Библиографическое описание:

Маркова Л. В. Развитие эмоционального мира детей старшего дошкольного возраста через музыкальные сказки [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 91-93.



 

Среди глобальных проблем человечества, наиболее остро заявляющих о себе в XXI веке, особое место занимает психическое здоровье детей. Одним из факторов, влияющих на психическое здоровье детей, можно рассматривать эмоциональную сферу как сложноорганизованную систему регуляции поведения ребёнка. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста является приоритетным в системе дошкольного воспитания в силу своей особой значимости в социальном развитии ребёнка, приобщение его к активной целенаправленной деятельности, определяющей как психоэмоциональное самочувствие ребёнка, так и успех любой деятельности

Предназначение дошкольного возраста заключается не столько в овладении ребёнком знаний, сколько в становлении базовых свойств его личности: эоционально-потребностной сферы. Эмоции ребёнка — это послание о его состоянии окружающим его взрослым. Детские эмоции влияют на будущее поведение человека. Эмоции способствуют социальному и нравственному развитию, которое начинается с известных вопросов «Что такое хорошо? Что такое плохо?».

Все изменения в познавательной деятельности, которые происходят на протяжении детства, необходимо связывать, как справедливо указывал Л. С. Выготский, с глубоким изменением в мотивационно — эмоциональной сфере личности ребёнка.

Работая с детьми не один год, общаясь с ними из дня в день я пришла к выводу: формирование эмоций и коррекцию недостатков эмоциональной сферы необходимо рассматривать в качестве одной из наиболее важных, можно сказать приоритетных задач воспитания. Известно, что в процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребёнка: меняются его взгляды на мир, отношение с окружающими, но сама эмоциональная сфера качественно не меняется. Её надо развивать.

Я пришла к выводу: воспитание предполагает не только обучение детей определённой системе знаний, умений и навыков, но и формирование эмоционального отношения к действительности и людям. Эффективность обучения, в свою очередь, напрямую зависит и от того, какие чувства вызывает у ребёнка та или иная ситуация, как он переживает свои успехи и неудачи.

Настроение улучшает и процесс запоминания. Благодаря эмоциональной памяти долго помнятся пережитые события. Для психического здоровья, на мой взгляд, необходима сбалансированность эмоций. Поэтому, при воспитании эмоций важно научить детей не бояться отрицательных эмоций, ибо не возможно представить себе какую-то деятельность без ошибок и неудач.

Причины, заставившие меня более внимательно отнестись к этой проблеме — это эмоциональные нарушения в поведении детей. Эти нарушения проявляются в виде неустойчивого настроения ребёнка (возбудимое или депрессивное настроение), в виде особенностей характера (раздражительный, гневный, угодливый), неумение детей адекватно проявлять собственные эмоции, учитывать эмоции окружающих и реагировать на них.

Мой опыт направлен на развитие эмоциональной сферы детей, умение понимать своё эмоциональное состояние, распознавать чувства других людей, на развитие у детей способности к эмоциональной регуляции собственного поведения, произвольности.

К задачам старшего дошкольного возраста относятся следующее:

        совершенствование опыта внешнего оформления эмоций,

        стимулирование самобытности эмоционального реагирования.

Свою работу строю с опорой на возрастные возможности дошкольников. Воплощению этого принципа способствует учёт интересов детей, определяемых возрастом (сказки, игры и т. д.).

Создание музыкальной сказки — очень увлекательное и полезное занятие.

Совместной творческой деятельностью вовлекаю в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогаю им преодолеть застенчивость и зажатость. В ходе подготовки стараюсь не перегружать детей, не навязывать своего мнения, не позволяю одним детям вмешиваться в действия других, предоставляю всем детям возможность попробовать себя в разных ролях, не распределяя их среди наиболее способных.

Первая встреча с пьесой или инсценировкой должна быть эмоционально насыщенна, чтобы побудить интерес. Мир сказки с его чудесами и тайнами, приключениями и превращениям очень близок ребёнку дошкольного возраста. Сказки пробуждают в детях умение сострадать, желание понять другого человека, чувство справедливости, стремление делать добро и бороться со злом. Проводила большую предварительную, подготовительную работу: разучивали с детьми музыкальные и театральные игры, такие как: «Знакомство», «Матрёшки», «Поварята» и другие. Развивала у детей умение пользоваться жестами, умение произвольно реагировать на музыкальные сигналы, умение передавать в свободных импровизациях характер и настроение музыки с помощью игр и упражнений: «Осенние листья», «Бабочки», «Мокрые котята» и другие. С помощью игр и упражнений («Мыльные пузыри», «Весёлый пятачок», «Вопрос — ответ», «Волшебная корзина» и другие) развивала у детей речевое дыхание и правильную артикуляцию, дикцию, учила строить диалог, подбирать слова по общим признакам и определениям к словам. Подбирая материал для инсценировок, музыкальных сказок, я отталкивалась от возрастных возможностей, знаний и умений, в то же время я хотела и ставила себе задачу — обогатить их жизненный опыт, пробудить интерес к новым знаниям, расширить их творческие возможности.

Готовя музыкальные сказки по мотивам русских народных сказок, повожу беседу о жизни и быте русских людей много лет назад, о том, во что они одевались, чем питались, какие обычаи соблюдали, как общались между собой. Мой собственный рассказ, художественные иллюстрации, прослушивание музыкальных произведений, знакомые фильмы — помогают почувствовать детям атмосферу произведений, сказочных событий. Это расширяет кругозор, активизирует познавательный интерес. Очень полезно для развития воображения, умение фантазировать, предлагать детям сочинять жизнь героев до начала пьесы, помогая разнообразными вопросами. Часто ответы детей служат толчком для появления новых вопросов.

В работе над отдельными эпизодами включаются самые активные дети, но постепенно я стараюсь вовлечь в этот процесс всех детей группы. Предлагаю им импровизировать с куклами поступки и диалоги героев. Некоторым детям мешает небольшой словарный запас, что затрудняет свободное ведение диалога, но постепенно, чувствуя, мою поддержку, дети чувствуют более естественно и уверенно, а их речь становится выразительнее. Знакомство с музыкальными произведениями через яркие музыкальные образы помогают детям найти соответствующее пластическое решение. Предлагаю детям сначала поимпровизировать движения под музыку, а потом они сами отмечают наиболее удачные находки.

Ребёнок в силу своих возрастных психологических возможностей всегда играет самого себя. Он ещё не способен перевоплощаться, играть чувства другого человека. Основываясь на личном эмоциональном опыте и памяти, он может вспомнить ситуацию в своей жизни, когда ему пришлось пережить чувства, похожие на ощущения героев сказки.

Хорошей традицией стало изготовление костюмов, бутафории и реквизита к своим музыкальным сказкам «Гуси — лебеди», «Дюймовочка» и другие. Конечно, дети принимали посильную помощь: раскрашивали, вырезали несложные детали, наклеивали украшения на костюмы, вырезанные по трафарету.

В своей работе над музыкальными сказками с детьми старшего дошкольного возраста я опираюсь на созданную мною программу «Арт — фантазия» для думающих и чувствующих, любящих и активных детей, готовых к творческой деятельности в любой области.

Результатом такой работы стало ее эффективность и положительное влияние на психическое здоровье детей.

Внедрение музыкальных сказок в, дали положительные результаты:

        отношение детей к нравственным нормам повысилось из 55 детей 15 % (8 детей) в 2012 г до 80 % (44 ребёнка) в 2014г;

  •                   увеличилось число лидеров с 15 % (8 детей) в 2012г до 33 % (18 детей) в 2014г;
  •                   снизилась агрессивность с 18 % (10 детей) в 2012г до 4 % в 2014г (2 детей).

Работа оказала влияние на функциональное состояние детей и на состояние их здоровья, улучшились показатели как физического так и психического здоровья детей

В работе с родителями:

        возрос интерес родителей к эмоциональному развитию ребёнка с 5 % (3 семьи) в 2012г до 27 % семей (16 семей) в 2014г;

        активность участия родителей в педагогическом процессе увеличилась с 9 % (6 семей) в 2012г до 36 % (20 семей) в 2014г.;

Я считаю, что работа прошла успешно, и дети, и родители получили необходимые знания, умения и навыки. Очевидно, что в главном направлении деятельности была обеспечена взаимосвязь всех составляющих здоровья — физического, психического и социального. Это позволило повысить эффективность педагогической деятельности в целом.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle