Библиографическое описание:

Захарова М. В. Формирование медиакультуры молодежи в условиях информатизации современного общества (на примере издательского проекта «Инфобокс» факультета журналистики Кубанского государственного университета) [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 221-225.

 

В современном медиапространстве по-новому складываются отношения всех участников процесса коммуникации. Трансформируются традиционные роли и стратегии, смещаются векторы развития. Особенно чутко на происходящее реагирует молодежная аудитория. Как наиболее мобильная и подвижная, она быстро меняет свои медиапредпочтения и конструирует свою медиареальность.

Далеко не все, что транслируется по каналам СМИ, благотворно влияет на подрастающее поколение. Информация, передаваемая масс-медиа — продукт индустрии смыслов, направленной на манипулирование сознанием потребителя медиапродуктов с политическими, экономическими или другими целями. Общественные институты все громче высказываются по поводу необратимых последствий воздействия на психику и духовный мир подрастающего поколения современных потоков информации самого разного содержания. И здесь простой медиаграмотности мало, необходимо вырабатывать у аудитории независимость суждений по отношению к медиатекстам и другим медиапродуктам, способность иметь, формулировать и транслировать собственную точку зрения, в целом повышать уровень медиакомпетентности, формировать медиакультуру общества [1].

Во многом благодаря тенденции коммерциализации сегодня СМИ в значительной степени утратили воспитательную функцию, сменив ее на функции развлечения и удовлетворения потребностей. Чтобы повлиять на ситуацию и получить положительный результат, целесообразно попытаться изменить отношения между аудиторией и СМИ. Одним из эффективных способов такого вмешательства сегодня является медиаобразование молодежной аудитории, от разработки, реализации и развития технологий которого во многом зависит будущее и СМИ, и молодежи.

Медиаобразование, как набор средств и методов обучения молодежи самостоятельному восприятию продуктов медийного производства, сегодня как никогда актуально. Это умение поставить СМИ на службу людям, извлекать из них наиболее ценное, а также активно участвовать в создании собственных медиапродуктов. С помощью медиаобразования молодежь сможет, критически оценивая работу журналистов, отличая миф от реальности, понимая природу манипуляций, осмыслить и сформулировать свои мироощущения и осознанно предъявить свои запросы медиаотрасли.

Один из ведущих теоретиков современного медиаобразования, британский ученый и педагог Л. Мастерман обосновал семь причин актуальности медиаобразования в современном мире:

  1.      Высокий уровень потребления медиа и насыщенности современных обществ средствами массовой информации.
  2.      Идеологическая важность медиа и их влияния на сознание аудитории.
  3.      Быстрый рост количества медийной информации, усиление механизмов управления ею и ее распространения.
  4.      Интенсивность проникновения медиа в основные демократические процессы.
  5.      Повышение значимости визуальной коммуникации и информации во всех областях.
  6.      Необходимость обучения школьников/студентов с ориентацией на соответствие будущим требованиям.
  7.      Нарастающие национальные и международные процессы приватизации информации [2].

К этим причинам сегодня можно добавить еще одну: «пожелтение» средств массовой информации и снижение общего уровня медийной продукции, которое, как ответную реакцию, вызывает к жизни потребность в образовательных технологиях в области масс-медиа.

Медиаобразование — это особая социальная функция, которая может быть реализована только совместными усилиями журналистского сообщества, социально ответственного бизнеса, власти, гражданского общества в целом.

Сама по себе необходимость медиаобразования в нашем медиатизированном мире сегодня уже никем не оспаривается. Многие международные организации — ЮНЕСКО, Совет Европы — неоднократно ставили задачу просвещения и образования в сфере СМИ. По существу, речь идет о развитии у молодежи понимания деятельности СМИ как необходимого элемента общественной жизни. Журналистика, по поводу которой и формируются определенные представления, не может не участвовать в этом процессе.

Развитие IT-технологий, расширение возможностей для информационного обмена между участниками коммуникации, принципиальное изменение их объект-субъектных ролей в сторону диалоговых коммуникаций, а также экономически обусловленная необходимость привлечь новую аудиторию, побуждают средства массовой информации все активнее обращаться к современным медиаобразовательным стратегиям и технологиям.

Как известно, наименее эффективный способ обучения — лекционный. Лучший — самому попытаться передать содержание другому. Если хотя бы один раз начинающий автор самостоятельно подготовит сюжет для программы новостей, либо напишет информационную заметку, он скорее освоит инструментарий журналистики, поймет уровень ее объективности, обнаружит возможности и технологии манипулирования общественным сознанием. В процессе создания информационного продукта молодой человек получает ответы на многие вопросы.

Современные процессы информатизации современного общества и тесно связанные с ними процессы информатизации всех форм образовательной деятельности характеризуются процессами совершенствования и массового распространения современных цифровых и электронных ресурсов, которые по сути своей могут характеризоваться как образовательные. Под электронными образовательными ресурсами (ЭОР) в общем случае понимают — совокупность средств программного, информационного, технического и организационного обеспечения, электронных изданий, размещаемых на машиночитаемых носителях и в сети. Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) — это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.

Студенты многих современных вузов, как технической, так и гуманитарной направленности, в рамках образовательного процесса осваивают современные информационные технологии, без которых сегодня невозможно плодотворно работать и жить в ногу со временем. Учащейся молодежи при подготовке к семинарам, зачетам и экзаменам приходится изучать огромное количество литературы, анализировать различные печатные и электронные источники, СМИ, содержащие полезную и актуальную информацию.

Сегодня процесс выпуска новых учебных пособий ряда предметов по темпу значительно отстает от темпа развития современных информационных технологий. Один из способов решения этой проблемы, наряду с основными медиаобразовательными задачами, лежит в основе нового проекта факультета журналистики Кубанского государственного университета — научно-популярного журнала «INFOBOX».

Это серия специализированных выпусков, в печатной и электронной форме содержащих систематизированные актуальные материалы, которые целесообразно применять в процессе изучения различных учебных дисциплин.

Этот издательский проект студентов факультета журналистики Кубанского государственного университета можно рассмотреть:

          в качестве примера применения современных медиаобразовательных технологии в высшем учебном заведении;

          в качестве примера разработки нового образовательного ресурса.

Два первых номера журнала содержат материалы, посвященные современным информационно-коммуникационным технологиям, которым в настоящее время уделяется большое внимание в программе высшего образования.Эти материалы являются академическими работами студентов второго курса направления «Издательское дело» факультета журналистики, которые подготовлены к семинарам и практическим занятиям дисциплины «Программные средства обработки информации». Процесс работы над данным проектом привлек также внимание студентов направления «Реклама и связи с общественностью». В процессе прохождения практического курса дисциплины «Цифровая допечатная подготовка издательской продукции» появились интересные работы студентов, связанные с кругом тем данного предмета, которые также планируется включить в очередной выпуск журнала.

Рис. 1. Обложки научно-популярного журнала «INFOBOX»№ 1 и № 3

 

Интересна разработка проекта специализированного выпуска № 3 журнала «INFOBOX — ЭКО», в основе концепции которого — в доступной популярной форме дать читателю актуальную информацию о современных тенденциях в мировом эко-движении и выработать у молодежи активную жизненную позицию, направленную на сохранение безопасной окружающей среды.

Издание подготовлено группой студентов 1 курса направления «Издательское дело» к конкурсу студенческих экологических проектов и содержит материалы о различных коллекциях, показах, выставках, идеями которых являются забота об экологии и охрана окружающей среды. Этот выпуск нашего издательского проекта знакомит читателей с такими направлениями в искусстве как «эко-арт», «эко-стиль», «эко-фэшн», «эко-мода», о которых так нечасто говорят в современных средствах массовой информации.

Центральным материалом специализированного выпуска журнала «INFOBOX-ЭКО» является обзор Краевого экологического конкурса «Эко-стиль», проходившего 5 февраля 2015 года в зале Краснодарского Эколого-биологического Центра, где юные дизайнеры со всей Кубани представляли свое видение решения проблемы переработки и использования отходов человеческой жизнедеятельности. Краснодарский Эколого-биологический Центр разместил материал, подготовленный студентами факультета журналистики КубГУ к данному проекту, на страницах своей электронной газеты «Зеленая планета».

Журнал «INFOBOX» № 4 посвящен искусству иллюстрации детской книги. Работа над этим выпуском проходила во втором семестре 2014–2015 учебного года в рамках предмета «Разработка и выпуск печатного издания» со студентами 3-го курса направления «Издательское дело». Состоит он из подборки статей о лучших русских иллюстраторах, здесь можно найти краткую биографию иллюстратора, информацию о его самых значимых работах и достижениях, а также коллаж из лучших иллюстраций.

Книгу невозможно представить без иллюстраций, тем более детскую, и во все времена искусству создания книжной иллюстрации уделялось большое внимание, и это вполне объяснимо, ведь читателю гораздо проще воспринимать текст, поддержанный зрительными образами, помогающими сделать описание более наглядным. Иногда иллюстрация может сказать не меньше, а то и больше, чем текст, особенно если она написана настоящим мастером. Именно таким мастерам живописи, мастерам детской иллюстрации посвящен этот выпуск журнала.

Содержание выпуска выстроено в хронологическом порядке, начинается с обзора творчества знаменитых основоположников русского стиля в книжной иллюстрации Б. В. Зворыкина и И. Я.Билибина. Вошли в выпуск статьи о творчестве В. М. Конашевича, В. Г. Сутеева, Л. В. Владимирского, Б. А. Диодорова, С. А. Алимова, Г. К. Спирина — художниках самого высокого уровня, обладающих потрясающей способностью оживлять слова. Интересна подборка статей о воплощении замысла автора литературного произведения российскими художниками наших дней, такими как Юлия Гукова, Денис Гордеев, Антон Ломаев, Дмитрий Непомнящий и Ольга Попугаева. Поиск интересных примеров работ художников–иллюстраторов, обработку текстовых и графических материалов студенты вели самостоятельно.

Рис. 2. Обложки научно-популярного журнала «INFOBOX»№ 4 и № 5

 

В мае 2015 года в рамках предметов «Разработка концепции издания» и «Редакционно-издательский практикум» студентами 4 курса направления «Издательское дело» факультета журналистики подготовлен выпуск журнала «INFOBOX» № 5, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Для нового поколения Великая Отечественная война — далекая история, но совесть и долг перед погибшими и пережившими войну не должны позволить им забыть эту героически-трагическую страницу летописи нашего государства. Именно эта мысль легла в основу концепции выпуска № 5 студенческого издательского проекта «INFOBOX». В этот выпуск вошли материалы об истории нашего края, о деятельности журналистов и издателей в тяжелые военные годы, он также содержит обзор мемориальных комплексов Краснодара, посвященных героическому подвигу наших земляков.

В процессе подготовки раздела «Хроника событий на Кубани в годы Великой отечественной войны» студенты провели большую работу по поиску, изучению и обработке исторических материалов сайта Управления по делам архивов Краснодарского края. С использованием архивных материалов редакционно-издательского комплекса «Советская Кубань» подготовлена статья «Редакционно-издательская деятельность на Кубани в годы Великой Отечественной войны», вошедшая в этот выпуск. Обзор мемориальных комплексов Краснодара «Поклонимся великим тем годам» задумывался как путеводитель по памятным местам Краснодара, в этот раздел вошли авторские статьи, написанные студентами специально для этого выпуска, некоторые из них опубликованы в других СМИ.

Процесс разработки концепции и подготовка различных выпусков научно-популярного журнал «INFOBOX» дает возможность студентам факультета журналистики Кубанского Университета проявить свои знания и творческие способности в области подбора и анализа, обработки и редактирования текстовой информации и иллюстративных материалов. На практике они применяют и совершенствуют свои способности в области верстки и дизайна, знакомятся со всеми этапами допечатной подготовки изданий.

У будущих специалистов направлений «Журналистика», «Издательское дело», «Реклама и связи с общественностью» в рамках образовательных программ факультета журналистики Кубанского государственного университета есть возможность изучить такие интересные и перспективные дисциплины как «Разработка и выпуск печатного издания», «Программные средства обработки информации», «Цифровая допечатная подготовка изданий», «Современные информационные технологии», «Электронные средства информации», «Веб-дизайн», «Редакционно-издательский практикум». Все эти и ряд других дисциплин позволяют не только развивать навыки и компетенции, применяемые сегодня в практической области медиа-бизнеса, но и демонстрируют эффективность целостной системы медиаобразовательных технологий, применяемых в нашем Вузе, и способствуют формированию медиакультуры современной молодежной аудитории.

 

Литература:

 

  1. Жилавская И. В. Медиаобразование молодежной аудитории. Томск: ТИИТ, 2009. — 322 с
  2. МастерманЛ.Обучение языку средств массовой информации // Специалист. — 1993. — № 5.
  3. Фѐдоров А. В. Медиаобразование: история, теория и методика / А. В. Фѐдоров. –Ростов-н/Д.: Изд-во ЦВВР, 2001. –708 с.
  4. Цымбаленко С. Б. Цивилизационный подход к проблеме формирования информационного пространства и медикультуры учащихся// Пособие для медиаспециалистов, педагогов, родителей и всех, кого волнует судьба «цифрового поколения». — М., 2014. — С. 6–11.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle