Роль инновационного образования при формировании профессиональных знаний | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 1. Общая педагогика

Опубликовано в

VII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2015)

Дата публикации: 09.10.2015

Статья просмотрена: 231 раз

Библиографическое описание:

Сорокина, Е. И. Роль инновационного образования при формировании профессиональных знаний / Е. И. Сорокина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 27-29. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/184/8929/ (дата обращения: 23.04.2024).



 

Современный период социально-экономического развития России определяет необходимость значительного повышения качества подготовки специалистов. С одной стороны, это связано с научно-техническим прогрессом, последствия которого проявляются практически во всех сферах профессиональной и социальной деятельности людей, в том числе и в сфере образования, с другой стороны, с комплексными исследованиями, обеспечивающими создание, применение и распределение знаний в социально-экономическом пространстве, где инновации становятся системным явлением.

Большое значение имеет и то, что научно-технический прогресс предъявляет не только новые требования к самому человеку, но и к системе профессионального образования. Возникшее противоречие между растущим объемом информации и кризисом дидактических методов подготовки специалистов требует перехода к принципиально новым технологиям профессионального обучения. Все более очевидной становится необходимость изменения приоритетов профессиональной подготовки специалистов в направлении развития эвристического и творческого мышления, становления индивида как субъекта саморазвития, овладения им инструментами управления собственной образовательной деятельностью.

Образовательная технология — это процессная система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам.

Современную технологию характеризуют следующие позиции:

        технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит определенная методологическая, философская позиция автора;

        технологическая цепочка действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;

        функционирование технологии предусматривает взаимосвязанную деятельность учителя и учащихся на договорной основе с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальную реализацию человеческих и технических возможностей;

        поэтапное планирование и последовательное воплощение элементов педагогической технологии должны быть, с одной стороны, воспроизведены любым учителем и, с другой, гарантировать достижение планируемых результатов всеми школьниками;

        органической частью технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности

        Целями инновационного образования являются:

        обеспечение высокого уровня интеллектуально-личностного и духовного развития студента;

        создание условий для овладения им навыками научного стиля мышления;

        научение методологии нововведений в социально-экономической и профессиональной сферах.

Инновационное образование ориентируется на студента и педагога, полагая их субъектами образовательного процесса. Их интересы — духовные, интеллектуальные, культурные — служат предпосылкой становления профессионального мышления, а потому выносятся в центр внимания такого образования. Антропоцентризм как свойство инновационного образования предполагает высокий уровень самостоятельности студента, его способности к самоуправлению, от преподавателя требуется высокий уровень педагогической компетентности, инициативности и технологической функциональной грамотности.

Ключевым понятием инновационного образования является понятие «профессионализм». Профессионализм в педагогике высшей школы понимают через призму качества, норму качества, эталонный уровень.

Большинство педагогов под профессионализмом понимают:

        определенный уровень мастерства решения профессиональных задач;

        способность в рамках своей профессии к надежной, безотказной деятельности;

        творчество в нестандартных ситуациях, поиск эффективных решений;

        высокий интеллектуально-личностный уровень развития;

        наличие ключевых квалификаций и компетенций.

Традиционный образовательный процесс в вузе дает студентам учебные знания, но привязка этих знаний к конкретной профессиональной деятельности происходит эпизодически, например, во время курсовой, преддипломной или производственной практик. Ясно, что оснастить студента реальными профессиональными знаниями и качествами в этих условиях довольно сложно.

Инновационное же образование ориентированно на формирование профессиональных знаний и качеств в процессе освоения инновационной динамики, например, в процессе освоения типичных инноваций через электронную хрестоматию, где представлены типичные инновации, демонстрирующие ход развития данной профессиональной сферы деятельности, собраны профессиональные задачи интегрального типа.

Таким образом, понятие профессионализма становится интегральным качеством выпускника, которое он синтезировал сам в процессе своего обучения. Осознание студентом себя как профессионала влияет на исход образовательного процесса, поскольку активизирует мотивацию саморазвития, что, в свою очередь, превращает процесс обучения в источник удовлетворения потребностей развивающейся личности. В итоге студент осуществляет реальный переход из формально-правового (студент как субъект образования) в состояние фактического антропоцентризма (студент — субъект собственной жизнедеятельности).

Итак, инновационное образование выстраивает учебный процесс как движение от социальных и общекультурных знаний и умений своей профессии (от профессии к культуре) к технологическим, дающим ему понимание способов и методов решения профессиональных задач, а от них к методологическим, позволяющим отслеживать динамику изменения качества своей профессиональной деятельности (от технологии к инновационному мышлению).

Инновационное мышление формируется у студента, если он, активно мотивирован в обучении, реализует требования самоменеджмента, индивидуального самоуправления для достижения амбициозных (в хорошем смысле слова) жизненных целей; если учебный процесс отражает полный жизненный цикл профессиональной деятельности с ее новшествами и противоречиями.

Можно сделать вывод о том, что ведущими функциями инновационного обучения можно считать: интенсивное развитие личности студента и педагога; демократизацию их совместной деятельности и общения; гуманизацию учебно-воспитательного процесса; ориентацию на творческое преподавание и активное учение, и инициативу студента в формировании себя как будущего профессионала; модернизацию средств, методов, технологий и материальной базы обучения, способствующих формированию инновационного мышления будущего профессионала.

 

Литература:

 

  1. По материалам Специализированного образовательного портала Инновации в образовании [Электронный ресурс] //http://sinncom.ru
Основные термины (генерируются автоматически): инновационное образование, инновационное мышление, образовательный процесс, профессиональная деятельность, будущий профессионал, высокий уровень, знание, научно-технический прогресс, процесс освоения, учебный процесс.

Похожие статьи

Инновационные методы в среднем профессиональном...

Понятие «инновационная деятельность» применительно к образовательной системе может быть интерпретировано как преобразование содержания образования, организационно-технологических основ образовательного процесса...

Инновационные процессы в образовании | Статья в журнале...

образование, учитель, процесс, портфолио, инновация, педагогическая деятельность, инновационная деятельность, инновационная

Инновационные процессы происходят на разных уровнях образовательной деятельности. Инновации в дошкольном образовании.

Инновационные процессы в образовании | Статья в сборнике...

Инновационные процессы в образовании. Автор: Юсупова Элеонора Фердинандовна.

В качестве содержания инновации могут выступать: научно-теоретическое знание определённой новизны, новые эффективные образовательные технологии, выполненный в виде...

Инновационное развитие системы профессионального...

Инновационное развитие системы профессионального образования. Автор: Савенкова Татьяна Ивановна.

Ускорение научно-технического прогресса ориентирует образовательные структуры вести подготовку специалистов на базе новейших технологий...

Инновационная деятельность педагога в образовании

Инновационные процессы и тенденции в образовательном... образовательный процесс, инновация, инновационная деятельность, изменение, создание, педагогическая деятельность, образовательная деятельность, интенсивное развитие...

Инновационные процессы и тенденции в образовательном...

Инновационные процессы происходят на разных уровнях образовательной деятельности. Инновации в дошкольном образовании. Инновационная деятельность в детском дошкольном учреждении должна способствовать улучшению педагогической системы...

Понятие об инновациях в образовании, их классификация

В данной статье рассматриваются вопросы инновационных технологий в образовании. Рассматривается инновационная деятельность, инновационный процесс, педагогическая инновация, инновационно-образовательная технология.

Современное инженерное образование и инновации...

инновационный процесс, научно-технический прогресс, инновационная деятельность, модель, технологический толчок, национальная инновационная.

Понятие и сущность инновационного развития в сегменте...

инновационная деятельность, инновационный процесс, научно-исследовательская деятельность, научно-техническая деятельность, инновационный потенциал, инновационная активность, инновационное...

Похожие статьи

Инновационные методы в среднем профессиональном...

Понятие «инновационная деятельность» применительно к образовательной системе может быть интерпретировано как преобразование содержания образования, организационно-технологических основ образовательного процесса...

Инновационные процессы в образовании | Статья в журнале...

образование, учитель, процесс, портфолио, инновация, педагогическая деятельность, инновационная деятельность, инновационная

Инновационные процессы происходят на разных уровнях образовательной деятельности. Инновации в дошкольном образовании.

Инновационные процессы в образовании | Статья в сборнике...

Инновационные процессы в образовании. Автор: Юсупова Элеонора Фердинандовна.

В качестве содержания инновации могут выступать: научно-теоретическое знание определённой новизны, новые эффективные образовательные технологии, выполненный в виде...

Инновационное развитие системы профессионального...

Инновационное развитие системы профессионального образования. Автор: Савенкова Татьяна Ивановна.

Ускорение научно-технического прогресса ориентирует образовательные структуры вести подготовку специалистов на базе новейших технологий...

Инновационная деятельность педагога в образовании

Инновационные процессы и тенденции в образовательном... образовательный процесс, инновация, инновационная деятельность, изменение, создание, педагогическая деятельность, образовательная деятельность, интенсивное развитие...

Инновационные процессы и тенденции в образовательном...

Инновационные процессы происходят на разных уровнях образовательной деятельности. Инновации в дошкольном образовании. Инновационная деятельность в детском дошкольном учреждении должна способствовать улучшению педагогической системы...

Понятие об инновациях в образовании, их классификация

В данной статье рассматриваются вопросы инновационных технологий в образовании. Рассматривается инновационная деятельность, инновационный процесс, педагогическая инновация, инновационно-образовательная технология.

Современное инженерное образование и инновации...

инновационный процесс, научно-технический прогресс, инновационная деятельность, модель, технологический толчок, национальная инновационная.

Понятие и сущность инновационного развития в сегменте...

инновационная деятельность, инновационный процесс, научно-исследовательская деятельность, научно-техническая деятельность, инновационный потенциал, инновационная активность, инновационное...