Библиографическое описание:

Репина Л. В., Реутова Е. Г. Тенденции развития образования в XXI веке в условиях современной глобализации [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 22-24.



 

Что является целью образования в 21-м веке — предоставить учащимся возможность сдать экзамены и получить диплом средней школы? Или цель — подготовить учеников к успеху в области среднего специального или высшего образования и построения успешной современной карьеры?

Наступление нового тысячелетия сопровождалось резкой технической революцией. Сейчас мы живем в разнообразном, глобальном, меняющемся медиа — насыщенном обществе. Нам поручено подготовить учеников к жизни в этом мире. Наши дети столкнутся с множеством возникающих вопросов, таких, как глобальное потепление, голод, бедность, вопросы здравоохранения, демографические взрывы и другие экологические и социальные вопросы, которые приведут к необходимости общаться лично, социально, экономически и политически на местном, национальном и глобальном уровнях.

Новые технологии в результате глобализации общества предоставляют неограниченные возможности для захватывающих открытий и разработок, таких как новые формы энергии, медицинские достижения, восстановление экологически разорённых районов, коммуникаций, разведки в космосе и в глубинах Мирового океана. Поэтому, нам кажется, что навыки двадцать первого века должны быть междисциплинарными и комплексными, всё больше на основе проектов и исследовательской деятельности. Они включают в себя следующие знания, умения и черты характера:

          критическое мышление и умение решать проблемы;

          рассуждение, анализ, интерпретация, обобщение информации;

          сотрудничество посредством Интернета в различных сетях;

          ловкость, настойчивость и инициатива;

          самостоятельная работа и самоконтроль;

          планирование и способность к предпринимательству;

          эффективная устная и письменная коммуникации;

          доступ к информации;

          исследовательские навыки и методы;

          любопытство и воображение;

          творчество, артистизм и самовыражение;

          лидерство и командная работа;

          сотрудничество и взаимодействие;

          экономическая и финансовая грамотность;

          экологическая грамотность и понимание законов экосистемы;

          гуманизм;

          научная грамотность (включая питание, диеты, физические упражнения).

Сегодняшние ученики буквально воспринимают мир с помощью фильтрующих вычислительных устройств: сотовых телефонов, карманных игровых устройств, ноутбуков, которыми они пользуются везде, плюс компьютеры, телевизоры, и игровые приставки в домашних условиях. Молодые люди проводят время в электронных средствах массовой информации по шесть — семь часов в день. Даже дошкольники используют мультимедийные устройства и Интернет, легко ориентируются в играх, с помощью которых они узнают цвета, цифры, буквы, правописание, и решают более сложные задачи, такие как, например, смешивание основных цветов для создания новых и так далее. Компьютерные технологии предоставляют мгновенную связь и доступ к информации, являются ключом к введению в новую образовательную систему, в которой ученики используют информацию буквально «с кончиков пальцев» и работают в команде для достижения поставленной цели.

Такая данность обуславливает необходимость разработки новой модели системы образования, основанной на применении современных информационно-коммуникационных технологий.

В этой связи, необходимость совершенствования собственной профессиональной компетентности является очевидной; одним из приоритетных направлений является формирование информационно — коммуникативной компетентности педагога. ИКТ-компетентность — это не только использование различных информационных инструментов (персонального компьютера, функций и возможностей программных продуктов, возможностей локальный и глобальных компьютерных сетей), но и эффективное применение их в педагогической деятельности.

Учитель теперь выступает в первичной роли дозатора информации или дирижера обучения. Он только лишь оказывает помощь учащимся в том, чтобы превратить информацию в знания, а знания в мудрость.

Но мы всё же мы глубоко убеждены в том, что двадцать первый век потребует знаний всех предыдущих поколений, а не только доставку информации, и школы должны будут выстроить логическую цепочку «культура — запрос».

Учеников сегодня нам следует видеть в новом контексте:

          необходимо поддерживать интерес учащихся к образованию, помогая им увидеть, как то, что они познают, готовит их к жизни в реальном мире;

          нужно прививать такую черту характера, как любопытство, так как оно имеет основополагающее значение для непрерывного обучения;

          следует быть более гибкими в том, как мы учим;

          мотивировать учащихся стать еще более изобретательными, так как они будут продолжать учиться за пределами школы, и этого требует от них сегодняшнее время.

Успех в двадцать первом веке требует знания как учиться. Сегодня ученики должны развивать сильное критическое мышление и навыки межличностного общения для того, чтобы быть успешным в этом сложном меняющемся мире. Образование 21-го века основывается на такой концепции обучения, как базовые знания по предметам, но переделанные для современного мира, где навыки сотрудничества и глобальная перспектива имеют решающее значение. Сейчас, на наш взгляд, уже недостаточно «знать вещи», гораздо более важным является привить ребёнку желание «узнать эти вещи».

В современном мире информация и знания растут с такой астрономической скоростью, что никто не может узнать всё о каждом предмете,и то, что может появиться сегодня, окажется ложным завтра, и те знания, которые учащиеся получат после окончания школы или вуза могут уже и не существовать. По этой причине, ученики должны учиться обрабатывать, анализировать и использовать информацию, в которой они нуждаются, а также учиться адаптировать полученные навыки и применять их ко всем областям жизни, использовать в разных жизненных ситуациях.

Школы также должны адаптироваться и разрабатывать новые способы преподавания и обучения, которые отражают меняющийся мир. Целью школы должна стать подготовка учащихся к успеху после её окончания, и, следовательно, школам нужно уделять приоритетное внимание знаниям и навыкам, которые будут наиболее востребованы в будущей профессии. По этой причине, педагогам следует использовать время в школе, чтобы научить детей находить, интерпретировать и использовать информацию, а не предоставлять её большую часть времени.

Учебный план 21-го века имеет определенные критические атрибуты. Это прежде всего междисциплинарный проект на основе различных исследований. Это связано с сообществом — местным, региональным, национальным и глобальным. Иногда студенты сотрудничают друг с другом по всему миру в различных проектах.Учебная программа включает в себя навыки более высокого порядка мышления, множественного интеллекта, технологий и мультимедиа, грамотности и подлинных оценок. Для того, чтобы наши дети готовы были перейти в мир двадцать первого века, они должны овладеть грамотностью этого века: поликультурной, СМИ, информационной, эмоциональной, экологической, финансовой и кибер-грамотностью. Сотрудничество с другими учащимися по всему миру в значимых реальных проектах является необходимым инструментом для развития этой грамотности. Ученикам необходимо знать, что действуя только в рамках глобального сотрудничества для решения критических проблем, а не конкуренции и обособленности, они смогут сделать этот мир лучше.

Термин «навыки двадцать первого века», как правило, используется для обозначения определенных ключевых компетенций, таких как сотрудничество, цифровая грамотность, критическое мышление, и умение решать задачи, и современные школы должны учить так, чтобы помочь ученикам преуспеть в современном мире.

Государственные школы и учителя всегда учили, учат и будут продолжать учить. Мы определяем образование 21-го века, так же как и образование 20-го. Это — то же самое образование, но с помощью более совершенных инструментов. Сегодняшним учащимся повезло: они имеют мощные инструменты обучения в своём распоряжении. Эти инструменты позволяют им найти, приобрести и даже создать новые знания гораздо быстрее, чем их предшественникам. Но это не является заменой истинного понимания образования.

Ученикам по-прежнему необходимо знать и глубоко понимать историю, обществоведение, географию и биологию, правильно и красиво говорить и писать на родном языке. Они также должны иметь возможность пользоваться величайшими художественными и научными достижениями человечества. Современным молодым людям необходимо уметь разговаривать хотя бы на одном иностранном языке, контактировать с произведениями великой литературы, заниматься самодисциплиной, развивать в себе высокие этические и моральные качества, приобретать социальные навыки и, в конце концов, играть на каком-нибудь музыкальном инструменте для своего личного удовольствия!

И ведь именно учитель призван помочь научиться думать, видеть в повседневности красоту, образно мыслить, становиться интеллектуально развитой и интересной творческой личностью. Именно он стоит у истоков развития тех способностей и качеств личности человека, которые необходимы сформировавшемуся человеку для решения глобальных задач современности.

 

Литература:

 

  1. Belasco, James A «Teaching the Elephant to Dance»;
  2. Grant, Jodi, Director of the After School Alliance "Fourteen Million Kids, Unsupervised";
  3. Репина Л. В. «Тенденции образования 21-го века в условиях глобализации общества» ПЕДСОВЕТ.ORG;
  4. Kellner, Douglas "New Media and New Literacies: Reconstructing Education for the New Millennium";
  5. McLeod, Scott, "Dangerously Irrelevant".

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle