Библиографическое описание:

Диденко С. Ю., Кучманова Е. Г., Ряполова М. В. Понятие личностно-ориентированного обучения, его виды и формы организации в современной общеобразовательной школе [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 44-46.



 

Современная система образования должна быть нацелена на формирование у школьника потребностей и умений самостоятельного освоения новых знаний, новых форм деятельности, их анализа и соотнесения с культурными ценностями, способности и готовности к творческой работе. Это диктует необходимость изменения содержания и технологий образования, ориентации на личностно-ориентированную педагогику. Такая система образования не может быть построена на пустом месте. Она берет начало в глубине традиционной системы образования, трудов философов, психологов, педагогов.

Ключевые лова: личностно-ориентированное обучение, формы организации обучения, младшие школьники, проблемы обучения в современной образовательной школе.

 

В конце XIX — начале XX веков в России определенное распространение получили идеи свободного воспитания, представляющие собой «первый вариант» индивидуально-ориентированной педагогики. Основателем российского варианта школы свободного воспитания по праву считается Л. Н. Толстой. Положение российского варианта школы свободного воспитания по содержанию было связано с идеей самоопределения человека во всех областях его жизни. И это несмотря на то, что концепции индивидуальной свободы в России отсутствовали, отмечает Е. В. Бондаревская.

Целевая установка обучения того времени выглядела следующим образом: «…научить самостоятельно мыслить, действовать коллективно, организованно, отдавать себе отчет в результатах своих действий, развивая максимум инициативы, самодеятельности» [Крупская Н. К., с. 185].

Направления индивидуально-ориентированного обучения, а также формирование конкретных знаний, умений и навыков, посвященных личностному развитию младших школьников, были отмечены в научных трудах В. В. Серикова.

В советской дидактике проблемы личностно-ориентированного обучения относительно теории и практики решались различными способами. Развитие нового этапа советской дидактики 30–50 годов нашего столетия, характеризуется определенными факторами в проблематике личностно-ориентированного обучения [Атутов В. Н., с. 87]. Идея формирования самостоятельности учеников, учета их индивидуальности и возраста при организации обучения продолжает регламентироваться, но на первое место ставится задача вооружения учащихся системой научных, предметных знаний. Исследованиями данного периода являются идеи педагогов-новаторов: Ш. А. Амонашвили, И. П. Волкова, Е. Н. Ильина. Некоторые из них в большей степени сосредоточивали свое внимание на инструментальной стороне деятельности учащихся, другие — на их личностном развитии, но системообразующим фактором для их работ всегда выступала целостность ученика.

До недавнего времени стали активно распространяться первые работы В. В. Серикова «Личностный подход в образовании; концепция и технологии», И. С. Якиманской «Личностно-ориентированное обучение в современной школе» и др., где достаточно подробно обсуждается проблематика конкретно личностно-ориентированного обучения.

По мнению ученого А. Г. Асмолова, личностное развитие ученика зависит от его индивидуальных особенностей. С ними связан характер деятельности человека, круг интересов и запросов, а также его поведение в социуме. Основой для активного применения в рамках обучения новой личностно-ориентированной парадигмы образования служит учет возрастных и индивидуальных особенностей. Именно поэтому в процессе обучения и воспитания необходимо учитывать индивидуальные особенности. [Асмолов А. Г., с. 107].

Теория и практика личностно-ориентированной технологии обучения разрабатывалась такими учеными, как: А. В. Петровский, В. И. Слободчиков, Г. А. Цукерман, И. С. Якиманская и другими. Все вышеперечисленные педагоги-исследователи считают, что при личностно-ориентированном образовании на первый план выходит развитие личности. В настоящее время ведущие педагоги и психологи все чаще придерживаются именно этой точки зрения.

Понятие «личностно-ориентированное обучение» появилось в начале 90-х годов прошлого столетия как реакция на кардинальные изменения, происходившие в общественной жизни России. Новые приоритеты и ценности, требовали полного пересмотра системы образования, приведения ее соответствующим стандартам нового поколения.

В результате практических работ И. С. Якиманской, мы выяснили, что перестройка системы российского образования не может ограничиваться неполными изменениями, а влечет систематические изменения, которые затрагивают философию и методологию всего образовательного процесса. Так возникли и стали постепенно развиваться научные исследования, направленные на создание инновационной личностно-ориентированной системы образования в России.

Возникнув в новой исторической эпохе, личностно-ориентированное обучение стало представлять иные цели и новые поведенческие стандарты. Личностно-ориентированное обучение направлено, прежде всего, на развитие личности каждого ребенка, его индивидуальности. Следовательно, индивидуализация обучения выступает в личностно-ориентированном образовании на первый план, так как практически невозможно представить истинную творческую инициативу, самостоятельность, личностную самореализацию, проявляющуюся по заранее заданному алгоритму [Селевко Г. К., с. 186].

Личностно-ориентированное обучение основывается на понятии того, что личность представлена системой всех ее психических свойств, которые составляют ее индивидуальность. В основу технологии личностно-ориентированного обучения заложен принцип дифференцированного подхода, при котором учитываются индивидуальные особенности каждого ученика, что, позволяет содействовать развитию личности ученика. В большей мере, именно на соответствие возможностям и способностям ребенка направлено личностно-ориентированное обучение.

Выдающийся русский психолог и педагог П. Ф. Каптерев стоял у самих истоков учета личностных сторон в обучении, он же, в конце ХIХ и начале ХХ веков разрабатывал вопросы формирования детского мировоззрения, развитие ума, мышления, характера и воли, содержание и методы обучения. Он попытался адаптировать психологический процесс обучения и воспитания, по сути один из первых основал отечественную педагогическую психологию. Развитие мышления ребенка невозможно без участия учителя. Следовательно, одной из главных целей учебного процесса в целом и каждого урока в отдельности следует считать когнитивное развитие личности. Именно эта цель является одной из основных при осуществлении личностно-ориентированного подхода в обучении.

Анализируя вышесказанное, мы пришли к выводу, что на сегодняшний день личностно-ориентированное обучение является такой формой образования, которая позволит рассматривать образование как ресурс и систему общественного развития. При личностно-ориентированном обучении учитель должен строить процесс обучения таким образом, чтобы на первом плане стояли именно интересы и потребности ученика. И только учитывая всего особенности, учитель может определить основополагающую направленность своей деятельности. Этот момент является крайне важным, и его необходимо учитывать в обязательном порядке.

Следовательно, цель личностно-ориентированного обучения состоит в том, чтобы заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, самовоспитания и другие потенциалы, необходимые для становления личностного образа.

Личностно-ориентированное обучение, по мнению И. С. Якиманской, должно обеспечить своеобразную встречу субъектного опыта, сложившегося у ребенка в дошкольном возрасте, с общественно значимым опытом в виде обмена и согласования ценностей, смыслов, значений. И. С. Якиманская обращает внимание на то, чтобы направленность обучения на индивидуально-личностное развитие учащихся нашло отражение в учебных программах, которые бы инициировали субъектный опыт учащихся и ориентировались на использование разных способов учебной работы [Якиманская И. С., с. 169].

Неслучайно автор, рассматривая функции личностно-ориентированного образования, выделяет:

гуманитарную, смысл, которой состоит в признании самоценности человека, осознание смысла жизни и активной позиции в ней, личностной свободы и возможности максимальной реализации собственного потенциала. Понимание, общение и сотрудничество являются средствами реализации данной функции;

культурообразующую, которая направлена на сохранение, воспроизведение и развитие культуры посредством образования. Механизмами реализации данной функции является принятие его ценностей в качестве своих и построение своей жизни с учетом данных особенностей;

социальную, которая обеспечивает усвоение и воспроизведение индивидом социального опыта, необходимого для того, чтобы человек вошел в жизнь общества. Механизмом реализации данной функции являются рефлексия, сохранение индивидуальности, творчество как личностная позиция в любой деятельности.

Содержание личностно-ориентированного обучения направлено на взаимопомощь человеку в исследовании собственного «Я», в определении позиции в жизни: выбрать значимые для себя ценности, овладеть определенной системой знаний, выявить круг интересующих его научных и жизненных проблем, освоить способы их решения. Критериями эффективной организации личностно-ориентированного обучения выступают параметры личностного развития.

Таким образом, мы выявили, что построение технологии обучения математике на основе индивидуальных особенностей и учета целей развития каждого ребенка способствует не только повышению качества знаний учащихся, но и их саморазвитию, самореализации, что является одной из важнейших целей современного образования. Приведенные примеры демонстрируют многообразие взглядов и подходов к личностно-ориентированному образованию, и подтверждают точку зрения И. С. Якиманской о том, что личностно-ориентированное обучение — такой тип обучения, в котором организация взаимодействия субъектов обучения в максимальной степени ориентирована на их личностные особенности и специфику личностно-предметного моделирования мира.

 

Литература:

 

  1.                Алексеев Н. А. Личностно-ориентированное обучение в школе. — Ростов Д.: Феникс, 2006. — 332 с.
  2.                Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: Изд-во МГУ, 1984. 107 с.
  3.                Атутов В. Н. Технология и современное образование / В. Н. Атутов. — М.: ИФРАН, 1999. — 298 с.
  4.                Кураченко З. В. Личностно-ориентированный подход в системе обучения математике // Начальная школа. № 4. 2004. — с. 60–64.
  5.                Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. СПб.: КАРО, 2002. — 368 с.
  6.                Разина Н. А. Технологические характеристики личностно-ориентированного урока // Завуч. № 3. 2004. — с. 125–127.
  7.                Селевко Г. К. Современные образовательные технологии / Г. К. Селевко. — М.: Просвещение, 1998. — 312 с.
  8.                Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. — Педагогика, 1990.
  9.                Шелехова Л. В. Личностно-ориентированное обучение решению сюжетных задач. — Майкоп: АГУ, 2009. — 212 с.
  10.            Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. — М.: Сентябрь, 1999. — 96 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle