Библиографическое описание:

Брусянина Е. Ю. Индивидуальный образовательный маршрут как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья в свете требований СФГОС [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 179-182.

 

Создание условий для развития детей с особыми образовательными возможностями является поиск оптимальных путей обучения и воспитания. Одной из основных задач педагогической науки и выступают объектом междисциплинарных исследований и практических поисков в воспитании детей с ОВЗ. Процесс гуманизации отношений между личностью и обществом, направленный на сохранение духовной наследственности человеческих взаимоотношений, требует особого внимания к нуждам детей с особыми образовательными возможностями.

Процесс воспитания и обучения детей основан на необходимости понимания их специфических черт и проблем, учесть которые позволяет проектирование индивидуального образовательного маршрута.

Развитие школьника с ОВЗ может осуществляться по нескольким образовательным маршрутам, которые реализуются одновременно или последовательно. Отсюда вытекает основная задача педагога — предложить учащемуся спектр возможностей и помочь ему сделать выбор. Выбор того или иного индивидуального образовательного маршрута определяется комплексом факторов:

          особенностями, интересами и потребностями самого ученика и его родителей в достижении необходимого образовательного результата;

          профессионализмом педагогического коллектива;

          возможностями школы удовлетворить образовательные потребности учащихся;

          возможностями материально-технической базы школы.

Понятие индивидуального образовательного маршрута в последнее время прочно вошло в обиход не только ученых, но и педагогов-практиков. Однако даже поверхностный взгляд позволяет заметить, что далеко не всегда педагоги вкладывают правильный смысл в это понятие.

В педагогике советского периода понятие индивидуализации сводилось в основном к «принципу учета индивидуальных особенностей детей» в условиях коллективного характера воспитания и обучения.

В литературе тех лет утверждалось, что «в тесной связи с руководством коллективной работой педагог осуществляет в обучении и воспитании индивидуальный подход к отдельным детям, учитывает индивидуальные особенности ребёнка с целью вовлечения его в коллективную работу». Отметим, что в данном контексте индивидуализация не преследует целью получения каких-либо иных, значимых для ребенка индивидуальных образовательных результатов, а напротив, призвана лишь «подстраивать» отдельных детей для коллективного продвижения к общему для всех результату.

Некоторые педагоги рассматривают индивидуальный образовательный маршрут только, как спектр условий, создаваемых педагогом.

Другая категория педагогов склонна рассматривать индивидуальный образовательный маршрут в личностно- ориентированном контексте, в котором образование понимается, как путь ребенка к самому себе, поиск собственных способов решения проблем.

Педагог, составляющий индивидуальную программу для того или иного ребенка, должен опираться в первую очередь на содержание базовой программы своего объединения.

Главный вопрос всякой образовательной программы или маршрута -Как структурировать материал? Приступая к созданию индивидуального образовательного маршрута, педагогу необходимо определить, по какому типу структурирован материал в его программе.

Различные структуры образовательных программ могут быть представлены простыми геометрическими линиями.

Рис. 1.

 

Большая часть традиционных программ строится по аналогии с прямой линией, идущей вверх (Рис.1). Это позволяет реализовать систематичность и последовательность: от простого к сложному.

Построить программу, ориентированную на развитие одаренности, таким образом, очень сложно, потому что одаренные дети, зачастую, имеют склонность к задачам дивергентного типа (творческие задания). Особенность этих заданий в том, что они допускают множество правильных ответов. Решение этих задач в рамках программы, основные требования которых систематичность и последовательность, довольно затруднительно.

Другой способ решения — структурирование учебного материала по типу нескольких концентрических кругов (Рис.2). В структуру такой программы обычно входят несколько более мелких подпрограмм, (они могут быть относительно автономны). Пройдя первый круг, ребенок осваивает второй, затем третий.

Это принцип при разработке индивидуального образовательного маршрута возможен, но наиболее продуктивен — третий (Рис.3) — логарифмическая спираль.

Благодаря такой структуре один и тот же вид деятельности отрабатывается на занятиях периодически, многократно, причем содержание постепенно усложняется и расширяется за счет обогащения компонентами углубленной проработки каждого действия. При этом способе структурирования материала открываются большие возможности для исследовательской деятельности воспитанников, которая, как раз, направлена на развитие их одаренности.

Определив тип структуры образовательной программы можно приступить к разработке индивидуального образовательного маршрута.

Известный специалист в области одаренных детей Джон Рензулли считает, что учитель, разрабатывающий индивидуальный образовательный маршрут должен действовать примерно по такой схеме:

  1.      Определить уровень развития ребенка (в т. ч. его качества и способности);
  2.      Очертить долгосрочные и краткосрочные цели и пути к их достижению.
  3.      Определить время, которое должен затратить ребенок на освоение стандартной и специальной программы;
  4.      Предусмотреть участие родителей;
  5.      Определить способы оценки успехов воспитанника;

Итак, на основе базовой программы и данной схемы педагог может разрабатывать индивидуальный маршрут.

Рассмотрим подробнее этап диагностики уровня развития способностей воспитанника и его индивидуальных особенностей. Очень важен и примечателен тот факт, что педагогические работники в своей практической деятельности, чтобы не проглядеть, не потерять одаренность проявляют большое внимание к установлению уровня способностей и их разнообразия у детей. И, наоборот, теряя дарование, талант и просто заметные способности, педагоги образовательных учреждений теряют и всех остальных.

Исходя из результатов диагностики, педагог совместно с воспитанником и его родителями определяет цели и задачи маршрута.

Третий этап «Определение времени» не должен вызвать у педагога затруднение. В индивидуальном порядке по согласованию с родителями и самим воспитанником срок действия маршрута определяется в соответствии с поставленными целями и задачами.

Четвертый этап нашей схемы — «Определение роли родителей воспитанника в реализации маршрута». Он предусматривает участие родителей в разработке маршрута, определении целей в совместной творческой деятельности со своим ребенком (Например, изготовление костюма для выступления на концерте и др.)

На пятом этапе «Разработка учебно-тематического плана» педагогу необходимо совместно с воспитанником и родителями подобрать темы занятий дополнительно к темам из базовой программы, опираясь на интересы воспитанника, его возможности и поставленные цели.

Перейдем к 6-му этапу «Определение содержания учебно-тематического плана, формы занятий, приемов и методов, формы определения итогов». Рассмотрим его подробнее. Каждый ребенок неповторим, но существует много черт характерных для большинства детей. Учитывая эти особенности, можно очертить круг методов и технологий образовательной деятельности, которая проходит в рамках индивидуального образовательного маршрута.

На седьмом этапе «Интеграция с другими специалистами» разработчик маршрута, проанализировав результаты диагностики и исходя из содержания учебно-тематического плана, решает нужно ли для достижения поставленной цели привлечь к работе с данным воспитанником других специалистов.

Заключительный восьмой этап «Определение способов оценки и самооценки успехов воспитанника». Способ оценки и самооценки успехов выбирает педагог совместно с воспитанником.

Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод. Выбор того или иного индивидуального образовательного маршрута определяется комплексом факторов: особенностями, интересами и потребностями самого ученика и его родителей в достижении необходимого образовательного результата; профессионализмом педагогического коллектива; возможностями школы удовлетворить образовательные потребности учащихся; возможностями материально-технической базы школы.

Логическая структура проектирования индивидуального образовательного маршрута включает в себя следующие этапы:

постановка образовательной цели, самоанализ, рефлексия; выбор пути (вариантов) реализации поставленной цели, оформление маршрутного листа.

И конечно же основная идея обновления современного образования состоит в том, что оно должно стать индивидуализированным, функциональным и эффективным.

Развитие школьника с особыми образовательными возможностями может осуществляться по нескольким образовательным маршрутам, которые реализуются одновременно или последовательно. Отсюда вытекает основная задача педагога — предложить учащемуся спектр возможностей и помочь ему сделать выбор. Выбор того или иного индивидуального образовательного маршрута определяется комплексом факторов:

          особенностями, интересами и потребностями самого ученика и его родителей в достижении необходимого образовательного результата;

          профессионализмом педагогического коллектива;

          возможностями школы удовлетворить образовательные потребности учащихся;

          возможностями материально-технической базы школы.

Логическая структура проектирования индивидуального образовательного маршрута включает в себя следующие этапы:

          постановка образовательной цели (индивидуальный выбор цели предпрофильной подготовки),

          — самоанализ, рефлексия (осознание и соотнесение индивидуальных потребностей с внешними требованиями (например, требованиям профиля);

          выбор пути (вариантов) реализации поставленной цели,

          конкретизация цели (выбор курсов),

          оформление маршрутного листа.

Эффективность разработки индивидуального образовательного маршрута ребенка с особыми образовательными возможностями обуславливается рядом условий:

          осознание всеми участниками педагогического процесса необходимости и значимости индивидуального образовательного маршрута как одного из способов самоопределения, самореализации и проверки правильности выбора профилирующего направления дальнейшего обучения;

          осуществление психолого-педагогического сопровождения и информационной поддержки процесса разработки индивидуального образовательного маршрута учащимися;

          активное включение учащихся в деятельность по созданию индивидуального образовательного маршрута;

          организация рефлексии как основы коррекции индивидуального образовательного маршрута.

Средствами реализации названных условий могут быть специально организованные занятия по самопознанию, обучению учащихся методам выбора и способам разработки маршрута. В ходе этих занятий необходимо довести до учащихся следующую информацию:

          предельно допустимые нормы учебной нагрузки;

          учебный план школы: набор учебных предметов, составляющих инвариантную часть, предметы регионального (историческое краеведение, перечень курсов по выбору) и школьного компонента;

          особенности изучения тех или иных предметов (курсов по выбору); необходимость соблюдения баланса между предметно-ориентированными и ориентационными курсами;

          варианты расчета учебной нагрузки;

          правила заполнения бланка;

          возможности и правила внесения изменений в индивидуальный образовательный маршрут.

 

Литература:

 

  1.              Аксенова Л. И. Правовые основы специального образования и социальной защиты детей с отклонениями в развитии // Дефектология.-1997. -№ 1.-С.З-10.
  2.              Власова Т. А., Певзнер М. С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. -М.: Просвещение, 1967.
  3.              Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М.:
  4.              Педагогика-Пресс, 1999. — 536 с.
  5.              Гончарова О. Л. О возможности интеграции детей-инвалидов через образование и реабилитацию // Социальная реабилитация инвалидов: Состояние, проблемы, перспективы. Маг. респ. науч.-практ. конф.-Казань, 1996. -С. 155–163.
  6.              Дети с временными задержками развития / Под ред. Т. А. Власовой, М. С. Певзнер, М.: Педагогика, 1971. — 207 с.
  7.              Джуринский А. Н. История педагогики: Учеб. пособие для студ. педвузов. -М.:
  8.              Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 432 с.
  9.              Долгорук Л. Р., Матягина Л. И., Шайдуллина Е. В. Педагогика Марии Монтессори для детей с ограниченными возможностями // Проблемы реабилитации в детской неврологии. Казань: Медицина, 2000. — С.71–74.
  10.          Кащенко В. П. Нервность и дефективность в дошкольном и школьном возрастах: Охрана душевного здоровья детей. Пособие для родителей. М.: Цекпрофсож, 1919. -123 с.
  11.          Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей: Учеб.пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. — 168 с.
  12.          Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей ред. М. А. Галагузовой. М.:
  13.          Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 416 с.
  14.          Специальная педагогика: Уч. пос. для студ. высш. пед. учеб.заведений /Л. И. Аксенова, Б. А. Архипов, Л. И. Белякова и др.; под ред. Н. М. Назаровой. — М.:Академия, 2000. 400 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle