Библиографическое описание:

Гусарова А. С. Развитие сложно-координированных движений рук с использованием бумажной филиграни в логопедической работе со старшими дошкольниками с ОНР [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 182-183.



 

«Педагог воздействует на ребенка таким образом, чтобы деятельность исходила от самого ребенка…

Он не отнимает у ребенка его собственных заслуг…»

 

Современная Логопедия находится в постоянном активном поиске способов совершенствования процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми образовательными потребностями. Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям наиболее эффективные, не традиционные для нее методы и приемы смежных наук, помогающие оптимизировать работу логопеда. В дошкольном образовательном учреждении необходимо создание полноценных условий для сохранения здоровья детей, развития интереса к непосредственно образовательной деятельности, включающей здоровьесберегающие технологии, внедрять их в ежедневный образовательный процесс, и закреплять приобретенные умения и навыки детей с целью улучшения их физического здоровья, а также здоровья психики и комфортного состояния в образовательном процессе. Для успешного преодоления речевых нарушений у детей в своей работе логопеды особую роль отводят развитию тонкой моторики и подготовки руки ребенка к письму. Письмо в свою очередь представляет собой сложную форму речевой деятельности, в которой принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, двигательный (моторный). Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь и взаимообусловленность.

Работу по развитию мелкой моторики рук ребенка следует начинать с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно делать пальчиковую гимнастику- массировать пальчики, тем самым воздействуя на связанные с корой головного мозга, активные точки. Во всем этом отражаются психология, внутренний мир, состояние человека. «Источники способностей и дарований детей- на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» (В. А. Сухомлинский). Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь.

В настоящее время у многих детей наблюдается недостаточное развитие тонкой ручной моторики. Изучение уровня развития тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук у детей показывает, что у многих они недостаточно целенаправленны. Особенно слабо развиты сложно-координированные движения ведущей руки, то есть плохое умение держать ручку или карандаш в качестве рабочего инструмента. Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста- это одна из актуальных проблем, потому что слабость движения пальцев и кистей рук, неловкость, служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, необходимыми по жизни умениями и навыками самообслуживания. Кроме того механическое развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка. Уровень развития мелкой моторики- один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Изучением мелкой моторики занимались многие зарубежные и отечественные педагоги: М. Монтессори, Е. Косенова, Л. Левина и другие.

Учитывая важность этой проблемы, целесообразно проводить работу в этом направлении используя не только традиционные пальчиковые игры, графические диктанты, штриховки и т. д., но и познакомить детей с такой техникой обработки бумаги, как бумажная филигрань- «квиллинг». С помощью этой удивительной техники бумагокручения дети создают различные шедевры, напоминающие «тонкую кружевную паутинку», за одну- две минуты из радуги полос корейской бумаги можно создать двух-трехмерные формы квадрата, овала, звезды, конуса, полусферы. Затем эти объемные формы соединяясь и перетекая друг в друга, создают каскад фигур, листьев, цветов, подчиняясь нескончаемой фантазии мастера-художника. Оригинальный и необычный вид рукоделия, суть которого заключается в накручивании и моделировании с помощью маленького инструмента (зубочистки), бумажных полосок шириной в несколько миллиметров и при помощи полученных форм создавать самые различные композиции, очень нравится детям. Примечателен тот факт, что квиллингом с удовольствием занимаются и мальчики и девочки. Занятия квиллингом – это не только развитие моторики, воображения, внимания, мышления, эстетики, но и колоссальные возможности реализовать свои творческие способности. При выполнении многих элементов все дети в начале испытывают затруднения, но при регулярном проведении работы это становится мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, стимулирующим развитие мелкой моторики и речи ребенка. Занятия бумажной филигранью способствуют развитию и совершенствованию тонких дифференцированных и сложно-координированных пальцев рук ребенка, что в дальнейшем способствует более точному, правильному захвату пишущего инструмента при работе. В детях формируются такие важные черты характера как целеустремленность, усидчивость, интерес, чувство прекрасного.

Основные термины (генерируются автоматически): мелкой моторики, пальцев и кистей рук, головного мозга, мелкой моторики рук, мелкой моторики детей, рук ребенка, пальцев рук ребенка, развитие мелкой моторики, дифференцированных движений пальцев, развития мелкой моторики, Изучением мелкой моторики, тонких дифференцированных, движения пальцев и кистей, с моторными центрами пальцев, развитию тонкой моторики, моторику пальцев, и кистей рук у детей, и подготовки руки ребенка, детей с особыми образовательными, умения и навыки детей.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle