Библиографическое описание:

Ефимова Э. Л. Технология коллективного взаимодействия как способ развития самостоятельности и коммуникативных умений обучающихся [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 52-60.

 

Одной из актуальных задач педагогики была и остается проблема активизации познавательной деятельности обучающихся, повышение интереса, мотивации и самостоятельности к овладению теоретическими и практическими знаниями и умениями.

Современная ориентация образования на формирование компетенций как готовности и способности человека к деятельности и общению предполагает создание дидактических и психологических условий, в которых обучающийся может проявить не только интеллект и познавательную активность, но и личностную социальную позицию, свою индивидуальность, выразить себя как субъект обучения.Одной из технологий, позволяющей стать обучающемуся субъектом процесса обучения и плодотворно развивать самостоятельность и коммуникативные умения, является технология коллективного взаимообучения или коллективный способ обучения.

Коллективный способ обучения — это работа учащихся в парах сменного состава, при котором каждый ученик по очереди занимается (обучает и учится) с каждым членом коллектива, являясь то его учеником, обучаемым, то его учителем, т. е. обучающим коллектив, т. е. все обучают каждого и каждый обучает всех .

Исторический аспект освоения КСО, методологические основы.

Идея обучения учеников самими учениками берет свое начало из древности, а в новое время была наиболее ярко воплощена в так называемой белл-ланкастерской системе взаимного обучения. Суть этой системы состояла в том, что учитель в основном обучал старших учеников. Лучшие из старших учеников — мониторы — получив соответствующую инструкцию, обучали тех, кто знает меньше. Это позволяло одному учителю обучать сразу много детей, осуществлять массовое их обучение, но само качество этого обучения было крайне низким. Этим и объясняется то, что белл-ланкастерская система не получила широкого распространения. [1.247].

Проблемы коллективного воспитания и обучения всегда стояли в центре многих психолого-педагогических исследований, опирающихся на широкую философско-методологическую базу (АА.Брудный, Л. П. Буева, В. Г. Иванов, Н. И. Лапин, А. Д. Шиханцов и др.). Вопросы коллективного общения индивидов, и в частности детей, раскрываются в работах таких психологов, как А. Г. Асмолов, В. М. Бехтерев, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, И. А. Зимняя, Б. Ф. Ломов, А. Н. Леонтьев, А. А. Леонтьев, А. В. Петровский, М. М. Рубинштейн, С. Л. Рубинштейн, Л. И. Уманский, Г. А. Цукерман.

Изучением педагогических проблем взаимоотношений в детском коллективе занимались отечественные педагоги П. П. Блонский, К. Н. Венцель, П. Ф. Каптерев, Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, А. П. Пинкевич, Н. И. Пирогов, Н. П. Сорока-Россинский, С. Т. Шацкий.

В дальнейшем их идеи развивали М. Д. Виноградова, О. С. Газман, Н. С. Дежникова, М.Зенов, А. Т. Куракин, А. В. Мудрик, Л. И. Новикова, В.Сенкевич, В. А. Сухомлинский. Коллективизм как основной принцип воспитания провозглашается в коммунарских методиках и системе коллективных творческих дел И. П. Иванова, которые, в свою очередь, легли в основу творчества известных педагогов-исследователей В. А. Караковского,А. Н. Тубельского, М. П. Щетинина

Теоретические и методологические основы технологии коллективного способа обучения (КСО) изложены в исследованиях А. Г. Ривина, В. К. Дьяченко, М. А. Мкртчяна. Системный анализ технологии КСО предпринят Г. К. Селевко. [2].

Александр Григорьевич Ривин и Виталий Кузьмич Дьяченко используют идею взаимного обучения, не выделяя наличного уровня знаний и способностей, включая в посильный диалог-общение всех детей, используя форму динамических (меняющихся) пар, в которых ребенок выступает поочередно то учеником, то учителем.

Методики Ривина имеют различные названия: организованный диалог, коллективное взаимообучение, коллективный способ обучения (КСО), работа учащихся в парах сменного состава.

Любая технология исходит из представлений об источниках, первопричинах, определяющих психическое развитие человека. Основным ведущимфактором развития, на который опирается технология коллективного обучения, является социогенный фактор, который представляет личность как «tabularasa», с латинского «чистая доска». Так философы называют незапрограммированное сознание, на которое записывается социальный опыт человека, результаты обучения. 

Научные концепции усвоения социального опыта

В современной психологической науке существует ряд концепций, предлагающих свое понимание процесса общественного знания отдельным человеком и соответственно структуры его познавательных действий. [3]. К ним относят:

          Теория поэтапного формирования умственных действий (Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина).

          Бихевиористкие теории научения (Э.Торндайк, Д.Уотсон, Б.Скиннер и др).

          Гештальт-теория усвоения (М.Вертхеймер, Г. Мюллер, В.Келлер, К.Коффка и др.)

          Суггестопедическая концепция обучения.

          Теория нейролингвистического программирования

          Теория содержательного обобщения (Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова).

          Теория когнитивного учения (Д.Брукнера — С.Пайперта).

          ассоциативно-рефлекторная концепция усвоения 

Положения ассоциативно-рефлекторной теории

Что касается технологии коллективного обучения, то в ее основе лежит ассоциативно-рефлекторная концепция усвоения, которая опирается на основные представления условно-рефлекторной деятельности головного мозга, вскрытые И. М. Сеченовым и И. П. Павловым. [3].Согласно их учению, во время жизни в мозгу человека происходит постоянный процесс образования условно-рефлекторных связей — ассоциаций. Образовавшиеся ассоциации — своеобразный опыт, жизненный багаж человека. От того, какие ассоциации будут устойчивыми и закрепятся в сознании зависит индивидуальность каждой личности. На основе учения о физиологии умственной деятельности известные отечественные ученые психологи, педагоги С. Л. Рубинштейн, А. А. Смирнов, Ю. А. Самарин, П. А. Шеварев, и др. разработали ассоциативно-рефлекторную теорию обучения.

Кратко смысл ассоциативно-рефлекторной теории можно выразить следующими положениями.

          Усвоение знаний, формирование навыков и умений, развитие личностных качеств человека — есть процесс образования в его сознании различных ассоциаций: простых и сложных

          Приобретение знаний, формирование навыков и умений, развитие способностей (т. е. процесс образования ассоциаций) имеет определенную логическую последовательность и включает в себя следующие этапы:

восприятие учебного материала;

его осмысление, доведенное до понимания внутренних связей и противоречий;

запоминание и сохранение в памяти изученного материала;

применение усвоенного в практической деятельности.

          Основным этапом процесса обучения выступает активная мыслительная деятельность обучаемого по решению теоретических и практических учебных задач.

          Наивысший результат в обучении достигается при соблюдении ряда условий:

формирования активного отношения к обучению со стороны обучаемых;

подачи учебного материала в определенной последовательности;

демонстрации и закрепления в упражнениях различных приемов умственной и практической деятельности; применения знаний в учебных и служебных целях и т. п.

Из данных теоретических положений можно сделать практические выводы:

  1.      Овладение учебным материалом начинается с его восприятия. Для улучшения восприятия учебной информации важно привлечь органы чувств: слуховые, зрительные, двигательные и др.
  2.      Если учебный материал содержит большое количество блоков, то для его восприятия лучше применять специальные приемы: выделять главное; применять подчеркивание; использовать цвет; предлагать обратить особое внимание и т. д.
  3.      Для активизации процесса осмысления учебного материала важно, чтобы он был: доступным; логически взаимосвязанным; правильно понятым; актуализированным.
  4.      В процессе обучения важно обеспечить не только восприятие и осмысление учебного материала, но и его закрепление в памяти. Для этого необходимо: составление конспекта изученного; повторение; рассказ; объяснение; показ усвоенного товарищу; применение полученных знаний в практической деятельности. Основой процесса овладения знаниями является их применение на практике [5].

Учителю важно помнить, что применение знаний на практике дает эффект лишь в том случае, если оно выполняется осмысленно, если ученики хорошо усвоили теоретические основы своих действий. В противном случае они будут неспособны обнаружить свои ошибки, осознать различные способы применения приобретенных знаний и творчески действовать в различных ситуациях.

Характерными чертами ассоциативно-рефлекторной теории обучения являются:

          направленность на активизацию познавательной деятельности;

          направленность на умственное развитие учеников;

          формирование у учеников самостоятельного творческого мышления.

Реализуется это посредством использования активных, форм обучения, позволяющих накапливать у обучаемых разнообразные профессиональные ассоциации и развивать интеллектуальные способности.

КСО — это включение в учебный процесс естественной структуры общения между людьми — диалогических пар.

 Принципы технологии коллективного способа обучения

          ориентация на высшие конечные результаты;

          непрерывная передача полученных знаний друг другу;

          сотрудничество и взаимопомощь между учениками;

          разнообразие тем и заданий;

          разноуровневость участников педагогического процесса;

          обучение по способностям индивида;

          педагогизация деятельности каждого участника [1.241].

Существуют различные методики, следуя которым, дети в парах могут обучать друг друга, изучать новый материал, тренироваться, проверять и т. д. 

Приемы и методы технологии КСО

          взаимные диктанты в парах сменного состава;

          разучивание стихотворений;

          работа в парах сменного состава по карточкам;

          методика М. Г. Булановской;

          взаимообмен заданиями (ВОЗ);

          методика работы по вопросникам;

          методика Ривина А. Г.;

          сотрудничество учащихся «по вертикали»;

          педагогика сотрудничества и «погружение».

Каждая группа методик для сменных пар требует определенных навыков и умений как у учащихся, так и учителей. Эти умения сначала вырабатываются в постоянных парах, и только после этого класс переводится на работу в парах сменного состава. При работе в парах партнеры все время говорят, в классе шумно. Работа в шуме непривычна. Потому задача учителя на первых порах: научиться слушать и слышать несколько пар, направлять работу отдельных учеников и управлять процессом в целом.

У учащихся иные задачи: учиться работать в шуме, регулировать громкость своего голоса так, чтобы партнер его хорошо слышал, а другим ученикам голос не мешал; слушать товарища и слышать его; учиться сидеть так, чтобы было удобно общаться друг с другом.У учащихся вырабатываются навыки социального и делового общения, происходит усвоение изучаемого материала, формируются педагогические умения и навыки. Обучение в парах сменного состава значительно обогащает каждого участника. 

Техники, применяемые в технологии КСО

При обучении в парах сменного состава можно использовать технику организации групповой работы в четверках «междусобойчик» и тех нику «мозаика»

Техника организации групповой работы в четверках — «Междусобойчик»[4 c.33].

Таблица 1

Этап

Содержание деятельности

1. Индивидуальная работа

Педагог предлагает задание (достаточно большое по объему): изучить и составить конспект 3–4 параграфов учебника; продумать вопросы к дискуссии по актуальной теме и т. д. На подготовку и выполнение данного задания дается 15–20 минут. Важно, чтобы к концу контрольного времени каждый член группы имел свой вариант выполненного задания.

2. Работа в парах (горизонтальные связи)

Предположим, что каждый член группы имеет условное обозначение: четыре человека — четыре буквенных знака: А,Б,В,Г. На втором этапе каждый участник выбирает себе партнера: напр., А-Г, В-Б. Задание по содержанию остается прежним. Но цель данного этапа заключается в нахождении общего решения между групповыми парами. Важно, чтобы найденное решение выражало общее мнение двух участников. Время –10 мин.

3. Работа в парах (вертикальные связи)

В четверках снова меняются пары. Содержание прежнее. Представители предыдущих пар сообщают новым партнерам свой путь решения и вновь ищут возможность обновления проблемы. Время — 10 мин. Таким образом, каждый участник группы имеет возможность выслушать чужое мнение, предложить свое понимание проблемы, поучиться отстаивать найденное решение.

4. Принятие группового решения

Каждая четверка собирается вместе. Поскольку все члены уже осведомлены о возможных способах решения, цель данного этапа заключается в выработке общих положений, при этом большое внимание уделяется не только содержательной части, но и форме ее исполнения (группы могут предложить решение в виде конспекта, рисунка, схемы, стихов…). Время на поиск — 10 мин.

 

Эта форма работы помимо активного усвоения информации позволяет выработать навыки совместной деятельности. Особенно она помогает застенчивым детям, благотворно влияет на самооценку школьников. Но как и у всякого метода и у него есть свои недостатки. И один из них это замыкание на одной микрогруппе поэтому когда ''Междусобойчики'' будут освоены, можно переходить к следующей форме взаимодействия — ''Мозаика''. Смысл этой методики заключается в поиске совместного решения не столько для одной микрогруппы, сколько для выработки общего мнения целого коллектива. Содержание (проблема, тема и т. д.) аналогично в предыдущей методике. Однако суть заключается в поиске решения проблемы не только внутри,  но и за пределами микрогруппы.

Техника «Мозаика»

Работа осуществляется в четыре этапа (продолжительность каждого этапа от 10 до 20 мин). Участники делятся на тройки или четверки по карточкам с буквенными индексами (А, В, С) или (А,В,С,Д), которые заранее подготовлены и разложены на каждом столе.

1 этап. Внутри круга. Название говорит само за себя: прежде всего проблема решается внутри микрогруппы из 3–4 человек. Преподаватель предлагает задание: например, составить проблемный тезаурус какой-либо темы, определить характерные черты изучаемого явления или события и т д. В итоге каждый участник микрогруппы должен иметь листок с согласованным в микрогруппе решением.

2 этап. В людях. Вновь название подсказывает дальнейшие действия. Первоначальные группы временно распадаются, но появляются новые, сформированные по принципу ''буквенного единства'': А-А; В-В и т. д. Каждый из участников новой группы привносит свой путь решения проблемы и знакомится с вариантами других групп. Выбирается общее или лучшее решение.

3 этап. Следующий этап по форме практически повторяет предыдущий: работа ведется в парах буквенного единства», но уже с новыми партнерами. Таким образом, к концу третьего этапа каждый участник имеет многовариантный конспект решений проблемы.

4 этап. Поиск нового решения. Восстанавливаются и объединяются первоначальные группы. Но участники приходят с обогащенным видением проблемы и пониманием многозначности ее решений. В таком совместном поиске находится более объективное решение по сравнению с работой одной изолированной группы. При таком взаимодействии решение каждой отдельной группы оказывается приближенным к единому решению всего коллектива.

Данная техника позволяет преподавателю показать вариативность, полифоничность решаемых задач. При этом необходимо обратить внимание участников на то, что здесь не может быть «неправильных» или «правильных» решений. В каждом из предложенных вариантов обязательно содержится рациональное зерно — нужно только уметь его вырас тить [4.31].

Особенности фронтального и коллективного способов обучения

Особенности коллективного способа обучения особенно четко видны при сравнении его с фронтальным [1.247].

Таблица 2

Фронтальный СО

Коллективный СО

организационные

четкость, упорядоченность

говорит один

общение учащихся отсутствует

молчание

постоянное рабочее

отсутствует

говорят все

все общаются

рабочий шум

смена рабочих мест

дидактические

обучает профессиональный педагог

весь материал — сразу и для всех

мало самостоятельности

сотрудничество учащихся минимально

усвоение и применение — разнесены

 

обучают ученики

разные темпы и материал

полная самостоятельность

сотрудничество — основа обучения

максимально приближены

 

развивающие

ученик — объект

уравниловка, усреднение способностей детей

систематический характер обучения

не учатся выступать

не умеют объяснять

ученик-субъект + объект

в соответствии с индивидуальными особенностями

спонтанный характер

учатся выступать, рассуждают, доказывают

развитие педагогических способностей

воспитательные

каждый работает на себя и группу

отношения детей — на уровне номинального коллектива (неколлективистские)

на себя и на другого

отношения ответственной зависимости: коллективистские

  

Алгоритм проектирования обучающей системы КСО

Работа преподавателя, внедряющего технологию коллективного обучения в практику преподавания своего предмета может строиться следующим образом.

  1.         Подготовка учебного материала.

          Разработать технологическую капсулу изучения темы;

          Расчленить учебный материал (текст, §) на смысловые единицы, абзацы;

          Разработать целевые задания (карточки) — обучающие, развивающие, контрольные, в том числе и домашние;

  1.         Организация работы учащихся. Подготовка их к отработке необходимых учебных умений:

          Умения слушать партнера и слышать, что он говорит;

          Умения работать в шумовой среде;

          Умения ориентироваться в пространстве класса, передвигаться от пары к паре, ориентироваться с помощью цветовых сигналов и маршрутных листов;

          Умения переводить слова в образ и образ в слова (понимать и объяснять, находить общий язык);

          Умения находить необходимую информацию;

          Умения соблюдать правила игры, т. к. здесь часто используется игровая ситуация.

  1.         Знакомство обучающихся с технологической капсулой темыТехнологическая капсула темы (на 10 часов) может включать следующие виды деятельности на уроках:

1 пара (2ч.) — вводная лекция;

2 пара (2ч.) — отработка материала, текста по методикам КСО;

3 пара (2ч.) — отработка темы по карточкам;

4 пара (2ч) — практическое занятие по методикам КСО;

5 пара (2ч.) — тематический контроль.

  1.         Ход учебного занятия в технологии КСО опирается на основной алгоритм, который следует отработать и освоить с учащимися на первых этапах введения этой технологии:

          Прочитай текст и подели его на смысловые абзацы;

          Найди первого партнера;

          Проработайте вместе первый абзац твоего текста:

          О чем этот абзац?

          О каких явлениях, фактах, событиях идет речь в этом абзаце (ключевые слова)?

          Какова основная мысль абзаца (определяется по ключевым словам)?

          Как связана основная мысль с предыдущим абзацем? О чем будет идти речь далее?

          Выдели и выпиши основные понятия (незнакомые слова и словосочетания) в свою тетрадь;

          Перескажи текст данного абзаца партнеру;

          Ответь на вопросы партнера;

          Подумайте над заголовком данного абзаца, который станет опорным сигналом при дальнейшем пересказе текста, запишите его в тетради;

          Прочитайте второй абзац текста;

          Выпишите новые слова;

          Выслушай пересказ партнером первого и второго абзацев;

          Задай вопросы партнеру по первому и второму абзацу;

          Подумайте и запишите заголовок второго абзаца;

          Поблагодарите друг друга за работу.

Этот ключевой алгоритм лежит в основе разнообразных методик технологии КСО. Обучающиеся могут работать с текстом одного параграфа или с разными текстами — у каждого партнера свой текст, или с карточками — заданиями, могут меняться партнерами после каждого задания, работая по способу «лабиринт» или работать вместе над несколькими заданиями подряд; пересказывающий текст ученик может играть роль «ученика», т. е. получать отметку от «учителя», отвечать на его вопросы, или играть роль «учителя», т. е. объяснять материал и задавать вопросы, чтобы откорректировать знания партнера, поставить ему отметку.

  1.         Посадка детей в технологии КСО имеет большое значение.

Лекция, объяснение — посадка рядами;

Семинар, диспут — круговая посадка;

Групповая работа — посадка по 4 или по 6 человек;

Защита проектов — посадка в два ряда напротив друг друга.

При разработке карточек-заданий следует придерживаться цветовых сигналов:

1 уровень — репродуктивные задания на воспроизведение материала имеют желтый цветовой сигнал;

2 уровень — задания конструктивного типа на объяснение, установление причинно-следственных связей, сравнение, выведение закономерностей имеют синий цветовой сигнал;

3 уровень — творческие задания на создание собственных проектов, моделей, написание сочинений, рецензий имеют зеленый цветовой сигнал (что можно рассматривать как сумму желтого и синего).

Контрольные карточки имеют красный цвет.

Методика использования разноуровневых заданий определяется учителем в зависимости от типа урока, уровня сложности материала, программных требований, вида деятельности и уровня развития учащихся. Так, на уроке изучения нового материала все должны освоить задания репродуктивного уровня. На уроках отработки материала, закрепления и обобщения учащиеся постепенно продвигаются по сложности заданий: желтые — синие — зеленые, могут сами выбирать уровень заданий, с которого начинать. При отработке материала в парах, желательно, чтобы задания у обоих партнеров были «одного цвета». В контрольную карточку по итогам прохождения всей темы включаются задания всех уровней.

Учет знаний при работе по технологии КСО ведется на специальных оценочных листах, которые имеются у каждого ученика, в каждой малой группе или один на весь класс — в зависимости от использующейся методики.

Таблица 3

Ф.И.

Карточка

желтая

синяя

зеленая

Красная

Иванов

 

4

 

5

Петров

 

 

4

4

  

Алгоритм применения технологии КСО

Рассмотрим работу в парах сменного состава на примере практического занятия в виде деловой игры по методике А. Г. Ривина.

При проведении практических занятий с учащимися в виде деловых игр, ставятся следующие учебные цели:

          Знакомство с новой формой организации процесса.

          —иагностика умений учащегося: структурирования текста, отбора и объяснения нового материала.

          Формирование умений делового общения: высказываться конкретно, кратко, информативно; точно по существу формулировать вопросы; выслушивать и понимать собеседника, вести конструктивный диалог, помогать друг другу в решении проблем.

          Усвоение информации по предложенной теме.

Проведение деловой игры состоит из следующих этапов:

1 этап Вводная лекция-инструкция, на которой преподаватель готовит учащихся к восприятию нового материала по теме занятия и поэтапно объясняет технологию деловой игры. Перед учащимися ставится задача овладеть как методикой работы, так и содержанием информации. Содержание информации может быть различно.

2 этап Индивидуальная работа с текстом. Преподаватель делит учащихся на группы по 4 человека. Группы получают пакеты с набором текстов для каждого участника и алгоритм действий:

          самостоятельное изучение текста и составление структуры индивидуального сообщения;

          составление вопросов на понимание прочитанного текста.

Для удобства работы учащихся необходимо рассадить следующим образом:

I вариант — учащиеся, получающие тесты под № 1 и № 3,

II вариант — учащиеся, получающие тесты под № 2 и № 4.

Перед ними ставятся задачи:

  1. Ознакомиться с предложенным текстом.
  2. Структурировать его.
  3. Составить вопросы на понимание прочитанного.

3 этап. Работа в парах сменного состава. После самостоятельного изучения текстов, их структурирования перед учащимися ставятся следующие задачи:

  1.      Пересказать партнеру свой текст так, чтобы он мог сам структурировать его и сформулировать выводы.
  2.      Задать партнеру вопросы на понимание прослушанного текста.
  3.      Совместно структурировать обговоренный текст и сформулировать выводы. Учащиеся обмениваются информацией, при этом каждый трижды меняет партнера.

Это происходит следующим образом.

1. Учащиеся I варианта, получившие тексты № 1 и № 3 («учителя»), рассказывают свою информацию соседям по парте («ученикам»). «Ученики» должны составить опорный конспект нового материала. После объяснения «учителя» задают вопросы на понимание прослушанного текста своим соседям по парте.

2. Учащиеся II варианта, получившие тексты № 2 и № 4, рассказывают свою информацию соседям по парте и задают им вопросы на понимание прочитанного текста.

3. Учащиеся, получившие тексты № 1 и № 2, в каждой «четверке» поворачиваются лицом к своим партнерам, получившим тексты № 3 и № 4, рассказывают свою информацию и задают вопросы.

4. Учащиеся, получившие тексты под № 3 и № 4, рассказывают свою информацию и задают вопросы партнерам, получившим тексты № 1 и № 2.

5. Учащиеся, получившие тексты под № 1 и № 2, рассказывают свою информацию и задают вопросы на понимание партнерам, получившим тексты под № 4 и № 3.

6. Учащиеся, получившие тексты под № 3 и № 4, рассказывают свою информацию и задают вопросы партнерам, получившим тексты под № 2 и № 1.

 

Итак, каждый учащийся свой текст рассказывает троим своим соседям и сам получает необходимую информацию.

Такая деятельность имеет коллективный характер, общими усилиями осваивается тема занятия, каждый учащийся помогает другим.

В процессе коллективной работы у каждого учащегося развиваются качества взаимопомощи, требовательности, личной ответственности, умение оценивать себя и товарища. Развиваются умения слушать, ставить вопросы, давать советы. Возникает интерес к общению и новым знаниям, У учащихся отмечается возрастание чувства личной ответственности перед товарищами за объясненный материал. Прочное знание усвоенного материала на занятиях поднимает настроение, а высокое качество знаний формирует личное достоинство.

Работа в диалоге мобилизует коммуникативные умения. В диалоге развивается подвижность коммуникативных процессов: то, как «учитель» передает тему; то как «ученик» ее осваивает, выслушивает; то, как «учитель» оценивает умения объяснять новую тему, дает советы, поправляет; и то, как «ученик» выслушивает замечания, советы, записывает, задает вопросы. Смена ролей оказывает влияние на развитие способностей у учащихся управления учебным процессом.

В процессе диалога у учащихся формируется ответственность за свои знания и знания товарищей. Возможность индивидуального подхода в парах сменного состава к объяснению нового материала, вопросам и ответам помогает воспитывать честность и искренность.

После работы в парах сменного состава у каждого учащегося выявляется высокий уровень качества знаний.

В процессе повторных рассказов у них происходит выявление главного, существенного, свертывание информации, то есть усвоение и запоминание.

Как любая педагогическая технология, технология КСО не может эффективно решать все педагогические задачи одновременно. Как любая педагогическая технология она имеет свои достоинства и недостатки. Среди достоинств можно выделить следующие:

          в результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания;

          в процессе речи развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти, идет мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знании;

          каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе;

          повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда;

          отпадает необходимость в сдерживании темпа продвижения одних и в понукании других учащихся, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе;

          формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений;

          обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, а, следовательно, обеспечивает более прочное усвоение.

 

Литература:

 

  1.      Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. — М.: Народное образование, 2005.
  2.      Яловец Татьяна Владимировна. Технология коллективного способа обучения в повышении квалификации учителя: Дис.... канд. пед. наук: 13.00.08: Новокузнецк, 2003.
  3.      Атутов П. Р. Технология и современное образование //Педагогика. — 1996. — № 2.
  4.      Т.С Панина, Л. Н. Вавилова. Современные способы активизации обучения: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений — М.: Издательский центр «Академия», 2006.
  5.      Фалейтор А. Сегментирование рынка // Энциклопедия маркетинга
  6.      Современные педагогические технологии как объективная потребность [Электронный ресурс]. — Режим доступа: kpip.kbsu.ruЛекция

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle