Библиографическое описание:

Клевенец Н. Д. Развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников с помощью художественной литературы [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 85-88.



 

Дошкольный возраст — яркая, неповторимая пора в жизни каждого человека. Именно в этот период происходит процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Дошкольное детство — время первоначального становления личности и то, какова будет эта личность, в немалой степени зависит и от педагогов.

Многие годы дошкольное воспитание в нашей стране было в основном ориентировано на обеспечение познавательного развития детей. Однако особенность дошкольного возраста заключается не только в овладении ребёнком знаниями, умениями и навыками, но и в становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа «Я», эмоциональной сферы.

Наблюдения за дошкольниками в игре и повседневной деятельности показывают, что дети часто неадекватно выражают свои эмоции (страх, удивление, стыд, злость, радость, грусть), они не умеют правильно оценивать эмоции других детей, что является существенным барьером в установлении доброжелательных взаимоотношений и умении конструктивно общаться.

Практика показывает, что в развитии эмоциональной сферы дошкольников слабо используются возможности детской художественной литературы, содержанием которой являются чувства, эмоции, настроения. Таким образом, художественная литература напрямую связана с развитием эмоциональной отзывчивости и воспитанием таких качеств личности как доброта, умение сопереживать и сочувствовать другому человеку.

В психолого-педагогической литературе выделяются следующие компоненты эмоциональной отзывчивости: доминанта на другом; способность распознавать переживания другого по внешним проявлениям; сопереживание эмоциям другого; выражение своего эмоционального отношения (экспрессия); способность активно проявлять свое эмоциональное отношение (оказывать помощь, поддержку). Кроме того, эмоциональная отзывчивость предполагает способность человека обнаруживать, определенным образом осознавать и оценивать то событие, которое переживается другим.

В психолого-педагогической литературе указывается на то, что эмоциональная отзывчивость можно и нужно развивать в процессе воспитания. Н. П. Ежова утверждает, что эффективность образования обусловлена степенью включенности в неё эмоциональных проявлений ребёнка как заданных природой естественных ценностных форм жизни. Способствовать этому может, с одной стороны, специально организованное эмоционально насыщенное общение взрослого с детьми, а с другой — существование в педагогическом процессе эмоционального компонента на равных правах с познавательным и действенно-практическим. [1, с. 36]

Содержание эмоционального компонента образования включает два аспекта: собственно-эмоциональное развитие и опосредованно-эмоциональное развитие. Первый аспект — это ряд взаимосвязанных направлений, каждое из которых имеет свои определённые способы воздействия на эмоциональную сферу и соответственно механизмы включения эмоций. Оно подразумевает: развитие эмоционального реагирования; развитие эмоциональной экспрессии; развитие эмпатии; формирование представлений о многообразии человеческих эмоций; формирование словаря эмоциональной лексики. Второй аспект (опосредованно-эмоциональное развитие) — это преднамеренное воздействие на эмоциональную сферу детей с целью осуществления и совершенствования процесса познания окружающего мира, интеллектуальных действий и деятельности в целом.

Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и, прежде всего ребёнка. Эмоции — это «сложный психологический механизм, прижизненно формирующийся в процессе деятельности ребенка и являющийся важным регулятором поведения и деятельности в соответствии потребностям и интересам детской личности». (А. В. Запорожец). [2, с. 210]

Эмоции — особый класс психических процессов и состояний, который составляет переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности. Если в познавательных процессах отражаются предметы и явления, то в чувствах — значимость этих предметов и явлений для данного человека в конкретной ситуации. Другими словами, эмоции — отражение индивидуальности человека, его внутреннего состояния

Но человеческие эмоции не возникают сами по себе, а формируются с первых дней жизни под влиянием среды, в которой оказывается ребенок. Вне общения, вне деятельности эмоциональная сфера качественно не развивается.

Необходимо создавать специальные условия, с целью формирования эмоционального мира детей. Л. С. Выготский считал, что «эмоциональное развитие детей — одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога». [3, с. 143]

Эмоциональная сфера ребенка рассматривается как одна из базовых предпосылок общего психического развития, как ядро становления личности ребенка, как один из фундаментальных внутренних факторов, определяющих психическое здоровье ребенка и становление его исходно благополучной психики. Не потеряло актуальности в наши дни, высказывание Л. C. Выготского о феномене «засушенное сердце» (отсутствии чувства), которое связано с логизированным и интеллектуальным воспитанием детей. [3, с. 215]

Эмоциональная отзывчивость дошкольников понимается педагогами

          как способность сопереживать окружающим людям, животным,

          соотносить факты с жизненным опытом;

          как эмоциональный отклик на боль другого человека или другого живого существа.

В формировании эмоциональной отзывчивости в дошкольном возрасте важную роль играют несколько факторов: наследственность и индивидуальный опыт общения с близкими взрослыми, а также целенаправленное развитие эмоциональной сферы (навыки выражения эмоций и связанные с эмоциями социально принятые формы поведения). Вне общения, вне деятельности эмоциональная сфера качественно не развивается. По мере развития личности у ребенка повышаются способности к самоконтролю и произвольной психической саморегуляции. В дошкольный период происходит становление способности детей к произвольной регуляции эмоций.

Развитие эмоций и способов их выражения — сложный процесс. На него оказывают влияния и особенности культуры, условия микросоциальной среды, характер созревания субъекта, уровень интеллектуального развития, объем получаемых знаний и представлений.

В детстве происходит развитие динамической и содержательной сторон эмоций и чувств. Развитие содержательной стороны обусловлено расширением и углублением знаний ребенка об окружающем мире, увеличением круга предметов и явлений, к которым он испытывает устойчивое отношение. Развитие динамической стороны обусловлено формированием умения контролировать и регулировать свои эмоциональные проявления. Содержательный аспект эмоций и чувств связан с причинами, с объектами переживаний. Динамический аспект эмоций и чувств характеризуется глубиной, продолжительностью, частотой возникновения переживаний.

Важную роль в развитии у ребенка чувств играет овладение речью. С включением речевых сигналов и реакций изменяется и протекание эмоциональных процессов. Все большую роль начинают играть корковые процессы, хотя сила возбуждения подкоркового слоя надолго сохраняет свое значение в поведении ребенка. Существенную роль играет словесное обозначение взрослыми своего отношения к действиям ребенка. Слова, выражающие оценки, становятся основой формирующихся у детей чувств, а в дальнейшем и моральных понятий и суждений.

У дошкольников появляются переживания, связанные с удовлетворением или неудовлетворением их стремлений соблюдать требования общественной жизни, то есть моральные чувства. Первые проявления чувства долга наблюдаются в 4–5 лет, когда на основе имеющихся знаний, умений, навыков начинает зарождаться моральное сознание, когда ребенок начинает понимать предъявляемые к нему требования, относить их к своим действиям и поступкам, к поведению других людей (взрослых и сверстников).

К 4-м годам эмоциональное развитие ребенка достигает такого уровня, что он может вести себя образцово. Однако то, что дети способны к так называемому «хорошему» поведению, еще не значит, что оно постоянно будет таким. Для 4-го ребенка характерны резкие перепады настроения, его эмоциональное состояние зависит от физического комфорта. Если 4-х летний ребенок очень устал или перенес полный напряжения день, он вполне может начать вести себя так, как ведут себя дети более младшего возраста. Это сигнал взрослому, что в данный момент на ребенка навалилось слишком много. Ему нужны ласка, утешение и возможность некоторое время вести себя так, как если бы он был младше. На настроение малыша 4-х лет начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Он начинает оценивать поведение окружающих людей, однако эти оценки очень категоричны и ситуативны. Младший дошкольник особенно нуждается в материнской поддержке и заботе воспитателя.

Дети 4-х лет — это в первую очередь «деятели», а не наблюдатели. Опыт активной разнообразной деятельности составляет важнейшее условие их развития. В этом возрасте происходит интенсивное формирование навыков и привычек культурного поведения. Важную роль при этом играют мотивы. Мотивация деятельности ребенка, его поступка, отношений способствует установлению единства между внешними формами культурного поведения и его нравственно значимыми побуждениями.

Поскольку дети 4-х лет оказываются способными выполнять элементарные поручения взрослых (родителей, педагогов), руководствоваться в своем поведении правилами: «Так можно, а так нельзя», они начинают осознавать простейшие мотивы общественной значимости: сделать что-либо полезное для сверстников и взрослых.

Дети 4-го года жизни еще не умеют еще соотнести представления о нравственной норме со своими поступками. К тому же у ребят очень слабо развиты такие качества, как самоконтроль, умение сознательно управлять своим поведением. В связи с этим они поступают под влиянием вспыхнувших при данных обстоятельствах чувств, желаний, забывая о требованиях взрослого. Вот почему моральные привычки, поступки детей в возрасте до 4-х лет часто носят ситуативный характер, т. е. проявляются в одних условиях и не обнаруживаются в других. Характерной особенностью проявления чувств в младшем дошкольном возрасте является их аффективный характер. Эмоциональные состояния у детей в этом возрасте возникают внезапно, протекают бурно, но столь же быстро и исчезают.

А. Д. Кошелева говорит о том, что взаимосвязь правильно организованного воспитательного процесса в семье и в детском саду является условием воспитания и развития у ребенка эмоциональной отзывчивости. [4, с. 176]

Симпатия и сочувствие побуждают ребенка к совершению первых нравственных поступков. Даже 4–5-летний ребенок выполняет нравственные нормы, проявляя чувство долга прежде всего по отношению к тем, кому симпатизирует и сочувствует.

Диапазон эмоций, адресованных товарищу по игре, может быть чрезвычайно широким: от полного безразличия и игнорирования, до заинтересованности и поддержки эмоциональных контактов, содержательного общения, взаимных действий. Эмоциональные проявления, возникающие в конкретной игровой ситуации, способны закрепляться и обобщаться, поэтому воспитатель должен так организовать игру, чтобы препятствовать возникновению и развитию отрицательных эмоций, проявлению невнимания, агрессивности.

Таким образом, эмоциональная сфера дошкольников сама по себе качественно не развивается. Её необходимо развивать, используя для этого различные средства педагогического воздействия.

Обобщая вышеизложенное, возраст 4-х лет можно назвать сензитивным для развития социального интеллекта, эмоциональной отзывчивости по следующим причинам:

        у детей на определенном уровне сформирована эмоциональная сфера;

        проявляются представления о моральных ценностях;

        овладение речью на достаточно хорошем уровне.

Одним из наиболее эффективных инструментов, помогающих развитию эмоциональной сферы, является художественная литература.

Несколько слов об особенностях организации занятий по знакомству детей с художественной литературой. В первую очередь, это свободная атмосфера, позволяющая детям располагаться вокруг читающего взрослого так, как им удобно. Это создание педагогом особого эмоционального настроя, позволяющего детям испытывать радость от встречи с книгой. Во-вторых — особенности в методике, когда воспитатель, обсуждая с детьми содержание прочитанного, использует не столько вопросы на запоминание и воспроизведение сюжета, сколько на понимание смысла и выражение своих эмоциональных впечатлений, типа: «Какое настроение после чтения у тебя возникло? Что тебе понравилось больше всего?» и т. д. Воспитатель включает детей в активную «переработку» прочитанного текста, стимулируя работу детского ума и сердца, используя прием «примеривание на себя», спрашивая: «Что бы ты сделал, как поступил?» или предлагая сделать прогноз событий: «Как ты думаешь, что произошло дальше? А что было бы, если бы…?». В-третьих, это активное проживание детьми текста произведения, чему помогает полная или частичная драматизация, разыгрывание отдельных эпизодов, повторное чтение наиболее понравившихся детям фрагментов, создание самодельных книг по сюжетам произведений или композиций (макетов) из игрушек и поделок.

Литература, как вид искусства лучше воспринимается в том случае, когда создана особая эмоциональная атмосфера, настраивающая ребенка на чтение книги. В режиме дня малыша должно быть специальное время для чтения. Не рекомендуется заставлять ребенка слушать чтение книги тогда, когда устал, желает смены деятельности. Только внимательное отношение к малышу, тщательный подбор литературных произведений и наблюдение за процессом восприятия книги со стороны взрослого приведут к достижению цели. Важно донести содержание книги до сознания малыша, не разрушив целостной картины произведения, не превратив его в наставление. Также воспитателю нужно знать самому и объяснять родителям, что детская литература лежит в основе базовой культуры личности, что она оказывает на человека латентное (скрытое), не проявляющееся сразу воздействие. Приобщая ребенка к литературе, взрослому придется рассчитывать на кропотливую, долговременную работу, которая в будущем даст свои плоды.

Целесообразно использовать следующий пошаговый алгоритм работы над художественным произведением.

  1. Чтение произведения.
  2. Беседа о прочитанном.
  3. Рассматривание иллюстраций.
  4. Игры-беседы детей с персонажами.
  5. Этюды на выражение эмоций у детей.
  6. Игры-драматизации по содержанию художественных произведений.
  7. Установление связи между идей произведения и жизненным опытом детей.

Главное условие воздействия художественного произведения на ребенка на этапе чтения является эмоциональное отношение взрослого к читаемому произведению. При чтении необходима артистичность, искренность и неподдельность эмоций взрослого. Выразительно читая книгу, педагог побуждает детей к прочувствованию глубины содержания художественного произведения. Одного лишь прочтения произведения недостаточно, чтобы оценить то, что освоено ребенком в эмоционально-нравственном плане.

Чтобы помочь ребенку глубже почувствовать события и поступки персонажей после прочтения произведения проводится беседа с детьми по осмыслению прочитанного. Воспитателю необходимо тщательно продумывать вопросы, которые должны стимулировать эмоциональное отношение ребенка к прочитанному. Главная цель беседы заключается в том, чтобы, побудив ребёнка к диалогу, научить его выражать свои эмоциональные переживания в речи.

Огромную роль в осмыслении материала, как познавательного, так и эмоционального характера, играют иллюстрации в детских книгах. Они представляют ребенку наглядный образ ситуации и способствуют пониманию характеристик персонажей. При рассматривании с детьми иллюстраций особое внимание необходимо уделить анализу эмоциональных состояний персонажей, изображенных на картинках, а также умению определять настроение при рассматривании пейзажных картин.

При работе над произведением очень эффективен прием игры-беседы с персонажами произведения. Цель данного приема — оценить то, насколько детям понятно содержание художественного произведения, то, как ребёнок усвоил нравственные эталоны, какова его позиция по отношению к разным героям. Для этого воспитатель может предложить показать понравившихся ребятам персонажей из рассматриваемого произведения или перевоплотиться в героев из произведений и показать мимикой и жестами своё отношение к ним.

Следующий этап в работе над произведением — это игра-драматизация.

Для организации таких игр используются простые и выразительные маски, костюмы и декорации, распределяли роли. Дети по-разному относятся к проигрыванию отрицательной роли: одни из них стараются ближе к тексту воспроизвести речь и действия отрицательного персонажа, при этом может быть формальное исполнение роли, в которой не затрагивается эмоциональная сфера ребенка. Бывают дети, которые категорически отказываются играть «плохих» персонажей, поэтому воспитатель может предложить таким детям роль второстепенных персонажей нейтрального или положительного характера. Но бывают дети, которые с нескрываемым удовольствием, очень эмоционально проигрывали роль отрицательного персонажа. Очень важно внимательно наблюдать за тем, как вносит ребенок в роль свое личное эмоционально-нравственное отношение к таким моментам, которые являются аналогами соответствующих жизненных ситуаций. При проведении игр-драматизаций детям могут обыграть не только эпизоды по сюжету произведения, но и совершенно новые темы. Проведение таких игр помогает детям обнаружить в жизни ситуации, похожие на те, которые проигрывали по содержанию произведений.

Какие же произведения можно использовать для проявления эмоциональной отзывчивости у детей: С.Чёрный «Приставалка», сказка «Кот, петух и лиса», сказка «Три медведя», сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», сказка «Маша и медведь», С. Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке», Л.Воронкова «Снег идёт», сказка «Снегурушка и лиса», Е. Чарушин рассказ «Волчишко», сказка «Волк и семеро козлят», З. Александрова стихотворение «Мой мишка», сказка «Рукавичка», сказка «Петушок и бобовое зёрнышко», Е. Благина стихотворение «Вот какая мама», сказка «У страха глаза велики», Л. Н. Толстой рассказ «Правда всего дороже», К.Чуковский рассказ «Цыплёнок».

Работа по развитию эмоциональной отзывчивости у детей посредством восприятия художественной литературы должна проводиться не только на специально организованных занятиях, но и на других занятиях и в самостоятельной деятельности ребенка. (например, в лепке, рисовании и др.).

Реализация подхода к развитию эмоциональной сферы посредством восприятия художественной литературы требует поддержки со стороны родителей. Знакомство родителей с важностью развития эмоциональной сферы используя художественную литературу, помогает им расширить свои возможности в плане воспитания ребенка.

Таким образом, грамотно построенная система работы по развитию эмоциональной сферы дошкольников посредством художественной литературы помогает формированию гармоничной личности.

 

Литература:

 

  1.      Ежова, Н. В. Развитие эмоций в совместной с педагогом деятельности. Дошкольное воспитание. 2003. № 8.
  2.      Запорожец, А. В. Развитие эмоциональной регуляции действий у ребенка / Запорожец, А. В. Избр. психол. труды: В 2-х т. Т.1. Психическое развитие ребенка.- М., Педагогика, 2006.
  3.      Выготский, Л. С. Педагогическая психология. — М., 1998.
  4.      Кошелева, А. Д., Перегуда, В. И., Шаграева, О. А. Эмоциональное развитие дошкольников.- М., 2003.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle