Библиографическое описание:

Хоруженко Е. Г. Использование компетентностного подхода и технологии развития критического мышления на уроках истории [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 170-174.

 

Одним из важных направлений современного образования является разработка и внедрение новых педагогических технологий, используемых на уроках истории, которые позволяют реализовывать компетентностный подход, выполняя тем самым социальный заказ на формирование у выпускников современной школы таких качеств, которые позволят свободно ориентироваться в жизненных ситуациях, быть активными членами общества, имеющими свои принципы и взгляды, а также умеющими их отстаивать

Рассмотрим одну из образовательных технологий, которая по нашему опыту востребована в профильной школе на уроках истории и формирует ключевые компетенции — это технология критического мышления. Данная технология — это целостная система, формирующая навыки работы с информацией. Она предлагает методы, помогающие усиливать рефлексивные механизмы в учебной деятельности и способствует развитию мышления, не принимающее догм, развивающееся путем наложения навой информации на жизненный личный опыт. Также мы можем сказать, что это конструирование собственного знания в рамках своей собственной поисковой деятельности.

Выделяем три основных стадии технологии развития критического мышления:

1.Вызов. Нужно заинтересовать учащегося, создать ассоциации по изучаемому вопросу, мотивировать его.

2.Осмысление. Ученик должен воспринять информацию, усвоить её. Приёмы и методы технологии критического мышления позволяют сохранять активность ученика, делают чтение текстов осмысленным.

3.Рефлексия. Информация анализируется, творчески перерабатывается.

На каждой стадии выделяются свои приёмы и методы. Например, игра в ассоциации: «Какие ассоциации связаны с.».., «Что вы знаете о.».. и т. д. На стадии осмысления происходит активное чтение материала учебника, маркировка текста разными значками, составляются таблицы.

Таблица 1

Совпало с моими представлениями

Новое содержание

Не совпало с моими представлениям

Вызывает сомнение или непонимание

V

+

--

?

 

Таблица 2

Знаю

Хочу узнать

Узнал

 

 

 

 

Ещё один интересный приём, который используется в этой технологии, — кластеры.

Кластеры (гроздья) — выделение смысловых единиц текста и графическое оформление их в определённом порядке в виде грозди. Кластеры — это графический приём систематизации материала (рис.№ 1).

Рис. 1.

 

Примерно так может выглядеть схема. В центре — главное понятие, а вокруг — смысловые единицы. Их может быть и гораздо больше. Этот приём может быть применён на стадии вызова, когда мы систематизируем информацию до знакомства с основным источником — текстом в виде вопросов или заголовков смысловых блоков, так и для разработки стратегии урока в целом.

На стадии рефлексии происходит возврат к заданиям на стадии вызова. Здесь важно установление причинно-следственных связей, написание эссе или письменного ответа. Возможна также организация дискуссий, круглых столов.На этой стадии желательно составить таблицу «тонких и толстых вопросов».Толстые вопросы требуют простого, односложного ответа. Тонкие — подробного, развёрнутого.

Толстые вопросы: Где...? Когда...? Кто...? Что...? и т. д.

Тонкие вопросы: Как вы думаете, почему...? Каковы последствия...? В чём состоят различия...? Предположите, что будет, если...?

На этой стадии возможно составление синквейна. Это понятие происходит от французского слова «пять». Синквейн — это стихотворение, состоящее из пяти строк и представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятий или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний (Приложение № 1).

Сценарий урока по теме: «Экономическое развитие России II половины XVIII века», с использованием образовательной технологии развития критического мышления

10 класс, учебник В. И. Буганов, П. Н. Зырянов

«История России конец XVII-XIX век».

Цель урока: охарактеризовать политику правительства в области промышленности, сельского хозяйства и торговли; раскрыть процесс разложения феодально-крепостнического хозяйства, проявившейся как в подрыве его основных черт, так и в развитии капиталистических отношений; противоречия развития экономики страны.

Основные понятия: расслоение крестьянства, крестьяне-отходники, ассигнации, банк, месячина, экстенсивное и интенсивное развитие.

Тип урока: урок обобщения с использованием технологии развития критического мышления.

План урока

I этап. Вызов. Игра в ассоциации.

Какие ассоциации связаны у вас с понятием «экономика»? Составление кластера: торговля; финансы; мануфактурное производство; сельское хозяйство.

Вступительное слово учителя. Общая характеристика экономического развития России к началу правления Екатерины II.

К 1760-м годам экономическая система страны, основанная на подневольном крепостном труде, находилась в состоянии разложения. На смену ей шли капиталистические отношения. Это проявлялось в следующем: разрушалась натуральная замкнутость помещичьего и крестьянского хозяйства; появлялись ростки системы, основанной на вольном найме. В 1775 г. вышел указ о свободе предпринимательства.

Но развитие новых капиталистических отношений тормозило сохранение крепостнических порядков в стране (отсутствие свободных рабочих рук). Технические новшества и новые формы труда не применялись из-за наличия дешёвого или бесплатного труда крепостных, отсутствие денег у крестьян тормозило развитие внутренней торговли.

Составление таблицы (Приложение № 2).

II этап. Осмысление

Работа по группам. Каждая группа рассматривает факты, связанные с определенной отраслью развития хозяйства.1-я группа. Сельское хозяйство. 2-я группа. Промышленность. 3-я группа. Торговля. 4-я группа. Финансы.

Задание: Читая текст учебника, сделайте маркировку текста символами.

Один учащийся из группы заполняет таблицу:

Таблица 3

Что совпало с моими представлениями

О чём раньше не знал новое, содержание

Что не совпало с моими представлениями

Что вызвало непонимание

 

+

-

?

 

III этап. Рефлексия (распаковка понятий, подведение итогов)

Выступает один учащийся от группы: Что нового вы узнали на уроке по данной теме?

Сельское хозяйство.

Успехи в сельском хозяйстве совершались за счёт освоения новых территорий в Северном Причерноморье, Поволжье, на Урале, в Сибири.

Россия начала вывоз хлеба за границу.

Были введены новые сельскохозяйственные культуры (подсолнечник, картофель).

Однако большие повинности в пользу помещиков (барщина от 3 до 6 дней в неделю, натуральный и денежный оброки) и высокие налоги в пользу государства вели к ухудшению положения крестьянства, становились тормозом на пути развития внутренней торговли.

В отличие от промышленности эта отрасль экономики развивалась экстенсивно.

Промышленность:

Быстрый рост численности мануфактур.

В 1775 г. был принят указ о свободе предпринимательства.

Появление новых отраслей промышленности (хлопчатобумажная, добыча золота и платины).

Увеличение числа мануфактур с использованием вольнонаёмного труда.

Использование труда крестьян-отходников.

Начиная с 1760-х гг. в российской промышленности начинает формироваться капиталистический уклад, для которого характерно превалирование наемного труда над принудительным.

Однако: отсутствие рынка свободных рабочих рук; дешёвый труд крепостных тормозил внедрение технических новшеств.

Торговля:

Отмена внутренних таможенных пошлин (важно для развития внутренней торговли).

Втягивание крестьянского хозяйства в товарно-денежные отношения.

Присоединение Прибалтики и Причерноморья создали предпосылки для активного включения России в мировую торговлю.

На экспорт шли товары сельского хозяйства, сырьё, полотно, железо.

Появление новых торговых центров (Петербург, Рига и др.)

Финансы:

Рост налогов из-за нехватки денег в казне.

Внешние займы у голландских и генуэзских купцов.

Создание ассигнационных банков.

Выпуск бумажных денег — ассигнаций.

Заполнение последней графы таблицы (Приложение № 2).

Задание: Составьте мини-эссе по теме: «Характерные черты экономики России второй половины XVIII в. Успехи и противоречия».

На наш взгляд, проведение урока по теме «Экономическое развитие России во II половине XVIII века», где учитель имеет дело с содержательным обобщением материала, использование данной технологии способствует развитию в процессе обучения самостоятельности, активности, ответственности самих учащихся за результаты их деятельности.

 

Приложение 1

Алгоритм составления синквейна:

  1.      Первая строка состоит из одного слова, центрального понятия темы.
  2.      Вторая строка — из трёх слов. Это прилагательные или существительные, характеризующие главное понятие.
  3.      Третья строка — два слова: глаголы, объясняющие суть происходящих событий.
  4.      Четвёртая строка — фраза или предложение, выражающее отношение автора к теме.
  5.      Пятая строка — слово (синоним), обобщающее или расширяющее смысл темы. Нам кажется, что это может быть фраза, подводящая итог темы.

Например, тема «Образование единого русского государства. Иван III».

Единое государство.

Образование, свержение, изменения.

Управлять, строить.

Единое, но не централизованное.

Княжеская власть приобретает деспотический характер.

Тема «Реформы П. А. Столыпина»

П. А. Столыпин.

Умный, волевой.

Планирует, разрабатывает, стремится.

«Нам нужна Великая Россия».

Не успел.

 

Приложение № 2

Составление таблицы:

Знаю

Хочу узнать?

Узнал

Сельское хозяйство

Что изменилось в с/х?

Заполняется в конце урока

Мануфактурное производство

Какие новые районы промышленной и сельскохозяйственной специализации возникли в XVIII в.? Какие технические новинки использовались в хозяйстве? Какие новые формы организации производства появились в XVIII в.?

Торговля

Какие новые торговые центры появились в России?

Финансы

Изменился ли экспорт и импорт товаров? Как изменилась денежная система при Екатерине II?

 

Литература:

 

  1.                Буганов, В.И., Зырянов, П. Н. История России конец XVII — XIX век учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений [Текст] / В. И. Буганов, П. Н. Зырянов.- М.: Просвещение, 2005. — 87 с.
  2.                Ксензова, Г. Ю. Перспективные школьные технологии [Текст] / Г. Ю. Ксензова — М.: Педагогика, 2002.
  3.                Программы общеобразовательных учреждений. История «Академический школьный учебник», 5–11 классы. М.: Просвещение, 2008. — 96 с.
  4.                Саплина,Е. В. Современные образовательные технологии. Сборник нормативных и методических материалов в помощь учителю [Текст]/ Е. В. Саплина — М.: Педагогика, 2004.
  5.                Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии [Текст] / Г. К. Селевко — М.: Педагогика, 1998.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle