золотом покрыта», «Радостный рисунок на жостовском подносе», «Кружево — как снег, как узор на окне» и т. д.;

        Создано детско-взрослое сообщество, решающее проблему приобщения детей к обозначенной теме.

Но главным, по нашему мнению, является наличие стойкого интереса к жизни народа в разное историческое время, к его истории и культуре, к природе России, что, в свою очередь, является первопричиной воспитания патриотов своей Родины.

Для знакомства с истоками русского народного творчества в дошкольном учреждении создается база:

        Уголок быта со множеством предметов — образцов, экспонатов народно — прикладного искусства;

        Обширный наглядный материал, представленный набором открыток, схем, иллюстраций, альбомов с изображением русского быта, образцами русских народных художественных промыслов;

        Библиотека русских народных сказок, былин, преданий, колыбельных, частушек, календарных песенок, закличек, приговорок, потешек, дразнилок;

        Галерея, в которой собран довольно большой фонд репродукций картин по данной теме;

        Набор народных инструментов: колокольчик, бубен, ложки, трещотки, дудочки и др.;

        Проигрыватель, магнитофон;

        Фонотека, в которую входят: народная музыка, сказки, песни и т. д.; записи звучания народных инструментов;

        В методическом кабинете — более полный, чем в уголке быта, подбор необходимого материала, используемого в работе по данной теме

Разработаны:

                    Картотека русских народных игр;

                    Методические рекомендации по всем направлениям работы;

                    Перспективное планирование;

Данный опыт может представлять интерес для воспитателей увлеченных истоками русской народной культуры, стремящихся приобщить детей к данной теме. Он может стать результативным, если воспитатель будет много работать над собой, создаст в группе все необходимые условия, активизируют творческие способности детей с учетом их индивидуальных особенностей уровня возможности до начала работы и в процессе ее, будет работать в тесном контакте с родителями.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle