Развитие сложно-координированных движений рук с использованием бумажной филиграни в логопедической работе со старшими дошкольниками с ОНР | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 7. Дефектология

Опубликовано в

VII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2015)

Дата публикации: 24.10.2015

Статья просмотрена: 312 раз

Библиографическое описание:

Гусарова, А. С. Развитие сложно-координированных движений рук с использованием бумажной филиграни в логопедической работе со старшими дошкольниками с ОНР / А. С. Гусарова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 182-183. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/184/8998/ (дата обращения: 20.04.2024).



 

«Педагог воздействует на ребенка таким образом, чтобы деятельность исходила от самого ребенка…

Он не отнимает у ребенка его собственных заслуг…»

 

Современная Логопедия находится в постоянном активном поиске способов совершенствования процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми образовательными потребностями. Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям наиболее эффективные, не традиционные для нее методы и приемы смежных наук, помогающие оптимизировать работу логопеда. В дошкольном образовательном учреждении необходимо создание полноценных условий для сохранения здоровья детей, развития интереса к непосредственно образовательной деятельности, включающей здоровьесберегающие технологии, внедрять их в ежедневный образовательный процесс, и закреплять приобретенные умения и навыки детей с целью улучшения их физического здоровья, а также здоровья психики и комфортного состояния в образовательном процессе. Для успешного преодоления речевых нарушений у детей в своей работе логопеды особую роль отводят развитию тонкой моторики и подготовки руки ребенка к письму. Письмо в свою очередь представляет собой сложную форму речевой деятельности, в которой принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, двигательный (моторный). Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь и взаимообусловленность.

Работу по развитию мелкой моторики рук ребенка следует начинать с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно делать пальчиковую гимнастику- массировать пальчики, тем самым воздействуя на связанные с корой головного мозга, активные точки. Во всем этом отражаются психология, внутренний мир, состояние человека. «Источники способностей и дарований детей- на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» (В. А. Сухомлинский). Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь.

В настоящее время у многих детей наблюдается недостаточное развитие тонкой ручной моторики. Изучение уровня развития тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук у детей показывает, что у многих они недостаточно целенаправленны. Особенно слабо развиты сложно-координированные движения ведущей руки, то есть плохое умение держать ручку или карандаш в качестве рабочего инструмента. Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста- это одна из актуальных проблем, потому что слабость движения пальцев и кистей рук, неловкость, служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, необходимыми по жизни умениями и навыками самообслуживания. Кроме того механическое развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка. Уровень развития мелкой моторики- один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Изучением мелкой моторики занимались многие зарубежные и отечественные педагоги: М. Монтессори, Е. Косенова, Л. Левина и другие.

Учитывая важность этой проблемы, целесообразно проводить работу в этом направлении используя не только традиционные пальчиковые игры, графические диктанты, штриховки и т. д., но и познакомить детей с такой техникой обработки бумаги, как бумажная филигрань- «квиллинг». С помощью этой удивительной техники бумагокручения дети создают различные шедевры, напоминающие «тонкую кружевную паутинку», за одну- две минуты из радуги полос корейской бумаги можно создать двух-трехмерные формы квадрата, овала, звезды, конуса, полусферы. Затем эти объемные формы соединяясь и перетекая друг в друга, создают каскад фигур, листьев, цветов, подчиняясь нескончаемой фантазии мастера-художника. Оригинальный и необычный вид рукоделия, суть которого заключается в накручивании и моделировании с помощью маленького инструмента (зубочистки), бумажных полосок шириной в несколько миллиметров и при помощи полученных форм создавать самые различные композиции, очень нравится детям. Примечателен тот факт, что квиллингом с удовольствием занимаются и мальчики и девочки. Занятия квиллингом – это не только развитие моторики, воображения, внимания, мышления, эстетики, но и колоссальные возможности реализовать свои творческие способности. При выполнении многих элементов все дети в начале испытывают затруднения, но при регулярном проведении работы это становится мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, стимулирующим развитие мелкой моторики и речи ребенка. Занятия бумажной филигранью способствуют развитию и совершенствованию тонких дифференцированных и сложно-координированных пальцев рук ребенка, что в дальнейшем способствует более точному, правильному захвату пишущего инструмента при работе. В детях формируются такие важные черты характера как целеустремленность, усидчивость, интерес, чувство прекрасного.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, мелкая моторика, бумажная филигрань, головной мозг, кисть рук, развитие, тесная связь.

Похожие статьи

Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи

мелкая моторика, ребенок, палец, упражнение, рука, развитие, пальчик, кисть рук, головной мозг, пальчиковая гимнастика.

Развитие мелкой моторики в изобразительной деятельности...

мелкая моторика рук, мелкая моторика, уровень развития, продуктивно-творческая деятельность, окружающий мир, работа, развитие, рука, дошкольный возраст, головной мозг.

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста...

Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, т. к. развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

Развитие мелкой моторики у старших дошкольников как...

мелкая моторика, ребенок, палец, упражнение, рука, развитие, пальчик, кисть рук, головной мозг, пальчиковая гимнастика.

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей... ребенок, игра, мелкая моторика, упражнение, рука, старший возраст, младший...

Развитие мелкой моторики рук, графического навыка...

ребенок, мелкая моторика, лист бумаги, движение, предмет, рука, головной мозг, занятие, письмо, развитие.

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста...

ребенок, головной мозг, мелкая моторика, рука, развитие, палец, развитие речи, мелкая моторика рук, игра, становление речи.

Развитие мелкой моторики рук ребенка дошкольного возраста как средство подготовки руки к письму.

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного...

ребенок, мелкая моторика, лист бумаги, движение, предмет, рука, головной мозг, занятие, письмо, развитие. Развитие мелкой моторики у старших дошкольников как... подготовка руки, мелкая моторика рук, письмо, ребенок, мелкая моторика, развитие...

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей...

Для развития силы рук и мелкой моторики помогают игры: «Сдуй игрушку» — дети сдувают надувные игрушки

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, мелкая моторика, рука, упражнение, мелкая мускулатура кисти рук, мелкая моторика рук, старший...

Роль мелкой моторики в речевом развитии ребенка

мелкая моторика, ребенок, палец, упражнение, рука, развитие, пальчик, кисть рук, головной мозг, пальчиковая гимнастика.

Похожие статьи

Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи

мелкая моторика, ребенок, палец, упражнение, рука, развитие, пальчик, кисть рук, головной мозг, пальчиковая гимнастика.

Развитие мелкой моторики в изобразительной деятельности...

мелкая моторика рук, мелкая моторика, уровень развития, продуктивно-творческая деятельность, окружающий мир, работа, развитие, рука, дошкольный возраст, головной мозг.

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста...

Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, т. к. развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

Развитие мелкой моторики у старших дошкольников как...

мелкая моторика, ребенок, палец, упражнение, рука, развитие, пальчик, кисть рук, головной мозг, пальчиковая гимнастика.

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей... ребенок, игра, мелкая моторика, упражнение, рука, старший возраст, младший...

Развитие мелкой моторики рук, графического навыка...

ребенок, мелкая моторика, лист бумаги, движение, предмет, рука, головной мозг, занятие, письмо, развитие.

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста...

ребенок, головной мозг, мелкая моторика, рука, развитие, палец, развитие речи, мелкая моторика рук, игра, становление речи.

Развитие мелкой моторики рук ребенка дошкольного возраста как средство подготовки руки к письму.

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного...

ребенок, мелкая моторика, лист бумаги, движение, предмет, рука, головной мозг, занятие, письмо, развитие. Развитие мелкой моторики у старших дошкольников как... подготовка руки, мелкая моторика рук, письмо, ребенок, мелкая моторика, развитие...

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей...

Для развития силы рук и мелкой моторики помогают игры: «Сдуй игрушку» — дети сдувают надувные игрушки

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, мелкая моторика, рука, упражнение, мелкая мускулатура кисти рук, мелкая моторика рук, старший...

Роль мелкой моторики в речевом развитии ребенка

мелкая моторика, ребенок, палец, упражнение, рука, развитие, пальчик, кисть рук, головной мозг, пальчиковая гимнастика.